Консультация для родителей " Как нужно поощрять и как нельзя наказывать детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Сапраненко Ирина Альбертовна

 

 

Консультация для родителей

Тема:  «Как нужно поощрять и как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

 

Детей следует хвалить за их достижения, хорошие поступки. С

помощью похвалы словами или тактильными действиями (поглаживаниями,

похлопываниями, пожиманием руки и т.д.) закрепляется какой-либо навык

ребенка, т.к. малыш еще и еще хотел бы получить такую награду от

Мамина улыбка, папино одобрение, похвала воспитателя – стимулы

для формирования положительных привычек.

Поощрение может быть выражено и в виде подарка, который родители

или родственники дарят ребенку. Подарок должен быть не только вкусным,

но и полезным. Поэтому подарки лучше всего делать индивидуальными,

многофункциональными. Учитывая особенности дошкольника, сладкий

может быть дополнен фломастерами,конструкторами,

развивающими играми, познавательными книгами.

Поощрять надо так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и

наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном

отношении больше. Это необходимо для положительного воспитательного

Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют

место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и

достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения ребёнка, необходимо

понимать, что подарок-это лишь символ успеха или достижения.

Дети чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно

девочки), поэтому поощрениями для них могут служить удачно подобранные

фразы и слова.

Давать особо почётные поручения, когда ребёнку доверяется,

поручается нечто большее, чем обычно.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть

результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.

Наказание

Наказание - это мера воздействия, применяемая за вину, проступок.

Этот метод чаще всего используется родителями после многократного

уговаривания ребенка что-то сделать (прибрать игрушки, почистить зубы)

или после совершения им проступка, который хотелось бы, чтобы не

повторялся в будущем. Самое сильное наказание для дошкольника – это

лишение общения и возможности играть, поэтому одиночество, усаживание

на стульчик или отказ от совместной деятельности – действенный и

эффективный способ.

Наши советы:

Чего категорически нельзя!

Наказывать едой

Обзывать бранными словами

Ставить в угол надолго

Наказывать в публичном месте

Наказывать молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольного

возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться

напряжение всех его психических сил.

Говорить: « Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это

самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребёнку

со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно

применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту

основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.

Наказывать физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме

страха, не скрывается ничего. Ребенок будет бояться, но не понимать, почему

этого нельзя делать.

Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком как

словесное битьё.

Чрезмерно наказывать, не соблюдая правила о том, что поощрений при

воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование

хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его)

Наказание не должно носить отсроченный характер, нельзя наказывать

за проступок, который совершен неделю или месяц назад (чем меньше

ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

Упрекать, поминать былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое

поведение ребёнка.

После наказания обязательно должно быть прощение. Поощрение не

следует превращать в наказание: подарок нельзя забирать, даже если ребенок

совершил проступок, это сводит на нет все прежние усилия по воспитанию.

Любящему родителю на заметку

Чем можно справедливо заменить наказание:

Ø Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть

у родителей

Ø Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение не правильно,

но будьте предельно кратки.

Ø Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку более

привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

Ø Неторопливостью. Не спешите наказывать, подождите, пока поступок

повторится.

Ø Наградами. Они более эффективны, чем наказания

 

Советы специалистов:

1Научите ребёнка поругать самого себя. Таким образом, вы на пути

к самоконтролю, самоанализу, самокритике

2Измените тон общения: решительный, но не крикливый

3Измените в себе самом (т.е. в родителе) выражение лица -

нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду,

гнев

4Лишите на время любимой игрушки или другого предмета,

поставив их на видное место, периодически при этом напоминайте ребенку

«Скучает нынче наша кукла»

5Проводите вечером (не перед сном) эпизодические секретные

совещания вдвоем (папа и ребенок, мама и ребенок) на тему: что я сегодня

делал не так

6Хвалите других детей или друзей, но к месту «А вот Саша всегда

одевается сам - просто молодец»

7Организуйте дома «уголок не обдуманных поступков», где

ребенок будет наказанным не стоять, а сидеть, но без ничего

8После любого наказания обязательно обговаривайте (кратко),

почему, за что наказан, а потом - обязательно приласкайте.

 

7 правил известного психотерапевта В. Леви «ВАЖНО ПОМНИТЬ»

1 Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни

психическому.

2 Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.

Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.

3 За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу

много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки

сразу.

4 Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и

наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя

длительное время после их совершения. Уже сам факт обнаружения

проступка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5 Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в

определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен

бояться, не гнева, а огорчения взрослых.

6 Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно

восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как

унижение человеческого достоинства.

7 Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его

проступках – больше ни слова.

Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в тех

случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил

принятые нормы поведения.

Условия действенности метода наказания

ü Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно

относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

ü Сочетать наказания с убеждениями. Именно через проникновенное

слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его

причины, а также желание исправить свое поведение.

ü Отсутствие поспешности применения наказания. Необходимо

сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным

действиям.

ü Применять наказания лишь после того, как все другие методы и

средства не дали никаких результатов.

ü Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного

ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического

требования, а третьему просто необходим запрет.

ü Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают

угрызения совести. В таком случае – зачем оно?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://psihdocs.ru/i/tw.svg

https://psihdocs.ru/i/vk.svg

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как нужно поощрять и как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

2023 г

Консультация для родителей

Тема:  «Как нужно поощрять и как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

Детей следует хвалить за их достижения, хорошие поступки. С

помощью похвалы словами или тактильными действиями (поглаживаниями,

похлопываниями, пожиманием руки и т.д.) закрепляется какой-либо навык

ребенка, т.к. малыш еще и еще хотел бы получить такую награду от

Мамина улыбка, папино одобрение, похвала воспитателя – стимулы

для формирования положительных привычек.

