История возникновения сюжетно-ролевой игры
презентация
Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах. Главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904 - 1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии считает непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, связанное с низким уровнем развития производительных сил; участие детей совместно со взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыхе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_vozniknoveniya_syuzhetno-rolevyh_igr.docx | 20.61 КБ |
istoriya_vozniknoveniya_syuzhetno-rolevyh_igr.pptx | 911.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение № 141 «Детский сад комбинированного вида»
Доклад
«История возникновения сюжетно-ролевой игры»
Составил: старший воспитатель
Павлик Л.В.
2021г.
1 СЛАЙД
«История возникновения сюжетно-ролевой игры»
2 СЛАЙД
Вопрос об историческом возникновении игры тесно связан с характером воспитания подрастающих поколений в обществах. Главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие детей, Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904 - 1984) - доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии считает непосредственное участие детей в жизни взрослых: раннее включение детей в производительный труд, связанное с низким уровнем развития производительных сил; участие детей совместно со взрослыми в танцах, праздниках, некоторых ритуалах, торжествах и отдыхе.
Указывая на игру как средство воспитания, Эльконин замечает, что там, где ребенок может принимать участие в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, там он это и делает. Там же, где этого нет, ребенок «врастает» в мир взрослых через игровую деятельность, которая отражает жизнь общества. (Здесь уже содержится намек на историческое возникновение игры и ее связь с изменением положения ребенка в обществе).
3 СЛАЙД
Таким образом, положение ребенка в обществе на самых ранних ступенях развития характеризуется, прежде всего, ранним включением детей в производительный труд взрослых членов общества. Чем на более ранней ступени развития стоит общество, тем раньше включаются дети в производительный труд взрослых и становятся самостоятельными производителями. В наиболее ранние исторические периоды жизни общества дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитательная функция еще не выделялась как особая общественная функция, и все члены общества осуществляли воспитание детей, основной задачей которого было сделать детей участниками общественного производительного труда, передать им опыт этого труда, а основным средством - постепенное включение детей в доступные им формы труда взрослых.
4 СЛАЙД
Д.Б. Эльконин указывает на раннюю самостоятельность, как характерную черту детей, живущих в первобытном обществе. Указанные характерные черты ребенка, живущего в условиях первобытного общества, его ранняя самостоятельность и отсутствие резкой грани между детьми и взрослыми являются естественным следствием условий жизни этих детей, их реального места в обществе.
5 СЛАЙД
Стремление ребенка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и непосредственно — начиная с 3—4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют.
6 СЛАЙД
Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Теории игры, видящие ее источники во внутренних инстинктах и влечениях, фактически снимают вопрос об историческом возникновении ролевой игры. Вместе с тем именно история возникновения игры может пролить свет на ее природу.
7 СЛАЙД
Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось, что происходило не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися, а путем его своеобразного вклинивания. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Таким образом, вместе с возникновением ролевой игры, возникает и новый этап в развитии ребенка, который в современной психологии и педагогике носит название дошкольного периода развития. Этот период по праву может быть назван возрастом ролевой игры.
8 СЛАЙД
Совершенно очевидно, что эта своеобразная игровая техника не могла быть результатом самостоятельной творческой изобретательности детей. Скорее всего, они заимствовали эту технику из драматического искусства взрослых, достаточно развитого на этой ступени развития общества. Обрядовые драматизированные танцы, в которых условное изобразительное действие было широко представлено, и дети были или прямыми участниками, или зрителями этих танцев. Есть поэтому все основания предполагать, что игровая техника была воспринята детьми из драматического искусства».
Так как деятельность людей и их отношения чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр очень многообразны и изменчивы.
9 СЛАЙД
В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых.
10 СЛАЙД
Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, то они играют мало, их игры однообразны и ограниченны.
11 СЛАЙД
В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников, Дети играют меньше, чем 40— 50 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры.
12 СЛАЙД
В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, комиксов и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных или компьютерных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени с гаджетом, у монитора или телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых. Однако это не меняет сути игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.
13 СЛАЙД
Вывод.
Наша задача обогатить детей знаниями для развития сюжетно-ролевой игры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основная задача в развитии детей первобытного общества
сделать детей участниками общественного труда.
Была ли игра в первобытном обществе ?
С 3—4-летнего возраста дети овладевали средствами труда и работали вместе со взрослыми, игры не было.
Что повлияло на возникновение сюжетно-ролевой игры?
Развитие цивилизации с неизбежностью привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени. Детство удлинялось. Время, когда ребенок еще не мог работать, но уже хотел повторять трудовые действия взрослого и стало периодом игры.
Зачатки игры стали формироваться через драматизированные танцы взрослых и дети были прямыми участниками или зрителями этих танцев.
В разные исторические эпохи в зависимости от социальных, бытовых и семейных условий дети играют в игры по своим сюжетам. Основным источником ролевых игр является знакомство ребенка с жизнью и деятельностью взрослых.
Как играют современные дети?
Современные дети играют меньше, чем 40 — 50 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, связано с тем, что дети все более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры.
В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные или профессиональные роли взрослых (врача, шофера, повара и т.д.), а роли телевизионных героев. Эти наблюдения обнаруживают, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмов, мультфильмов, чем окружающих их реальных взрослых.
Наша задача обогатить детей знаниями для развития сюжетно-ролевой игры!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».
Цель: · закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
В материале рассматриваются вопросы, касающиеся необходимых условий для развития насыщенной и творческой сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольнолго возраста....
Создание педагогических условий для возникновения сюжетно-ролевой игры
Цель: расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры, их заботливом отношении к больным людям.Задачи:- Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликли...
Доклад на педагогический совет "История возникновения сюжетно-ролевой игры"
история возникновения сюжетно-ролевой игры...
Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"
Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...
История возникновения мяча и игры с мячом
Конспект занятия...
Конспект занятия «История возникновения мяча и игры с мячом»
Конспект занятия «История возникновения мяча и игры с мячом»...