Профилактика ПДД
статья (средняя группа)

Предлагаю вниманию статью по профилактике ПДД воспитанникам детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_profilaktike_ddtt.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Система и модель работы с детьми дошкольного возраста по     ознакомлению с правилами дорожного движения».

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты, однако главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасности дорожного движения. Создание условий для формирования у детей навыков безопасного поведения, систематическая воспитательно-образовательная работа по ознакомлению их с правилами дорожного движения особенно актуальны в связи с введением во ФГОС ДО в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования - способности ребёнка соблюдать данные правила.

Психофизические особенности поведения

дошкольников на улицах и дорогах.

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без

сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических

особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на

поведении в дорожной среде.

У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы,

процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро

образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении

преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко

истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.

Стремление играть в любых ситуациях способствует

непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на

улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется

эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не

обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на

дорогу за укатившимся мячом, или неожиданно появиться на дороге на

велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности

движущегося транспорта .

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения,

формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость

движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль

находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения

водителя.

В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором,

как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной

опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается

торможение в центральной нервной системе ребенка.

Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те

звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны

поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с

близких объектов на дальние и наоборот.

Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что ,если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд .

Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся

транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает

наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части.

Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных

средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и

недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно,

даже, если водитель видит ребенка.

Исследования показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать.

Особенности организации педагогического процесса по

ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного

движения является профилактика детского дорожного транспортного

травматизма в дошкольных учреждениях.

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам

безопасности дорожного движения заключается в формировании у них

необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых

привычек безопасного поведения на улице и дорогах. В соответствии с

ФГОС дошкольного образования обучение правилам дорожного движения

осуществляется с учетом интеграции образовательных областей.

Так, в образовательной области «Речевое развитие» можно

использовать:

− составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам;

− развитие монологической речи при описании картин и иллюстраций

(«Транспорт», «Улицы нашего города», «Дети и дорога» и др.);

− наблюдения на экскурсиях;

− беседы;

− разучивание стихотворений, чтение рассказов .

В образовательной области «Познавательное развитие»:

− расширение представлений о различных детей к составлению планов,

схем участка, дороги;

− формирование интереса к созданию зданий и сооружений, и

строительного материала;

− обучение планированию процесса возведения построек,

объединенных общей темой (улицы, дома, машины).

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

– закрепление и расширение знаний правил дорожного движения,

посредством дидактических, сюжетно ролевых и других игр.

В образовательной области «Физическое развитие» – развитие

координации движений и ориентировка в пространстве.

В образовательной области «Художественно эстетическое развитие»:

− использование детских работ для оформления выставок, конкурсов,

интерьера детского сада;

− побуждение к активному участию в театрализованных

представлениях, праздниках, развлечениях .

Закрепление полученных знаний осуществляется во всех видах детской

деятельности: во время целевых прогулок, в процессе различных игр, на

интегрированных занятиях и т.д.

Система работы по ознакомлению дошкольников с

правилами дорожного движения.

Система обучения ПДД в дошкольном учреждении подразумевает:

  • воспитание у детей навыков культуры поведения на улицах, дорогах, в транспорте;
  • повышение квалификации педагогических кадров, отвечающих за социальное воспитание дошкольников;
  • активизация совместной деятельности учреждения и родителей по обучению детей ПДД.

Система работы по ознакомлению дошкольников с

правилами дорожного движения включает в себя следующие компоненты:

1. Создание предметно-развивающей среды

2. Работа с детьми.

3. Работа с педагогами.

4. Работа с родителями.

5. Работа с социальными партнерами.

  1. Создание предметно-развивающей среды.

Большое внимание в ДОУ необходимо уделять созданию предметно-развивающей среды. В группах должны быть оформлены содержательные,

красочные, мобильные уголки ПДД со следующим наполнением:

- дидактические, развивающие, настольные игры;

- атрибуты для ролевых игр «Шоферы», «АЗС», «Дорога» и т.д.;

- классификационные карты «Дорожные знаки», «Транспорт»;

- подборки народного фольклора;

- подборки художественной литературы;

- альбом «Это интересно…»

- подборка иллюстраций по правилам дорожного движения.

- книжки-малышки «Интересные истории о …»

- комплекты дорожных знаков;

- макет улицы с транспортными средствами;

-подборка проблемных ситуаций;

- подборка «Минуток безопасности»

В группах должны быть специально – оборудованные уголки, где

сделана разметка перекрестка, установлены дорожные знаки, собран

наглядный материал. Каждый год уголки по дорожному движению

пополняются необходимыми атрибутами, часто эти атрибуты созданы

руками самих родителей .Оборудование должно носить развивающий характер, что позволит

сформировать у детей в игровой форме представления о ПДД, овладеть

различными мыслительными операциями.

Методический кабинет должен быть оснащен памятками,

консультациями для воспитателей, родителей: «Безопасность на улицах

города», «Основные законы безопасного движения»,

– тематическими планами по возрастам,

– подобрана методическая и детская художественная литература,

– разработаны примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий,

целевых прогулок, дидактических игр «Дорожная игротека», «Дорожные

знаки», «Говорящие знаки», «Разложи по порядку», «Угадай знак», «Как

разговаривает улица»; «Узнай и расскажи»; «Лабиринт»; «Запомни и назови

номер автомобиля»; «Подбери детали»; «Запомни номер телефона»;

«Подбери колеса нужного размера к автомобилю»; «Четвертый лишний» с

использованием методов ТРИЗ, приобретено необходимое дидактическое

оборудование, направленное на развитие грамотного поведения ребенка на

улице.