Поощрение может быть выражено и в виде подарка, который родители

или родственники дарят ребенку. Подарок должен быть не только вкусным,

но и полезным. Поэтому подарки лучше всего делать индивидуальными,

многофункциональными. Учитывая особенности дошкольника, сладкий

может быть дополнен фломастерами,конструкторами,

развивающими играми, познавательными книгами.

Поощрять надо так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и

наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном

отношении больше. Это необходимо для положительного воспитательного

Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют

место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и

достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения ребёнка, необходимо

понимать, что подарок-это лишь символ успеха или достижения.

Дети чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно

девочки), поэтому поощрениями для них могут служить удачно подобранные

фразы и слова.

Давать особо почётные поручения, когда ребёнку доверяется,

поручается нечто большее, чем обычно.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть

результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.

Наказание

Наказание - это мера воздействия, применяемая за вину, проступок.

Этот метод чаще всего используется родителями после многократного

уговаривания ребенка что-то сделать (прибрать игрушки, почистить зубы)

или после совершения им проступка, который хотелось бы, чтобы не

повторялся в будущем. Самое сильное наказание для дошкольника – это

лишение общения и возможности играть, поэтому одиночество, усаживание

на стульчик или отказ от совместной деятельности – действенный и

эффективный способ.

Наши советы:

Чего категорически нельзя!

Наказывать едой

Обзывать бранными словами

Ставить в угол надолго

Наказывать в публичном месте

Наказывать молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольного

возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться

напряжение всех его психических сил.

Говорить: « Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это

самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребёнку

со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно

применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту

основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.

Наказывать физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме

страха, не скрывается ничего. Ребенок будет бояться, но не понимать, почему

этого нельзя делать.

Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком как

словесное битьё.

Чрезмерно наказывать, не соблюдая правила о том, что поощрений при

воспитании ребёнка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование

хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его)

Наказание не должно носить отсроченный характер, нельзя наказывать

за проступок, который совершен неделю или месяц назад (чем меньше

ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

Упрекать, поминать былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое

поведение ребёнка.

После наказания обязательно должно быть прощение. Поощрение не

следует превращать в наказание: подарок нельзя забирать, даже если ребенок

совершил проступок, это сводит на нет все прежние усилия по воспитанию.

Любящему родителю на заметку

Чем можно справедливо заменить наказание:

¬ Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть

у родителей

¬ Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение не правильно,

но будьте предельно кратки.

¬ Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку более

привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется.

¬ Неторопливостью. Не спешите наказывать, подождите, пока поступок

повторится.

¬ Наградами. Они более эффективны, чем наказания

Советы специалистов:

1Научите ребёнка поругать самого себя. Таким образом, вы на пути

к самоконтролю, самоанализу, самокритике

2Измените тон общения: решительный, но не крикливый

3Измените в себе самом (т.е. в родителе) выражение лица -

нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду,

гнев

4Лишите на время любимой игрушки или другого предмета,

поставив их на видное место, периодически при этом напоминайте ребенку

«Скучает нынче наша кукла»

5Проводите вечером (не перед сном) эпизодические секретные

совещания вдвоем (папа и ребенок, мама и ребенок) на тему: что я сегодня

делал не так

6Хвалите других детей или друзей, но к месту «А вот Саша всегда

одевается сам - просто молодец»

7Организуйте дома «уголок не обдуманных поступков», где

ребенок будет наказанным не стоять, а сидеть, но без ничего

8После любого наказания обязательно обговаривайте (кратко),

почему, за что наказан, а потом - обязательно приласкайте.

7 правил известного психотерапевта В. Леви «ВАЖНО ПОМНИТЬ»

1 Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни

психическому.

2 Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте.

Никакой «профилактики», никаких наказаний на всякий случай.

3 За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу

много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки

сразу.

4 Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и

наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя

длительное время после их совершения. Уже сам факт обнаружения

проступка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5 Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в

определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен

бояться, не гнева, а огорчения взрослых.

6 Не унижайте ребенка. Какой бы ни была его вина, наказание не должно

восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как

унижение человеческого достоинства.

7 Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его

проступках – больше ни слова.

Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в тех

случаях, когда ребенок не выполнил установленных требований и нарушил

принятые нормы поведения.

Условия действенности метода наказания

 Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым).

Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно

относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.

 Сочетать наказания с убеждениями. Именно через проникновенное

слово воспитателя можно довести до сознания смысл наказания и его

причины, а также желание исправить свое поведение.

 Отсутствие поспешности применения наказания. Необходимо

сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным

действиям.

 Применять наказания лишь после того, как все другие методы и

средства не дали никаких результатов.

 Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного

ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического

требования, а третьему просто необходим запрет.

 Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают

угрызения совести. В таком случае – зачем оно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".

Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....

Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста

Шесть недопустимых наказаний для детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»

laquo;Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей "Какие упражнения можно и какие нельзя делать в дошкольном возрасте"

Консультация для родителей "Какие упражнения можно и какие нельзя делать в дошкольном возрасте"...

Памятка "Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста?".

Памятка "Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста?"....

Консультация для родителей средняя группа На тему: "Чего нельзя делать в дошкольном возрасте"№1

КОНСУЛЬТАЦИЯ №1 На тему: «Чего нельзя делать в дошкольном возрасте»         Нельзя заставлять ребенка выполнять упражнения, которые ему не нравятся,...