Картотека игр по правовому воспитанию
картотека (старшая группа)

Псел Елена Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry_po_pravovomu_vospitaniyu.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по правовому воспитанию

Игры на закрепление правовых основ

1. «Я имею право»

Цель: познакомить с правовыми основами доступными возрасту детей.

Ход: ребенку предлагаются картинки (ребенок катается на велосипеде, поливает цветы, кормит собаку и т. д.). Ему предлагается разложить эти картинки возле шаблона «Я имею право…», и объяснить свой выбор.

2. «Эхо»

Цель: помочь осознать, что каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.

Ход: дети становятся в круг и поочередно произносят свои имена, остальные хором их повторяют.

3. «Все имеют равные права»

Цель: сформировать представление о правовом равенстве.

Ход: дети должны выбрать жетоны для последующего обсуждения предлагаемой ситуации.

4. Игра «Кто, где живёт?»

Цель: формировать знания детей о праве на гражданство, о странах, народах, которые живут в них.

Ход: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Германии – германцы, в Киргизии – киргизы) и т. д.

5. Игра «Прогулка по ручью»

Цель: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.

Ход: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.

Игры на закрепление социальных норм

1. «Я должен»

Цель: разграничить понятие «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Ход: дети должны разложить около шаблона «Я должен…» картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

2. «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу

Ход: в групповой комнате следует разложить предметы препятствия. Дети должны распределиться по парам: ведущий и ведомый. Ведомый должен надеть на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойди его». Затем дети меняются ролями.

3. «Цепочка имен»

Цель: способствовать социально-нравственному развитию, воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход: воспитатель должен назвать любое имя, например, Александр. Детям предлагается образовать от этого имени производные: Саша, Шура, Сашенька.

4. «Взрослое имя»

Цель: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Ход: дети должны встать в круг и по очереди произнести ту форму своего имени, которая им больше нравится (когда они повзрослеют).

5. Игра - пантомима «Помогаю взрослым»

Цель: закрепить с детьми понятие обязанности.

Ход: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать «их товарищ.

Игры-ситуации по правовому воспитанию

Ситуация 1:

Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и …горшок с цветком перевернулся и оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала Иришку.

- Какие права нарушены в этом случае?

- Как поступили бы вы?

Ситуация 2:

Алёша катался на велосипеде, упал и сильно поранил колено. Подошёл папа, поднял сына и сказал: «Ну, что ты плачешь? Прекрати! Ничего страшного не случилось». Затем папа снова сел на лавочку и продолжал читать газету. А Алёше уже не хотелось кататься – у него сильно болело колено. Вечером, когда мама пришла с работы. То увидела Лёшу лежащим в кровати. У него поднялась температура. Пришлось вызвать врача.

- Прокомментируйте эту ситуацию.

Ситуация 3:

Час пик. Автобус. Много людей. На переднем сиденье расположились мальчик и девочка, которые с удовольствием смотрят в окно. На остановке в автобус вошёл старик, и своё плохое настроение он перенёс на окружающих людей. Увидев сидящих детей, он начал кричать и грубо обзывать их. - Как поступить в этой ситуации?

Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи

1. «Скорая помощь»

Цель: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03.

Материал: игрушечная машина «Скорой помощи». Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций: человек лежит в кровати с градусником под мышкой; малыш с синяком; старик, упавший на улице (рука у сердца) и т. д. Белые докторские колпаки и халаты - на каждого участника игры.

Ход: на столе разложены сюжетные картинки. Бригада «Скорой помощи» (5-6 детей) повторяет номер телефона своей экстренной службы, едет по «вызовам» (дети двигают машинку от картинки к картинке) и забирает в больницу (собирают картинки) только «тяжелобольных людей». Остальные обсуждают действия бригады «Скорой помощи».

2. «Если возник пожар»

Цель: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона экстренной пожарной службы.

Ход: дети становятся в круг. В центре - воспитатель с воздушным шаром в руке. Он произносит стихотворные строки и, не договаривая последнего слова, передает шар одному из детей. Ребенок быстро досказывает строку и передает шар тому и т. д. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, а шар переходит к педагогу.

Воспитатель.

Этот шар в руках недаром.

Если раньше был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар -

Звал пожарных в бой с пожаром.

Где с огнем беспечны люди,

Где взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой, безжалостный. (передает шар ребенку)

Ребенок. Пожар. (Передает шар другому.)

Воспитатель.

Раз, два, три, четыре -

У кого пожар. ?

Ребенок. В квартире. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил. ?

Ребенок. Утюг. (Передает шар.)

Воспитатель.

Красный отблеск пробегает.

Кто со спичками.?

Ребенок. Играет. (Передает шар.)

Воспитатель.

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над. ?

Ребенок. Газом. (Передает шар.)

Воспитатель.

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег.?

Ребенок. Листву. (Передает шар.)

Воспитатель.

Дым увидел - не зевай и пожарных.

Ребенок. Вызывай. (Передает шар.)

Воспитатель. Помни каждый гражданин этот номер - !

Ребенок. Ноль один.

3. «Помогите! Полиция!»

Цель: сформировать представление о том, в каких случаях необходимо обращаться за помощью в полицию.

