ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ТОЛЕРАНТНОСТИ Пётр Алексеевич Кропоткин – толерантность в действии
презентация на тему
Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал:
«Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного, ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которой мятущийся гений Толстого хотел достичь всю свою жизнь и достигал только в искусстве.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пётр Алексеевич Кропоткин - толерантность в действии | 972.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы социальной, сословной и религиозной толерантности основаны на терпимости, взаимопонимании и взаимопомощи людей. Многие писатели и мыслители отстаивали подобные идеи: Махатма Ганди, Антуан де Сент-Экзюпери, Пётр Кропоткин , Лев Толстой… Так что же такое толерантность? Это прежде всего школа, которая учит нас жить с непохожими людьми, школа человечности и великодушия . Сравнивая двух русских гениев, французский писатель Ромен Роллан писал: «Я очень люблю Толстого, но мне часто казалось, что Кропоткин был тем, о чем Толстой только писал. Он просто и естественно воплотил в своей личности тот идеал моральной чистоты, спокойного, ясного самоотречения и совершенной любви к людям, которой мятущийся гений Толстого хотел достичь всю свою жизнь и достигал только в искусстве.» Кто же такой, Пётр Алексеевич Кропоткин?
Пётр Алексеевич Кропоткин Петр Алексеевич Кропоткин - русский революционер-демократ, теоретик анархизма, географ , геолог, геоморфолог, историк и литератор из княжеского рода Кропоткиных, восходящего к Рюрику . Родился в Москве 27 ноября 1842 года. Скончался 8 февраля 1921 года в подмосковном городе Дмитрове.
После учёбы в Первой московской гимназии Петр Кропоткин в 1862 году закончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге.
Однако, вместо того, чтобы продолжить блестящую военную карьеру вблизи персоны царя Александра II , молодой князь выбрал себе службу в Амурском конном казачьем войске, предчувствуя свою необычную судьбу исследователя и революционера. Вскоре Кропоткин принимает участие в нескольких экспедициях, обследовавших область Северной Маньчжурии, неизвестные на тот момент северные склоны Восточного Саяна , районы центральной части Восточной Сибири, где при его участии были открыты Патомское и Витимское нагорья и несколько хребтов.
В начале осени 1867 года Пётр Алексеевич и его старший брат Александр переехали в Санкт-Петербург. Тогда же 24-летний Пётр поступил в Санкт-Петербургский Императорский университет и одновременно на гражданскую службу в статистический комитет Министерства внутренних дел. В 1868 году его как географа-исследователя избирают членом Русского географического общества, награждая золотой медалью. В 1867 Пётр Кропоткин по идейным соображениям выходит в отставку и отправляется в Швейцарию, где вступает в I Интернационал. По возвращении в Россию он примкнул к революционному кружку "чайковцев", вел пропаганду среди рабочих и студентов. В 1874 году Кропоткина арестовали и в течение 2 лет он находился в Петропавловской крепости. Затем его перевели в тюремный госпиталь, откуда Пётр Алексеевич совершил дерзкий побег и эмигрировал.
За 40 лет эмиграции Кропоткин написал свои основные исторические и политические труды, в которых отстаивал идеи социальной справедливости, т.е. толерантности: " Речи бунтовщика" (1885), " В русских и французских тюрьмах" (1887), " Хлеб и воля" (1892), " Современная наука и анархия" ( 1892), " Взаимная помощь, как фактор эволюции" (1902), "Записки революционера "(1902 ), "Идеалы и действительность в Русской литературе" (1905), "Этика" (1921). Ещё находясь в эмиграции, Пётр Алексеевич в 1883 году за проповедь своих идей был осужден во Франции на 5 лет, но под давлением общественности амнистирован в 1886. После этого он поселился в Англии.
По мнению Петра Кропоткина , новый общественный строй виделся ему как вольный союз личностей, общин , территорий , городов, основанный на толерантном принципе добровольности и гражданского согласия. Предполагалось коллективное ведение производства, коллективное распределение ресурсов и вообще коллективность всего, что относится к экономике, к сфере услуг, к человеческим взаимоотношениям. Коллектив представлял бы собой группу заинтересованных в своей деятельности людей, которые понимали бы, зачем и для кого они все это делают, чего было бы достаточно для их добровольной деятельности. Метод познания Кропоткина основан на едином для всех законе, законе солидарности и взаимной помощи и поддержки .
