Опыт работы А.З Жаппаровой
проект (старшая группа)
Воспитание толерантности к представителям различных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_zhapparova.docx | 61.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка-детский сад №15 «Семицветик»
Рекомендован к внедрению
Педагогическим советом
Протокол №5 от 03.06.2020г.
Воспитание толерантности к представителям различных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста
Опыт работы
воспитателя
высшей квалификационной
категории
Жаппаровой
Альбины Заквановны
Озерск
2021г.
Содержание
Введение.
II. Практическая работа по воспитанию толерантности к представителям разных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста: 2.1. диагностика детей, педагогов и родителей; 2.2. определение целей и задач; 2.3. создание системы работы по воспитанию толерантности; 2.4. результативность практической работы. III. Выводы. Перспективы работы. Список используемых источников литературы. Приложения. | стр.3 стр.3 стр.4 стр.6 стр.8 стр.9 стр.9 стр.10 стр.11 стр.17 стр.18 стр.19 стр.20 |
Введение.
В последние года в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими её народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всём мире. Поэтому, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
- Теоретическое обоснование проблемы организации воспитания толерантности у старших дошкольников.
- Толерантность как психолого-педагогиченское явление и особенности ее воспитания.
«Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведёт от культуры войны к культуре мира» - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой в 1995г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО.
Понимая толерантность как одно из проявлений отношений человека к другим людям,воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: невозможно вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Толерантность может и должна обеспечить ребенку ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.
Толерантность, в сущности, не столько качество, черта личности, сколько ее состояние, точнее - реализуемое состояние. Поэтому особенностью воспитания толерантности выступает теснейшее двуединство его задач: развитие готовности и подготовленности человека к сосуществованию с другими людьми, сообществами, обстоятельствами и принятию их такими, каковы они есть. Готовность - это внутреннее состояние, мотивация, желание и способность положительного отношения к объекту; а подготовленность - практические умения коммуникации и понимания, умения разобраться, постараться понять другого и его обстоятельства, динамичную - обновляющуюся или новую - среду.
Существуют такие методы развития толерантности: убеждение и самоубеждение (интеллектуальна сфера), стимулирование и мотивация (мотивацнонная сфера), внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение (волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции), воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера).
В интеллектуальной сфере необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Воспитание толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту. Методы воздействия на эмоциональную сферу ребенка предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить нравственность поступков; умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникшие способности приводят к развитию личности в целом (К. А. Абульханова-Славская). Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает ее готовность к овладению определенными
видами деятельности и к их успешному осуществлению.
- Целевые и содержательные ориентиры воспитания толерантности к представителям других национальностей у старших дошкольников.
Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и её носителям, способствующих развитию взаимопонимания, терпимости, открытости и дружелюбия, в настоящее время недостаточно. Однако, на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально- психологической напряжённости в обществе.
В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т.д.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям других культур. Этническая принадлежность семьи, её социально- экономический статус – важный фактор в развитии ребёнка, влияющий на интеллект, стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге на индивидуальность человека в целом. Сегодня необходимо с пониманием относиться к детям, воспитывающимся в разных этнических и социально-экономических условиях. Не различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Различия – естественный атрибут демократического общества, а их уважение – необходимое условие его создания.
Своё отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого. Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасения и т.д. В их основе лежат следующие факторы:
- детская непосредственность;
- ограниченный жизненный опыт;
- детская бестактность;
- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общение сними и т.д.
Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.
Задачи воспитания толерантности у дошкольников включают:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста умений видеть и понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
- формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры;
- повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе;
- закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Содержание должно быть ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учёт личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накапливанию своего жизненного опыта.
- Народные традиции и фольклор как наиболее эффективное средство воспитания толерантности к представителям других национальностей у старших дошкольников.
«Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступают гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе».
В содержании отдельных разделов дошкольного образования просматривается включение родной культуры и национальных традиций.
В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу педагога входит решение вопроса о прогнозировании и реализации потенциала национальных традиций, обычаев; помощь в воспитании у дошкольников интереса к родной культуре.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в дошкольного образовательного учреждения, является народная традиция. «Народные традиции являются эффективным средством нравственного развития дошкольников».
«Народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев». Народная традиция принадлежит определенному народу и передает быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему.
«Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности».
Главной задачей детского сада является закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, народные игры, народная игрушка, традиционная кухня. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, игры, игрушки, хороводы, пляски. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Задачи воспитателя - раскрыть духовный и нравственный потенциал народной культуры, довести его до ребенка в доступной форме.
