Проект "Воспитание толерантности"
проект (старшая группа)
«Развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 15 «Семицветик»
Проект
«Развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных
национальностей у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
И.П. Шелухина,
Заведующий
МБДОУ ЦРР ДС № 15
Социальное развитие рассматривается в современных концепциях и нормативных документах как одно из важнейших направлений личностного развития в целом. В психолого-педагогической литературе социальное развитие представлено как процесс качественных и количественных изменений, происходящих в ходе приобщения ребенка к социокультурным ценностям и становления его универсальных человеческих способностей.
Социальное развитие осуществляется под влиянием различных факторов: наследственности среды, самоактуализации личности, воспитания.
Основной целью социального воспитания детей дошкольного возраста является становление к элементам социальной культуры: толерантного – к иным национальным, возрастным и гендерным ценностям; бережного, уважительного – к достояниям истории и собственным этническим ценностям; гуманного к людям и т.д.
Современный мир отличается политическим, социокультурным разнообразием, в котором потенциально присутствуют возможности и для позитивного развития отношений, и для конфликтности. Увеличение количества конфликтов, участившиеся акты насилия и терроризма вызвали принятие международных документов в области воспитания толерантности подрастающих поколений (резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).
Толерантность – одна из составляющих социализации личности дошкольника. Сущность толерантности во всех определениях сводится к признанию единства и многообразия человечества, многомерности человеческой культуры, норм, верований, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними, на основе доверия и согласия.
В детском саду в единой дружной семье живут дети разных национальностей.
Из 208 детей 170 – русских,
15 – татар,
17 – башкир,
1 – удмурт,
2 – азербайджанца,
2 – украинца.
Не каждый взрослый способен понимать и принимать чужие для него обычаи, язык, особенности национального менталитета, и прежде чем разрабатывать методику работы с детьми по данному направлению, необходимо провести соответствующую работу с педагогами и родителями, по выявлению точки зрения по проблеме межнационального общения. С этой целью проведено анкетирование, а затем устное обсуждение проблемы. (Приложение № 1).
При анализе результатов письменного анкетирования педагогов нашего учреждения отмечено:
- характер общения меду людьми не зависит от их национальности, а зависит от личных качеств;
- не все педагоги готовы принять в свою семью человека другой национальности, мотивируя это тем, что людям с разными культурными корнями и традициями трудно найти общий язык в повседневной жизни.
Выявленные в процессе предварительного изучения взгляды педагогов, их компетентность в данном вопросе показали целесообразность изучения современных публикаций по данной проблеме.
С целью установления отношения родителей к межнациональному общению папам и мамам была предложена анкета (Приложение № 2).
Анализ ответов показал:
- родители рассказывают, но недостаточно своим детям о стране, Москве, родном городе и крае;
- имеют дома книги национальных авторов, читают детям, но бессистемно;
- во всех семьях у детей воспитывают гуманные чувства к народам других национальностей.
Для выявления представления детей о жизни народов нашей страны и края, была проведена беседа (Приложение № 3). Анализ беседы позволил сделать следующее заключение:
- дети путают понятия «страна», «республика», «край»;
- их знания о жизни народов нашей страны ограничены и сводятся только к перечислению национальностей, даже о родном крае – Урале ребята имеют неглубокие представления.
Для определения целей и задач развития, воспитания и обучения детей межнациональному общению был дан анализ создания условий в дошкольном учреждении.
В детском саду оборудована комната – музей «Горенка», где дети могут познакомиться с бытом и предметами искусства русского и башкирского народов; подобрана соответствующая детская художественная литература, наборы открыток с видами достопримечательностей городов Челябинска, Озерска, Москвы; записи национальных песен и мелодий; наборы кукол в национальной одежде; собран иллюстративный материал, отображающий быт, труд, искусство народов Урала. В группах старшего дошкольного возраста оформлены мини-музеи. И тем не менее педагоги испытывают определенные трудности в организации работы по воспитанию толерантности.
Причины: 1. слабая подготовка самих воспитателей; 2. недостаточное знание методики проведения этой работы.
Полученные данные анкет, анализа предметно-развивающей среды позволили определить первостепенные задачи:
- систематизировать знания педагогов по вопросам воспитания толерантности;
- расширить представления детей о жизни народов Российской федерации и Урала;
- установить связь с семьей в работе по межнациональному общению.
Поставленные задачи реализовывались поэтапно.
Приложение № 1
Анкета
для воспитателей
Цель: выявить отношение воспитателей к проблеме межнационального общения
- Считаете ли Вы, что многонациональный состав коллектива более комфортен в психологическом плане?