В 1912 г. Петру Алексеевичу исполнилось 70 лет. В Англии был создан комитет по организации его чествования. В адресе Петру Алексеевичу, подписанном этим комитетом, говорилось:“Ваши заслуги в области естественных наук, Ваш вклад в географическую науку и в геологию, Ваша поправка к теории Дарвина доставили Вам мировую известность и расширили наше понимание природы, в то же время Ваша критика классической политической экономии помогла нам взглянуть более широко на социальную жизнь людей. Вы научили нас ценить важнейший принцип социальной жизни - принцип добровольного соглашения, который практиковался во все времена лучшими людьми и который Вы в наше время выставляете как важный фактор социального развития в противовес принципу государственности, который в форме излишней законодательности ведет к тому, что люди утрачивают способность самостоятельно мыслить и действовать”
В июне 1917 уже глубоким стариком Кропоткин вернулся в Россию, но, верный идеям анархизма, отказался войти в состав Временного правительства. Первое время он жил в Петрограде , с августа 1917 — в Москве, откуда весной 1918 перебрался с семьей в подмосковный Дмитров, где и умер 8 февраля 1921. В годы гражданской войны обращался к Ленину с призывом прекратить красный террор и захват заложников, как недостойные революционной партии. Ответа на эти призывы не последовало.
Центральные газеты 9 февраля 1921 г. на первых полосах поместили траурное объявление Президиума Московского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, извещавшее о смерти "старого закаленного борца революционной России против самодержавия и власти буржуазии”. Газета "Беднота" орган ЦК РКП (б) между некрологом и передовицей о посевной кампании поместила портрет Кропоткина, а под ним слова из его книги "Поля, фабрики и мастерские": "...Для того чтобы каждый житель страны мог существовать продуктами своей земли, нужно сделать землю общей собственностью, служащей на благо всем".
13 февраля состоялись похороны. Траурная процессия с пением революционных гимнов и маршей шла по Моховой, Волхонке, Пречистенке. Перед домом Толстого процессия остановилась, и хор несколько раз пропел "Вечную память". На Новодевичьем кладбище, на траурном митинге, выступали представители ВЦИК, Моссовета, ЦК РКП(б), Исполкома III Интернационала, толстовских организаций, "объединенного народничества", русские, американские, шведские, норвежские и другие анархисты. Среди венков, возложенных на могилу Кропоткина, были венки от РКП(б) и от Совета Народных Комиссаров. Надписи на лентах первого из них гласили: "Одному из наиболее преследуемых царизмом и международной буржуазной контрреволюцией", на лентах второго - "Ветерану борьбы против царизма и буржуазии П.А. Кропоткину".
Замечательно сказал о Кропоткине писатель и геолог Рудольф Баландин : «Кто он? Знатный князь и революционер-народник, камер-паж императора Александра II, наследник богатых имений, бравый офицер, теоретик анархизма, замечательный путешественник, ученый-первооткрыватель (географ, геолог), глубокий мыслитель. Уникально уже само по себе сочетание этих качеств. Но главное: велик он не тем, что достиг званий и должностей, а тем, что имел честь и мужество отказаться от них во имя высоких идеалов и свободы. (…) У Кропоткина - что случается в мировой истории нечасто - не было расхождений между интеллектуальной и практической деятельностью, нравственными идеалами и поведением, образом жизни и образом мыслей, убеждениями. Его судьба подтверждает верность высказывания Канта: не надо стремиться к счастью; надо быть достойным счастья.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Беседа о толерантности"
Знакомство с понятием «толерантность», значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности....
Презентация на тему: «Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста».
Формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошк...
Презентация на тему: "Толерантность"
Данная презентация предназначена для проведения дсуга по теме толерантность....
Презентация на тему: "Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста"
Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск пу...
Презентация на тему "Развитие патриотизма и толерантности как один из факторов личностного роста у дошкольников
Понятие личностного роста дошкольников, факторы на него влияющие. Пути развития патриотизма и толерантности в детском саду. Несколько практических упражнений....
Презентация на тему: "День толерантности".
В презентации представлены слайды, которые помогут познакомить детей старшего дошкольного возраста с таким понятием как толерантность....
Презентация на тему: «Влияние педагогических технологий на воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Современный мир жесток.Жестокими стали и дети.А нормой жизни каждого человека - взрослого и ребенка – должна статьтолерантность....