Методика воспитания толерантного воспитания с использованием народных традиций предполагает: создание и обогащение развивающей среды в группе и дошкольном учреждении:
- предметно-информационнаяобогащенность (предметы народного быта, костюмы народа, макеты народных жилищ, краеведческие уголки и экспозиции);
- образцы творческой деятельности русского народа (книги, картины, изделия декоративно-прикладного искусства);
- эмоционально-ценностная культурная значимость (игрушки разных народов, предметы, обладающие исторической, духовной, эстетической ценностью);
- знаково-символическая насыщенность (портреты исторических личностей разных народов, фотографии, герб, флаг РФ, родного города);
- создание мини-музеев «игрушки разных народов», «Русская изба», «Из истории вещей», «Народная кукла»;
- создание галерей народного творчества «Народные праздники», «Декоративная роспись».
В результате этого развивающая среда группы, дошкольного учреждения функционирует в разных измерениях: как источник познавательного развития, как поле самореализации личности и как воспитательное пространство, обеспечивающее нравственное развитие дошкольников.
1.4.Выводы.
Ответственность на внедрение в общество идей и принципов толерантности лежит, большей частью, на педагоге.
Формирование толерантности - процесс очень длительный и начинать его, необходимо как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте возникают все обязательные условия для того, чтобы можно было начинать работу по формированию толерантности. Возникают такие личностные новообразования как произвольное поведение, соподчинение мотивов, способность эмоционального предвосхищения; изменяется социальная ситуация развития; ребенка начинают привлекать взаимоотношения людей, их социальные позиции, общественные функции.
Взрослый выделяется как образец, поэтому в формировании толерантности на него возлагается огромная ответственность. Необходимо, чтобы сами взрослые личным примером показывали толерантное отношение и проявляли его в поведении. Целенаправленное вовлечение воспитателей и родителей в процесс формирования толерантности у старших дошкольников позволяет активизировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного оценочного отношения и поведения.
Формирование толерантности в дошкольном возрасте необходимо начинать с ознакомления ребенка с правами и обязанностями людей, используя для этого адаптированные тексты «Конвенции о правах ребенка» и «Декларации прав человека», и используя также ведущую деятельность - игру и продуктивные виды деятельности.
Задача воспитателя - помочь ребенку сформировать положительную самооценку и способность к рефлексии своих действий.
II. Практическая работа по воспитанию толерантности к представителям разных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Диагностика детей, педагогов, родителей.
В детском саду, в единой дружной семье живут дети разных национальностей.
Из 239 детей: 183 – русских,19 – татар, 27 – башкир,1 – удмурт, 3 – азербайджанца, 4 – украинца, 2- грузина.
В подготовительной к школе группе из 20 человек: 11 – русских, 3 – татар, 3 – башкир, 2 – украинца, 1- грузин.
Работа по воспитанию толерантности в учреждении ведется в тесном взамосотрудничестве между воспитателями ДОУ, педагогом – психологом, музыкальными руководителями, родителями и детьми.
Не каждый взрослый способен понимать и принимать чужие для него обычаи, язык, особенности национального менталитета, и прежде чем разрабатывать методику работы с детьми по данному направлению, необходимо провести соответствующую работу с педагогами и родителями, по выявлению точки зрения по проблеме межнационального общения. С этой целью проведено анкетирование (Приложение 1), а затем устное обсуждение проблемы.
При анализе результатов письменного анкетирования педагогов нашего учреждения отмечено:
- характер общения между людьми не зависит от их национальности, а зависит от личных качеств;
- не все педагоги готовы принять в свою семью человека другой национальности, мотивируя это тем, что людям с разными культурными корнями и традициями трудно найти общий язык в повседневной жизни.
Выявленные в процессе предварительного изучения взгляды педагогов, их компетентность в данном вопросе показали целесообразность изучения современных публикаций по данной проблеме.
С целью установления отношения родителей к межнациональному общению папам и мамам была предложена анкета (Приложение2).
Анализ ответов показал:
- родители рассказывают, но недостаточно своим детям о стране, Москве, родном городе и крае;
- имеют дома книги национальных авторов, читают детям, но бессистемно;
- во всех семьях у детей воспитывают гуманные чувства к народам других национальностей.