- Испытываете ли Вы беспокойство, чувство дискомфорта, настороженности в общении с людьми других национальностей?
- Считаете ли Вы, что существует проблема межнационального общения людей? В чем ее суть?
- Легко ли Вы общаетесь с представителями других национальностей?
- Хотели ли Вы, чтобы в Вашу семью вошли люди с иными культурно-этническими традициями?
- Сталкивались ли Вы с проявлениями у дошкольников негативных чувств к иным этнокультурным и языковым традициям?
- Какие методы воспитания основ толерантного поведения и мировоззрения Вы считаете наиболее эффективными?
Приложение № 2
Анкета
для родителей
Цель: установить отношение родителей к межнациональному общению
- Рассказываете ли Вы своему ребенку: о Москве, о нашем городе, об обычаях и традициях людей различных национальностей?
- Какие книги национальных писателей и поэтов имеются у Вас дома? Читаете ли Вы их детям?
- Знает ли Ваш ребенок родословную семьи?
Приложение № 3
Вопросы для беседы с детьми
Цель: выявить представления детей старшего дошкольного возраста о жизни народов нашей страны
- Как называется страна, где мы живем?
- Назови столицу нашей Родины?
- Кто Президент нашей страны?
- Народы каких национальностей живут на Урале?
- Какие уральские города, кроме Озерска, ты знаешь?
- Я русская, а ты кто по национальности?
- Какие сказки других народов ты знаешь?
- Назови кукол в национальных костюмах?
I этап – подготовительный
Мероприятия | Ответственные | Срок |
| Заместитель заведующего | VIII |
| Воспитатели | IX |
| Заведующий | VIII |
| Заместитель заведующего | VIII |
| Заместитель заведующего | VIII |
| Воспитатели | IX |
| Педагоги дополнительного образования | VIII |
| Воспитатели | IX |
II этап – созидательный
Задачи | Месяц | Деятельность | ||
Регламентирующая | Совместная | Самостоятельная | ||
| IX | Рассказ воспитателя о РСФСР |
| 1.рассматривание альбома «Широка страна моя родная» 2. рассматривание детской энциклопедии о России 3. Д/игра «Найди флаг и герб России» 4. сюжетно - ролевая игра «Путешествие» 5. Д/игра «Узнай по описанию» (национальный костюм) |
X | Беседа о Москве |
|
| |
XI | С днем рождения Озерск! | 1.автобусная экскурсия по городу Озерску 2. чтение стихов местных поэтов об Озерске | 1.рассматривание фотоальбома «Озерск». 2. Д/игра «Найди герб России, Челябинска, Озерска» | |
| XII | Итоговая беседа об осени (природный мир России, Урала) | 1.роспись батика на тему «Осень золотая» 2. развлечение «Здравствуй осень» 3. выставка поделок из природного материала совместно с родителями 4. чтение рассказов, стихов об природе и животном мире | 1. Д/игра «Собери цветок» 2. рассматривание иллюстраций о труде людей, природе и животном мире России, Урала. 3. сюжетно-ролевая игра «Консервный завод» 4. хороводная игра «Урожайная» |
I | Занятия в комнате – музее «Горенка» (культура, традиции, быт русского народа) |
|
| |
II | Рассказ воспитателя о подвигах людей разных национальностей в годы Великой отечественной войны |
|
| |
| III | Рассказ воспитателя об исторических событиях «Прошлое нашей страны» |
|
|
IV | Рассказ воспитателя о национальностях, проживающих на Урале |
|
| |
V | Итоговое занятие «На Урале мы живем» (КВН) |
|
|
III этап – обобщающий
Мероприятия | Ответственные | Срок |
| Воспитатель Муз. руководитель | V |
| Воспитатели | IV |
| Педагоги дополнительного образования | VI |
| Заместитель заведующего | до XII |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.
Воспитание гумманых чувств к людм другой национальности...
О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"
О толерантности. Час общения в 7 классе на тему: ...
«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
Основная цель проекта - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми с разными физическими возможностями...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии
Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплот...
Родительское собрание «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста» (с использованием информационно-коммуникационной технологии: презентации «Воспитание толерантности»)
Толерантность, как образ жизни в обществе, зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению, от принятия различий и особенностей людей. Оттого, на сколько...
Развлечение ко Дню Толерантности в старшей группе "Планета толерантности!"
На сегодняшний день воспитания толерантной культуры личности дошкольника является актуальной проблемой в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг н...
Влияние толерантных установок родителей на толерантность детей.
На сегодняшний день особую актуальность приобретает вопрос толерантности к людям, которые принадлежащим к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время этот вопрос приобрел, по...