Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
консультация

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

     Консультация для педагогов

«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Познание мира - это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей.

В процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, получают ответы на вопросы: Почему? Зачем? Как? Что будет, если., почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Существуют несколько разновидностей экспериментов:

• Случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

• Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

• Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.

Во время проведения эксперимента необходимо придерживаться четкой структуры:

* постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

* выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

* проверка гипотез;

* подведение итогов, вывод;

* фиксация результатов (если это необходимо);

* вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников можно использовать различные стимулы:

* внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

* тайна, сюрприз;

* мотив помощи;

* познавательный мотив (почему так);

* ситуация выбора.

Для поддержания интереса к экспериментированию можно использовать игровую деятельность. Давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени дидактической игрушки, например, Кота Ученого или Незнайки. Эти герои «участвуют» в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные объекты исследования. Кот Ученый это хозяин лаборатории, очень умный и дружелюбный, но не любит шума и баловства и всегда приносит детям интересные и трудные задания. Незнайку наоборот нужно всему учить, все ему объяснять и доказывать.

Так же мотивом к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.

Так, например, во время изучения темы «Свойства воздуха» Кот Ученый принес в лабораторию шкатулку. Дети удивились, что в ней ничего не было. А в конце занятия пришли к выводу, что шкатулка не пустая, а заполнена воздухом.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно - следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Литература:

А. И. Братухина. Детское экспериментирование как огромный развивающий потенциал развития ребенка / А. И. Братухина, О. В. Фалалеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56800/ (дата обращения: 14.12.2022).

А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М: ТЦ Сфера, 2007. — 56 с.

А. И. Иванова. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»

Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»...

Консультация для воспитателей: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность.«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в пер...

Консультация для педагогов "Организация экспериментальной деятельности детей в летний период"

формирование у детей познавательного интереса,  наблюдательности методом экспериментирования...

Консультация для педагогов "«Организация экспериментальной деятельности детей в летний период» 2019 год

Наступило лето. Чем занять ребёнка, когда у него  появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пол...

Консультация для педагогов "Организация экспериментальной деятельности"

Консультация для педагогов "Организация экспериментальной деятельности"...

Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»

Консультация для педагогов«Организация экспериментальной деятельности детей в летний период»...

12 .12.2021 Консультация для педагогов «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

Консультация   для педагогов «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»...