Для выявления представления детей о жизни народов нашей страны и края, была проведена беседа. Анализ беседы позволил сделать следующее заключение:
- дети путают понятия «страна», «республика», «край»;
- их знания о жизни народов нашей страны ограничены и сводятся только к перечислению национальностей, даже о родном крае – Урале ребята имеют неглубокие представления.
С целью выявления уровня толерантности было проведено диагностическое обследование детей на начало и конец учебного года. Данные диагностики представлены в Приложении 3.
- Определение целей и задач.
Для определения целей и задач развития, воспитания и обучения детей межнациональному общению был дан анализ создания условий в дошкольном учреждении.
В детском саду оборудована комната – музей «Горенка», где дети могут познакомиться с бытом и предметами искусства русского и башкирского народов; подобрана соответствующая детская художественная литература, наборы открыток с видами достопримечательностей городов Озерска,Челябинска, Москвы; записи национальных песен и мелодий; наборы кукол в национальной одежде; собран иллюстративный материал, отображающий быт, труд, искусство народов Урала. В группах старшего дошкольного возраста оформлены мини-музеи и центры гражданственности. И, тем не менее,прослеживаются определенные трудности в организации работы по воспитанию толерантности.
Причины: 1. слабая подготовка самих воспитателей; 2. недостаточное знание методики проведения этой работы.
Полученные данные анкет, анализа предметно-развивающей среды позволили сформулировать цели и задачи:
Цель:воспитание толерантности к представителям различных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста.
- Задачи:
интегрирование содержания толерантного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; - формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- обогащение словарного запаса детей в процессе толерантного воспитания;
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
- Создание системы работы по воспитанию толерантности.
Организация работы по воспитанию толерантности началась с внедрения проекта И.П.Шелухиной «Воспитание толерантного поведения старших дошкольников» (Приложение №4).
С целью реализации поставленных задач был разработан план работы:
Задачи | Мероприятия | Ответственные |
1. Пополнение материальной базы группы | Приобретение методической литературы, дидактических пособий. | воспитатель |
2. Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста | 1. Знакомство с национальными праздниками; 2. Знакомство с народными играми, фольклором, традициями; 3.Пополнение театральной зоны костюмами, театрами, куклами; 4. Мобильные выставки творчества различных народов; 5. Организация концертов с национальными костюмами; 7. Театральные постановки; 8. Сюжетно-ролевые игры; 9. Дни национальной культуры. | воспитатель |
3. Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством города. | 1. Посещение различных музеев и мини-музеев; 2. Различные экскурсии для ознакомления с достопримечательностями нашего города. 3. Посещение выставок в городе и организация выставок в детском саду: -выставка костюмов и игрушек русского народного творчества; -национальная кукла; 4. Посещение картинных галерей; 5. Фотовыставки с видами города; 6.Тематическиезанятия «Городовичок в гостях у детей»; 7. Экскурсия на озеро Иртяш; 8. Знакомство с известными людьми нашего города. | воспитатель |
4. Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста | 1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности; 2. Привлечение родителей к организации праздников на темы: «День доброты», «Воспитание дружелюбных отношений»; 3. Создание и выставки семейных альбомов; 4. Организация конкурса «Сделаем своими руками»; 5. Просмотр видеофильмов о семейных праздниках; 6.Оформление информационных стендов для родителей. | психолог, воспитатель |
5. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ | 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; 2. Участив в семинарах, конференциях; 3. Создание фонда видео- аудиоматериалов; 4. Создание картотек: - игры народов мира - сказки народов мира - национальные традиции. | воспитатель |
Интеграция образовательных областей:
- социально - коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие
Основные принципы реализации поставленных задач:
- принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми;
- принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами;
- принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
- принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения;
- принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.
Принципы содержания работы:
- комплексно- тематический подход к планированию;
- личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательно- воспитательного процесса;
- интеграция образовательных областей;
- использование форм работы с детьми, соответствующих возрастной группе;
- построение предметно-развивающей среды с учетом современных требований.
Направления воспитания толерантности:
- эмоции + регуляция поведения;
- работа с родителями;
- знакомство детей с традициями народов разных стран;
- с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
- организация мероприятий направленных на формирование отношений толерантности: Международный день толерантности (16 ноября), День народного единства (4 ноября), День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), День Героев Отечества (9 декабря), День славянской письменности и культуры (май).
Механизмы реализации поставленных задач:
- активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- формирование партнерского сообщества сотрудников ДОУ, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию;
- взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива ДОУ с образовательными и культурными структурами города.
