ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ РУССКИХ КУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИЧНЫХ ТРАДИЦИЙ.
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
В материале описана работа детского сада по реализации модуля программы воспитания "Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций".
Имеется ссылка на методическубю литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание дошкольников в духе русских культурных праздничных традиций. | 27.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание дошкольников
в духе русских культурных праздничных традиций.
(из опыта работы)
Государственная политика РФ по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом РФ и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.
Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (Указ Президента РФ от 09 ноября 2022 г. № 809) Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».
Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ФЗ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.
Чувство патриотизма очень многогранно по содержанию. Это и любовь к родителям, семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывной связи с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатства своей страны. Данное направление деятельности в работе детского сада является одним из приоритетных и подробно описано в модуле рабочей программы воспитания, которая была принята к реализации на педагогическом совете 31.09.2022г.
2.1. Содержание воспитательной работы
по направлениям воспитания
Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы ДОУ. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Направления воспитательной работы не заменяют и не дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном образовательном процессе.
2.1.1. Патриотическое воспитание
Обязательная часть.
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатели ДОУ должны сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
ознакомление детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего народа;
организация коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей к российским общенациональным традициям;
формирование правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Модуль «Воспитание дошкольников
в духе русских культурных традиций»
Важными задачами образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» согласно ФГОС дошкольного образования являются усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а также формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации.
Эти задачи созвучны традиционной задаче нравственно-патриотического воспитания - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).
Целью патриотического воспитания традиционно считалось не только формирование и развитие любви к Родине, но и формирование патриотического сознания, как нравственного, так и экологического и эстетического.
Важные составляющие системы работы по приобщению детей к русской народной культуре:
- фольклор (устное народное творчество);
- народные обряды и традиции (культура быта, земледельческий календарь);
- народные промыслы;
- праздничная культурная традиция.
Система работы в рамках данного модуля реализуется через следующие формы работы со старшими дошкольниками (Приложение 1.):
- игровые обучающие ситуации (ИОС) как форма эффективной непрерывно-образовательной деятельности детей;
- мастерские-студии как форма организация совместной творческой продуктивной деятельности, направленной на развитие ручной умелости;
- детские фольклорные праздники и развлечения, как формы культурно-досуговой деятельности детей в условиях детского сада.
Инструментарий:
1.«Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций: Метод. Пособие. В 2.ч. Ч.1 /Авт.-сост. О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева. – М.6 ТЦ Сфера, 2019.
2. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа: Метод. Пособие» /Авт.-сост. О.М. Ельцова, Г.А. Антонова, Н.А. Николаева., 2021. – 33
Содержание работы кратко отражено в КТП.
Народный земледельческий календарь начинался с сентября. В российской образовательной практике этот месяц совпадает с началом учебного года, поэтому содержание работы по приобщению старших дошкольников к истокам русской народной культуры можно свободно распределить по месяцам согласно основным событиям фенологического и народного календаря.
Один раз в месяц, обычно на первой неделе каждого месяца, во время непрерывной образовательной деятельности в форме игровой обучающей ситуации детей знакомят с существенными признаками этого месяца, с народным земледельческим календарем, формируя представление об определённом времени года.
Краткую информацию об особенностях этого месяца как определенного временного отрезка жизни народа мы предлагаем и для взрослых- педагогов и родителей- как полноправных участников О. процесса
Содержание игровых обучающих ситуации направлено на решение таких задач, как формирование представлений о сезонных изменениях в природе на основе знакомства детей с существенными признаками каждого месяца, с народным земледельческим календарем. Такой подход позволяет учить дошкольников устанавливать разнообразные связи в природе.
Организация совместной творческой продуктивной деятельности в форме мастерской-студии направлена на развитие ручной умелости. Маленькие дети по своей природе созидатели, поэтому приобщение их к конкретной продуктивной деятельности позволяет не только формировать у детей определенные навыки и опыт ручных действий, но и расширять представления о жизнедеятельности наших предков.
Организация совместной творческой продуктивной деятельности направлена на развитие ручной умелости. Маленькие дети по своей природе созидатели, поэтому приобщение их к конкретной продуктивной деятельности позволяет не только формировать у детей определенные навыки и опыт ручных действий, но и расширять представления о жизнедеятельности наших предков.
«Маленькое дело лучше большого безделья» — такого принципа строго придерживались родители в воспитании своих детей больше века назад, которых очень рано приучали к посильному труду. Приучение и научение происходило исключительно на личном примере: обычно кто-то из родителей в процессе домашних либо полевых хлопот показывали и объясняли ребёнку, как и что они делают, затем доверяли ему выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый детьми, усложнялся. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты научения и приучения к труду.
