Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры речевого общения.
картотека
- Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 818.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ,
НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
1.Дидактическая игра "Вежливо- не вежливо"
Цель: Закреплять постоянное проявление вежливости в процессе общения, учить различать противоположные проявления: вежливость/не вежливость.
Ход игры:
Воспитатель: Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши.
Если считаете, что поступок невежливый, то топайте ногами.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Помочь поднять упавшую вещь.
- Громко разговаривать в общественных местах.
- Обозвать обидным словом одноклассника.
- Не уступить место пожилому человеку.
- Отвечать на телефонный звонок во время урока.
- Помочь донести сумку незнакомой старушке.
- Рассказать доверенную тебе тайну.
- Стараться говорить громче собеседника.
- Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед.
2.Дидактическая игра "С кем можно так общаться?".
Цель: Учить дифференцировать вежливые слова, закреплять смысловую сторону слов.
Ход игры: Воспитатель задает детям вопрос: "С кем можно так общаться?"
- Здравствуй!
- Добрый день!
- Привет!
- Здорово!
- Чао!
- Пока!
- До свидания!
- Будь здоров!
До встречи!
3.Дидактическая игра: «Догадайся»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости».
Ход игры:
Воспитатель:
(Закончи предложение).
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости, говорим …..(Простите нас, Пожалуйста).
4.Дидактическая игра с мячом «Добрые и вежливые слова»
Цель: совершенствование речевого этикета детей, культуры общения .
Ход игры: Дети стоят вокруг. Воспитатель берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось.
5.Игра - Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
Цель: Упражнять детей в употреблении вежливых слов, используя выражение, мимику, позу.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям сказать доброе слово товарищам.
6.Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: Продолжать употреблять в речи вежливые слова;
закреплять знания и умения детей о поведении в обществе, формировать у детей искреннее проявление любви к людям, доброжелательное отношение друг к другу. Быть внимательным и оказывать другим помощь. Убеждать, что доброта приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Материал: сюжетные картинки.
7.Дидактическая игра «Словарь вежливых слов».
Цель: Знакомить детей с "вежливыми" словами. Учить подбирать близкие друг к другу по смыслу "вежливые" слова.
Ход игры:
Ребята сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?
-Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)
(Здравствуйте!Будь здоров!Будьте добры!Будьте любезны!Спасибо!Благодарю!
Пожалуйста! Доброе утро!Добрый день!Добрый вечер! До встречи!До свидания!Доброй ночи!Пока!Прощайте!Счастливо! Извините, пожалуйста!
Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)
-Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.
8.Дидактическая игра «Не ошибись, пожалуйста!»
Цель: Обогащать, расширять словарь «вежливости».
Ход игры:
Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».
Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки.
- Поднимите, пожалуйста, руки!
- Будьте добры, похлопайте!
- Потопайте.
- Попрыгайте, пожалуйста!
- Тихо сядьте.
- Тихо сядьте, пожалуйста!
9.Дидактическая игра «Нужные слова!»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности;
Ход игры:
Ведущий задает вопросы, ребенку, давшему правильный, подробный ответ, вручается жетон. победитель тот, кто наберет наибольшее количество жетонов.
- Какие слова мы говорим при встрече? («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)
- Какие слова мы говорим при расставании?
- («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
- 3) Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
- («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
- 4) Какие слова мы говорим перед сном?
- («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
- 5) Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
- (Извинится и помочь встать).
- 6) Вы собрались нарисовать солнышко, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?
10.Дидактическая игра «Эхо»
Цель: Обогащать, расширять и активизировать словарь «вежливости» (употребление вежливых слов) формулами речевого общения в разных видах деятельности.
Ход игры:
Расскажите, что такое эхо. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а дети повторяют. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.
11.Дидактическая игра
«Птица благодарности»
Цель:
Ход игры:
Попросите детей представить, что на землю прилетела птица благодарности. Она залетала в окна к тем, кто забыл поблагодарить за что-либо своих родителей, друзей или знакомых, и напоминала им об этом. Затем дети должны представить, что птица благодарности залетела к ним в окно; вспомнить всех, кого они забыли поблагодарить, и мысленно сказать им спасибо.
12.Дидактическая игра
«Школа вежливости»
Цель: Формировать навыки культурного общения.
Ход игры:
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.
13.Игра-разминка
«Потерялось словечко»
(на каждый ответ мяч передается из рук в руки).
Цель: Развивать интерес к вежливым словам.
Ход игры:
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
14.Игра «Вежливые прятки»
Цель: Закреплять в речи вежливые слова.
Ход игры:
Выбирается водящий. Его задача - узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости: «Здравствуй», «Добрый вечер», «Всего хорошего» и т. д. Задача водящего - узнать ученика по голосу.
Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».
15.Игра «Волшебный цветик-семицветик»
Цель: Закреплять в речи вежливые слова
Ход игры: Воспитатель берет самодельный цветок - ромашку и объясняет условия игры: «волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его, отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:
Лети, лети, лепесток
Через запад - на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели...
А дальше он, например, говорит: «Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».
Цветков можно заготовить заранее несколько.
Чтобы дети не ушли в сторону от темы, воспитатель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать. Например: «Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».
Воспитатель: А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?
Дети: Вежливо, с улыбкой.
Воспитатель: Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?
Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.
16. Дидактическая игра«Пожалуйста»
Цель: формировать навыки культурного общения
Ход игры: По просьбе воспитателя дети исполняют определенные команды.