Методы реализации задач:
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
проведение игр: со строительным материалом, дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.; - изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд.
Формы воспитания толерантности:
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, была разработана система мероприятий.
1) организация НОД, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (Приложение №5);
2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия (Приложение №6);
3) русские народные подвижные игры (Приложение №7);
4) проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица, “Рождество” в соответствии с народным календарем (Приложение №8);
5) игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
6) сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок (Приложение №9).
Методы воспитания толерантности к представителям различных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста.
1.Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогом, детьми): «Два козлика», «Рукавичка» и др.;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр: «Барыня», «Краски», «Фанты» «Раздувайся пузырь», «Карусели», «Лапта», «Жмурки», «Хвост и голова» и др.;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем «Истинная правда», «Гадкий утенок»;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя: «Я, другие люди и наши способности», «Все мы разные и это прекрасно», «Разговор о доброте и милосердии», «Встречают по одежке, провожают по уму»;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией: «Зимовье зверей», «Злой князь»;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров (Приложение №10).
3.Практический метод:
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: со строительным материалом, дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений: «Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Хроменькая уточка» и др.;
- проведение экскурсий различной направленности: взаимопосещение групповых мини-музеев и центров «Гражданственности», комнаты-музея «Горенка» и т.п.;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий: атрибутов костюмов, макеты жилищ, предметов быта и т.п.;
- организация проектной деятельности совместно с родителями: «Древо семьи», «Герб семьи», «Города России».
Формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
На занятиях использовали разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения, направленные на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание ситуаций(проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности– рисование, на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Работа по воспитанию у детей толерантности осуществлялась в тесном сотрудничестве педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями (Приложение 11). Такая согласованность в работе детского сада и семьи являлась важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Сотрудничество ДОУ с семьей – приоритетное направление в формировании толерантного поведения у дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия ребенка родителей и социума.
Цикл проводимых мероприятий позволил в условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Инновационная направленность углубленной работы: состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса.
Разработанная система оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.
Вся система работы ориентирована на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе.
2.4.Результативность практической работы.
В результате проведенной работы наши выпускники знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.
Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.
В ходе углубленной работы по воспитанию толерантности были проведены консультации для педагогов (Приложение 12), подготовлены рекомендации (Приложение 13) и проведен мастер-класс (Приложение №14).Вследствие чего повысился уровень методической грамотности воспитателей по данному вопросу.
Установлена связь с семьям. Родители привлекались к совместной деятельности: вместе с детьми изготавливали макеты, фотомонтажи, рисовали. На родительских собраниях для пап и мам были подготовлены выступления педагогов по данной проблеме. Как следствие проведенной работы – у родителей повысилась компетентность в вопросах межнациональных отношений.
III.Выводы. Перспективы работы.
На основе проведенной практической работы по воспитанию толерантности к представителям различных национальностей посредством народных традиций и фольклора у детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что народные традиции являются эффективным средством воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Итак, воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты, симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе будет строиться на принципах уважения друг к другу и людям различных национальностей.
Опыт работы будет представлен городскому педагогическому сообществу, размещен на личном профессиональном сайте и опубликован в Сборнике «Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики» материалы IX Междунар. научно-практ. конф. (Чебоксары, 25 дек. 2016г.)/редкол.: О.Н. Широков (и др.). – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - №4 (9).
Приложения:
Приложение 1 | Анкета для педагогов ДОУ |
Приложение 2 | Анкета для родителей |
Приложение 3 | Материалы диагностического обследования детей |
Приложение 4 | Внедрение проекта И.П.Шелухиной «Воспитание толерантного поведения старших дошкольников» |
Приложение 5 | Конспекты НОД: |
Приложение 6 | Картотека сюжетно-ролевых игр |
Приложение 7 | Картотека народных игр |
Приложение 8 | Сценарий праздника «Масленица» (сост. музыкальный руководитель) |
Приложение 9 | Альбом детских сочинений на тему «Мои добрые дела» |
Приложение 10 | Сценарии:«День русской культуры», «День башкирской культуры» |
Приложение 11 | Консультации для родителей: «Что такое толерантность?», «Роль родителей и педагогов в воспитании толерантности» |
Приложение 12 | Консультация для педагогов: «Типы отношений педагогов к детям» |
Приложение 13 | Рекомендации для педагогов: «Знакомство с народными традициями» |
Приложение 14 | Конспект мастер-класса «Формирование толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...
ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти
Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...