В мастерской дети под руководством опытного педагога расписывают предметы, игрушки, изготавливают своими руками кукол, предметы одежды, различные украшения. При этом рекомендуется использовать в работе с детьми сезонные природные материалы. Согласно разработанному сценарию совместной творческой продуктивной деятельности, чтобы развивать ручную умелость, детей сначала знакомят с тем, что они будут изготавливать (кукла, народное женское украшение, деталь одежды), а также с природным материалом, из которого будет изготовлена поделка. Педагоги рассказывают детям о свойствах природного материала и вариантах, как его использовать. Затем под руководством взрослого дети приступают к пооперационному изготовлению поделки. Окончание совместной творческой продуктивной деятельности обязательно сопровождается обыгрыванием того, что сделали.
На второй неделе каждого месяца во время непрерывной образовательной деятельности в форме мастерской - студии у детей формируют интерес к народным промыслам с использованием природного или бросового материала.
На третьей и четвёртой неделях месяца организуется культурно-досуговая деятельность в форме фольклорных праздников и развлечений.
Малыши перенимали от старших игровые и поведенческие навыки не путем «уроков», а в процессе наблюдения, осмысления и творческого воспроизведения. Так же и в детском саду: дети младших возрастов с огромным вниманием наблюдают за действиями старших детей. Поэтому очень важно приглашать малышей в гости на праздники и досуги. Они будут наблюдать за старшими дошкольниками, принимать участие в народных и хороводных играх, постепенно, пошагово приобщаясь к русской культуре. !Вреальных народных праздниках не было просто зрителей.Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями. А если у ребека нет ярко вырадженных способностей-он все равно активный участник-поет и танцует со всеми , участвует в общих играх.
Культурно-досуговая деятельность в форме детских фольклорных праздников и развлечений направлена на приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды. Она будет способствовать осмыслению детьми исторического наследия и, конечно же, создавать условия для накопления положительных эмоций.
Народные праздники с обрядами, хороводами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник к познанию народной жизни. В них есть не только отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытая история, которую можно при желании увидеть, и глубокие мудрые наблюдения над природой.
Многие народные праздники напрямую связаны с земледельческим циклом. Народ, не зная классической астрономии, тем не менее, достаточно точно составил свой практический календарь, а основные даты закрепил в памяти в виде праздников. В программу включены не только привычные, широко известные праздники (Святки, Масленица, Пасха), но и древние (Наум-грамотник, Соловьиный праздник), о которых большинство людей знают лишь понаслышке. Такой подход позволяет не только оживить, возродить то, чем жили наши предки, чтобы дать возможность нашим воспитанникам почувствовать свою причастность к великому народу, который всегда умел трудиться, а потому умел и праздновать.
Если дата народного праздника выпадает на вторую неделю месяца согласно народному земледельческому календарю, то совместная творческая продуктивная деятельность в форме мастерской – студии переносится на третью или четвёртую неделю месяца согласно календарно – тематическому плану работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Главная идея Современной стратегии дошкольного образования — оптимальное сочетание классического дошкольного образования и новейших образовательных технологий. Приобщая дошкольников к истокам русской народной культуры, необходимо донести до их сознания, что они являются носителями этой культуры.
Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
"Детский сад № 452 "Теремок"
СОГЛАСОВАНО
Заведующий________ Н.П. Кузнецова
Календарное тематическое планирование работы
по приобщению детей
к истокам русской народной культуры
Программа построена на использовании индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. Согласно ФГОС дошкольного образования сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые бы позволяли нашим педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. К таким формам относятся:
- игровые обучающие ситуации (ИОС);
- совместная творческая продуктивная деятельность (мастерская);
- фольклорные праздники и развлечения.
Кроме того, игровые обучающие ситуации (ИОС) — одна из форм совместной деятельности взрослых и детей. Навыки игрового общения, приобретаемые в ИОС, дети смогут свободно переносить и в самостоятельную деятельность. Для того чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести, во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире, во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.), в-третьих, активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего, в совместной. Основу ИОС составляет сценарий активизирующего общения.
детей о русских подвижных и хороводных играх наших предков, развивать навыки коммуникации и речевую активность.
Создать условия для формирования у детей элементарных представлений о культуре и традициях русского народа через подвижную игру.
Задачи проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Актуальность физического воспитания дошкольников в духе нравственности и патриотизма в народных играх" выступление на МО воспитателей
выступление на МО воспитателей...
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «Русские - народные праздничные традиции»
Закрепить знания детей о праздниках и традициях их проведения.Закрепить знания детей о России; воспитывать любовь к русскому фольклору; формировать интерес к традициям и обычаям русского народа...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурно-исторические и семейные традиции
Педагогическое наблюдение в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников...
Доклад на тему: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа".
Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций и культуры русского народа....
«ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Консультация для родителей по патриотическому воспитанию: "Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма"
Програмное содержание: Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города....
Доклад на тему: "Духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с культурными традициями своего народа"
Доклад будет полезен воспитателям дошкольных учреждений по духовно - нравственному воспитанию....