Воспитатель: Как я должна вас попросить о какой-либо просьбе? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать? Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (воспитатель во время игры предлагает самые разные команды.)
Воспитатель:А теперь устроим конкурс на самого вежливого.
17. Дидактическая игра "Доскажи словечко"
1.Растает ледяная глыба
От слова доброго… (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …( добрый день)
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(здравствуйте)
4. Когда нас бранят за шалости,
Говорим, прости…(пожалуйста)
6. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(до свидания)
18.Дидактическая игра «Приветствие!»
Цель: закреплять навыки вежливого поведения.
Ход игры:
Воспитатель: Угадай по голосу, кто тебя приветствует и ответь на приветствие, называя имя.
19.Дидактическая игра "Какие вежливые слова тебе известны?"
Цель: закрепить правила этикета, развивать речь.
Ход игры:
Воспитатель:
-Назови несколько вежливых слов, которые ты знаешь. (Пожалуйста)
-Когда говорят слово "пожалуйста"?
(Эти слова говорят, когда нужно что-то попросить или спросить разрешения что-то сделать.
-У слова "пожалуйста" есть верный друг, неразлучный помощник. Что это за слово? (Спасибо)
-Когда говорят "спасибо"?
(Когда за что-то благодарят. Например за угощение, за помощь, за поздравление.)
-Как же нужно произносить эти слова, чтобы они были по настоящему волшебными?
(Их нужно произносить четко, не торопясь, глядя в глаза человеку, с которым разговариваешь)
-Какие еще ты знаешь вежливые слова кроме "спасибо" и "Пожалуйста"? (Благодарю, будьте добры и т.д.)
_Какими словами прощаются? (До свидания, всего доброго, счастливого пути, доброго пути, до встречи, всего хорошего, до завтра).
20. Игровой задание "В мире вежливых слов"
Цель: закреплять правила этикета, развивать умение общаться.
Ход игры:
Воспитатель беседует с детьми о том, что каждый день они встречают много людей. важно, чтобы никто из них не пожалел о встрече с ними, пусть даже самой короткой, и не обиделся на вас. культурный человек всегда и везде вежлив, внимателен, чуток со знакомыми, и с незнакомыми людьми. Ему важно, что о нем подумают окружающие. Он не позволяет, что бы в его присутствии кого-то оскорбляли или грубо разговаривали.
"относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам".
Вежливость то, без чего нельзя обойтись. Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость. помните: вежливость - лучшее лекарство от злобы и грубости.
Сказка "Зайка заблудился"
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел Зайка. Он шел через лес, заблудился - попал к нам. Давайте поможем ему найти дорогу домой.
Зайчик: Ребята, помогите мне попасть домой!
Воспитатель: Зайчик! Ты обращаешься невежливо. Ребята, подскажите Зайке, как нужно просить.
Дети: Зайчик должен сначала поздороваться, затем сказать волшебное слово - "пожалуйста".
(Зайчик повторяет свою просьбу вежливо.
Воспитатель: Пошел Зайка по тропинке, которую вы ему указали, и встретил Медвежонка.
Зайчик: Уходи, Медвежонок, с моей дороги, дай мне пройти.
Воспитатель: А Медвежонок стоит упрямо и не уходит. Как вы думаете почеиу?
(Дети помогают Зайке вежливо попросить Медвежонка)
Медвежонок: Проходи, пожалуйста, Зайка.
Воспитатель: Зайчик пошел дальше. А вокруг столько красивых цветов! Он решил собрать букет и сбился с тропинки. Испугался Зайка , заплакал. Вдруг на верхушке дерева он увидел Белочек.
Зайка: Попрошу я их помочь. как же мне попросить, чтобы они мне не отказались помочь? Вспомню-ка я слова, которым меня учили. Здравствуйте, Белочки! Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу домой.
белочка: Здравствуй, Зайка! Мы живем рядом с твоим домом, на опушке леса и покажем тебе дорогу. Иди за нами.
Воспитатель: Белочки перепрыгивали с дерева на дерево, а Зайка шел за ними и вышел на тропинку. А вот и дом!
Зайка: Спасибо, ребятам, помогли мне, подсказали удивительные волшебные слова.
Воспитатель: Ребята, почему Зайка решил, что эти слова волшебные? Как еще мы называем эти слова? перечислите их. Пусть эти слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными и помогут вам в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/10/picture-723409-1449732478.jpg)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.
Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/19/picture-817988-1474305183.jpg)
Реализация речевых ситуаций, направленных на развитие культуры речевого общения
Цель данной разработки: развитие культуры речевого общения у старших дошкольников при помощи речевых ситуации, данные ситуации проводились на вербальной основе, а похожие на них на не вербальной...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/12/picture-1030382-1670848951.jpg)
Картотека игр и игровых упражнений на развитие слухового и речевого внимания
Данный материал будет полезен как родителям, так и педагогам....
Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения
Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1399037-1668327904.jpg)
Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения
Картотека дидактических игр, игровых ситуаций по развитию навыков культуры общения...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/15/picture-525302-1686810868.jpg)
Картотека коммуникативных игр и игр, направленных на формирование культуры речевого общения для детей 4-5 лет
laquo;Коммуникативные игры» направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков позитивного общения и успешной социализации.От того, насколько успешно удается...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/13/picture-735528-1452671043.jpg)
Картотека коммуникативных игр и игр, направленных на формирование культуры речевого общения для детей 4-5 лет
laquo;Коммуникативные игры» направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков позитивного общения и успешной социализации.От того, насколько успешно удается...