Должен быть широко представлен в кабинете наглядный и

демонстрационный материал: плакаты, картины, макеты городских улиц и

дорог, фотоальбомы «Шаги к безопасности на дороге», «Всем, без

исключения, о правилах движения», «Дорожные ловушки», атрибуты и

пособия для проведения занятий, планшеты, схемы «Безопасный город»,

дидактические игры, костюмы и атрибуты, направленные на профилактику

ДДТТ, которые используются на тематических днях, занятиях, досугах и

развлечениях, создана картотека ЭОР.

  1. Работа с детьми.

Вся работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами

дорожного движения разделена на несколько этапов:

– Анализ семейного воспитания по данному вопросу.

– Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е.

их личный опыт, на который можно опереться.

– Расширение первоначальных детских представлений, накопление

новых знаний о правилах дорожного движения.

– Формирование сознательного отношения к соблюдению правил

дорожного движения .

Педагоги должны использовать разные формы работы с детьми:

  • Беседы;
  • Целевые прогулки и экскурсии;
  • Подвижные игры;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Театрализованные игры;
  • Свободная продуктивная деятельность;
  • Чтение художественной литературы;
  • Изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
  • Музыкально – игровые досуги;
  • Конкурсы, викторины, выставки;
  • Использование видеофильмов, роликов.

Разнообразие форм позволяет детям проявить свою активность и

творчество. Каждая образовательная деятельность содержит как

познавательный, так и занимательный материал.

Работа по воспитанию грамотного пешехода должна проходить и в

других видах деятельности. Форма проведения может быть различной:

развлечения, вечера загадок, вопросов и ответов, КВНы, конкурсы: «Я самый

главный пассажир», «Город безопасного детства», кружки, акции: «мы за

безопасное движение», «Моя мама меня бережет».

Основная задача – привить воспитанникам необходимые навыки

безопасного поведения на дорогах в опасных дорожно-транспортных

ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и

возможность ее избежать; сформировать соответствующую модель

поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного

поведения на дороге.

  1. Работа с педагогами.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения

Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности

таким образом, чтобы у каждого педагога, сформировалась жизненно важная

потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного

движения.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей следует

использовать эффективные формы методической работы: семинары

практикумы, нормативно-правовые чтения, педсоветы, диспуты, деловые

игры, методические посиделки, социальные акции, смотр-конкурсы, где

воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и

детьми. Для воспитателей проводятся встречи с сотрудниками ГИБДД,

которые дают рекомендации по организации работы в рамках пропаганды

ПДД.

  1. Работа с родителями.

Одним из основных направлений в работе по формированию знаний о

правилах дорожного движения является сотрудничество с семьей в вопросах

по ПДД.

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

– обучение родителей теоретическим знаниям (вербальная

информация), которая доносится до родителей на родительских собраниях,

через родительские уголки;

– практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на

улицах, дорогах, на площадке .

Родители воспитанников являются активными участниками обучения

детей правилам дорожного движения. Они играют решающую роль не только

в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное

поведение, включая поведение в дорожном движении, является для детей

примером для подражания. Родителям следует предлагать памятки по

обучению детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте.

Совместная работа воспитателя и родителей дает определенный результат.

Так родителями могут принять участие в отработке маршрут «Дорога в

детский сад», а для будущих первоклассников – «Дорога в школу», составить

схему с указанием опасных и безопасных мест. В рамках проведения в

детском саду недели безопасности дорожного движения ежегодно

проводится акция «Научи, покажи, расскажи и не нарушай сам», мастер-класс «Мы за безопасность».

В детском саду можно организовать выставки совместных

мероприятий с родителями, семейный мастер-класс «Безопасная дорога»,

провести «Веселые уроки в стране дорожных знаков», акции «Пристегнулись

всей семьей», социально-информационную кампанию «Сохраним самое

дорогое!».

  1. Работа с социальными партнерами.

Традиционными, интересными, поучительными должны стать встречи

воспитанников детского сада с сотрудниками ГИБДД, на которых ребята

имеют возможность повторить правила, участвовать в играх на внимание,

используя ситуативный метод, разбирать ошибки в поведении пешеходов.

Это могут быть и совместные встречи с гостями из библиотек, которые познакомят детей с литературными произведениями по данной тематике.

Таким образом, работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на дорогах должна проводиться планово, систематически, постоянно и охватывать все виды детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

профилактика плоскостопия - значение и профилактика деятельности

материал предназначен для родителей (консультация) в рамках работы кружка "Играя- лечись!" (2013-2014 учебный год. Октябрь)...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»...

Профилактика гриппа. Профилактика гриппа

Профилактика гриппа.Памятка для родителей...

Круглый стол для специалистов структур систем профилактики по обмену опытом работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, в том числе по предупреждению самовольных уходов из организаций

Причины и профилактика самовольных уходов воспитанников из детских образовательных учреждений.Побег – это признак неразвитого еще логического аппарата, можно сказать, детская игра в прятки. Но она хоч...