Материал: карточки с изображением телефонного аппарата, на котором написан номер службы полиции - 02. Наборы сюжетных картинок с изображением различных жизненных ситуаций, требующих и не требующих вмешательства полиции.

Ход: дети делятся на команды по трое. Воспитатель раздает каждой команде наборы сюжетных картинок и карточки с номером вызова полиции. Играющие стараются как можно быстрее разложить карточки с изображением телефона около картинок с ситуациями, которые требуют вмешательства полиции. После игры дети обсуждают результаты действий каждой команды.

Игры, направленные на формирование чувства собственной безопасности

1. «Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они дома одни, только людям, живущим с ними в одной квартире.

Ход: Воспитатель и дети обыгрывают ситуации, в которых ребенок, находясь в квартире один, не должен пускать в дом посторонних. Кто-либо из детей стоит за дверью, остальные уговаривают его открыть дверь, используя привлекательные обещания, ласковые слова и интонации.

Примерные ситуации:

- почтальон принес срочную телеграмму;

- слесарь пришел ремонтировать кран;

- милиционер пришел проверить сигнализацию;

- медсестра принесла лекарство для бабушки;

- мамина подруга пришла в гости;

- соседи просят зеленку для поранившегося ребенка;

- незнакомые люди просят оставить вещи для соседей;

- женщине нужно вызвать «Скорую помощь».

Тренинг повторяется несколько раз с разными участниками.

2. «Куда бежать, если за тобой гонятся»

Цель: научить детей различным способам реагирования на угрожающую ситуацию.

Материал: картинки с изображением парка, безлюдной дороги, остановки со ждущими автобус людьми, поста ДПС.

Ход: дети рассматривают картинки, высказывают и обосновывают свое мнение о том, куда следует бежать от преследователей.

3. «Купание в море»

Цель: предостеречь детей от несчастных случаев во время купания в море, реке.

Материал: игрушки (разложены на полу) - на каждую пару детей. Музыкальное оформление. Аудиозапись «Шум моря».

Ход: перед тем как «войти в воду», дети выполняют несколько гимнастических упражнений. «Войдя в воду», они распределяются по парам (один исполняет роль взрослого, другой - ребенка) и берутся за руки. «Ребенок» закрывает рот, глаза, опускает лицо в воображаемую воду. После паузы поднимает лицо. Воспитатель напоминает, что опускать лицо в воду можно только закрыв рот. Затем «ребенок» выполняет следующие упражнения: приседает («уходит с головой под воду», считает про себя до 5, встает; достает игрушку со «дна»; дует на «воду»; делает быстрый выдох под «водой». Дети в парах меняются ролями.

4. «Съедобный грибок положи в кузовок»

Цель: закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах.

Материал: набор картинок с изображением съедобных и несъедобных грибов (или муляжи). Вырезанные из картона деревья (или игрушки). Корзина.

Ход: картинки с грибами (муляжи) разложены под «деревьями». Дети собирают в корзину только «съедобные грибы». По окончании игры считают сколько грибов собрали.

Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

1. «Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение; работать над выразительностью речи.

Ход: дети стоят в кругу и катают друг другу мяч - «Колобок». Тот, к кому попадает «Колобок», должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Как тебя зовут?», «Колобок, я знаю, из какой ты сказки», «Колобок, давай с тобой дружить», «Приходи ко мне в гости, Колобок!». После сказанной фразы ребенок передает «Колобка» другому игроку.

2. «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.

Материал: повязка на глаза - по количеству пар детей. Предметы - «препятствия»: стулья, кубики, обручи и т. д.

Ход: в комнате разложены и расставлены предметы - «препятствия». Дети распределяются по парам: ведущий - ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться, например: «Переступи через кубик», «Здесь стул. Обойдем его». Затем дети меняются ролями.

3. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: продемонстрировать детям различные модели взаимодействия друг с другом.

Ход: каждое упражнение выполняется 2-3 минуты. Дети в парах сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель. Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, «познакомьтесь» одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

- Вытяните руки вперед, найдите руки соседа - «ваши руки ссорятся». Опустите руки.

- Ваши руки ищут друг друга - «они хотят помириться». Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

- После игры с детьми обсуждается, какая форма поведения партнера понравилась больше, какие чувства возникали в ходе упражнения.

4. «Нарисуй узор»

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал: бумажный шаблон варежки -на каждого ребенка. Набор карандашей - на каждую пару.

Ход: дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый узор. После игры проводится конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека изгр- заданий для дошкольников по правовому воспитани

Правовое воспитание начиниется с дошкольного возраста. Я предлагаю Вашему вниманию картотеку разработанных наками игр- заданий для детей на тему" Я и мои права" Картотека удобна для распечатания....

Картотека игр по нравственно-правовому воспитанию

Подборка игр на развитие чувства индивидуальности, развитие умения общаться, основы правововых знаний, адаптацию в социальном мире....

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Картотека игр по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Картотека игр по правовому воспитанию детей дошкольного возраста....

Картотека дидактических игр по правовому воспитанию дошкольников

Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития...

Картотека игр по правовому воспитанию в детском саду.

У каждого человека есть право иметь собственное мнение и говорить то, что он думает....

Картотека игр по правовому воспитанию в средней группе

Правовое воспитание у дошкольников помогает обогащать первоначальные представления детей о личных правах человека...