Организация прогулки с целью ознакомления с окружающим
учебно-методический материал (старшая группа)

Успешность проведения прогулок зависит от их правильной организации. Перед выходом на улицу необходимо провести с детьми короткую беседу о теме и целях прогулки.      Дети должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут делать и наблюдать на улице.

     Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.  Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского дома предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshch_progulka2.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания «Дом-интернат для детства с отклонениями в умственном  развитии №2»

 

«Утверждаю»

Зам. директора по СР

________________-/Трошкина Е.Н./

Доклад

«Организация прогулки с целью развития позновательного интереса к окружающему»

Докладчик: воспитатель

Киселева Анна Владимировна

Доклад заслушан на заседании М.О.

воспитателей и ПДО ГБСУСО ДДИ№2

«       « 20____года

Санкт-Петербург

2022  год

Содержание

  1. . Прогулка как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. Общение на прогулке  как основа межличностных отношений.    
  3. Коррекционно-воспитательное значение экскурсии 
  4. Развитие познавательных  интересов   на прогулке
  5. Важность прогулки для развития позновательного интереса  к окружающему у детей с ОВЗ
  6. Список литературы

 

1. Прогулка как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья 

     Одна из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями физического и психического характера - максимальное расширение их социальных связей. Занятия по бытовой и социальной ориентировке с отсталыми детьми проводят в форме уроков, прогулок, экскурсий. На уроках в основном используются сюжетно-ролевые и дидактические игры, что позволяет придать учебной работе наглядность и предметную деятельность.

     Г.Д. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья.»

     Успешность проведения прогулок зависит от их правильной организации. Перед выходом на улицу необходимо провести с детьми короткую беседу о теме и целях прогулки.      Дети должны повторить, куда и зачем они отправляются, что будут делать и наблюдать на улице.

     Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.  Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день. Летом это время увеличивается до трех-четырех часов. Режим дня детского дома предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

     Д ля осуществления задач всестороннего развития создаётся участок на территории детского дома для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

     На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

     В зимнее время на участке следует устроить горку, дорожки и снежные сооружения.

Структура прогулки:

-наблюдение;

-подвижные игры 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей;

-труд детей на участке;

-индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств;

-самостоятельная игровая деятельность. 

     Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т. д.

      Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского дома, например за дворником.

      Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

     Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

     Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

     Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

     На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

     Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. 

                2. Общение на прогулке  как основа межличностных отношений.    

     Прогулка играет ведущую роль в развитии, оздоровлении детей с интеллектуальной недостаточностью. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Целевые прогулки учат детей взаимопомощи, организованности, вниманию друг к другу, что очень актуально для интернатных групп, т.к. состав детей в группах разновозрастной и старшие дети приучаются к заботе о младших, способствуют развитию наблюдательности, внимания и памяти. Они очень полезны для развития речи и общения. После окончания каждой прогулки проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что нового узнали 

     Общение – основной фундамент развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на изучение и оценку самого себя посредством иных людей. У детей с умственной отсталостью серьезные нарушения процесса общения с самых ранних этапов онтогенеза оказывают значимое негативное влияние на общее развитие их личности, как психического, так и социального, существенным образом осложняют процесс интеграции в общество и подготовку к самостоятельной жизни.

    Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Для ребенка с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему его миру, научиться жить в нем.

    Межличностное общение является неотъемлемой частью повседневной жизни умственно отсталого ребенка воспитывающего в условиях детского дома. Важной задачей коррекционной педагогики является поиск методов оптимальной интеграции детей имеющих нарушения в развитии в социум, и одним из перспективных направлений здесь выступает процесс формирования межличностного общения. Любая деятельность человека имеет изначально социальный характер и разделена между людьми, поэтому межличностное общение выступает основным фактором ее успешной организации. Только благодаря общению с взрослыми и со сверстниками становится возможным успешное усвоение ребенком социального наследия, в ходе которого осуществляется их личностное и психическое развитие.

     Развитие и совершенствование навыков общения у умственно отсталого ребенка на разных этапах жизни – от рождения до взрослости проживающих в детских домах интернатах требует от психологов и педагогов много внимания и терпения. С умственно отсталыми детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью, с приветливой, спокойной интонацией. Постоянно нужно поддерживать познавательный интерес и внимание к выполняемой деятельности и к окружению, называя действия которые производятся.

       Для воспитанников детского дома, где весь учебно-воспитательный процесс направлен на коррекцию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, роль общения воспитанников друг с другом и с окружающим миром трудно переоценить.

      Не смотря на то, что воспитанники большую часть своего времени проводят на территории Детского дома и их круг общения соответственно ограничен, педагоги и воспитатели для развития умения общаться с различными людьми должны поощрять посещение театров, концертов, выставок, встречи со слышащими и видящими сверстниками, участие в различных конкурсах и соревнованиях.

     Вне интерната необходимо организовывать познавательные экскурсии и прогулки, максимально расширять контакты, развивать умения и навыки вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество. В систему работы по формированию навыков общения включать не только учебные занятия, на которых происходит активное овладение разговорной речью, но и создавать ситуации общения, знакомые детям в реальной жизни.

    Активному общению дети учатся и во внеурочное время на специально организованных занятиях, экскурсиях и прогулках.Формы проведения могут быть самыми различными.  Это и прогулки по городу, и тематические прогулки с наблюдениями признаков разных времен года, и различные экскурсии в учреждения города, и ориентирование на улицах города и т.д.

     Дети много узнают об окружающем мире и учатся общению во время экскурсий и прогулок. При планировании прогулки педагог должен помнить, что цель прогулки должна быть очень ясной, а объем новых познаний у детей должен быть ограниченным.

3. Коррекционно-воспитательное значение экскурсии 

     Для умственно отсталых детей имеет большое значение экскурсия как форма учебно-воспитательной работы. Известно, что умственно отсталые дети ненаблюдательны, они не останавливают свое внимание на тех событиях, которые происходят вокруг них в природе и обществе,  не проявляют инициативы, замкнуты.

     Экскурсия может дать столько материала, что его можно будет обрабатывать в течение долгого времени. Экскурсия дает очень много впечатлений, знаний, практических навыков. Важнейшим достоинством экскурсии является то, что изучение происходит  в естественной жизненной среде, т.е. в природе, на производстве или в обществе.

     Для расширения кругозора воспитанников с нарушением интеллекта и их успешной социализации проводятся тематические экскурсии в культурно-просветительские учреждения городские библиотеки, музеи, кинотеатры др. В ходе экскурсий  у детей с интеллектуальной недостаточностью уточняются, расширяются и конкретизируются различные представления об окружающем мире, закрепляются умения соблюдать правила культуры поведения в различных ситуациях, формируются эталоны поведения.

Совместные путешествия позволяют осуществлять диагностику личности и коллектива, приводят к улучшению межличностных отношений в группе. Результатом целенаправленной экскурсионной работы является повышение познавательной активности и получение новых знаний и умений, обогащение жизненного опыта, приобретение практических навыков.

      Цель каждой экскурсии — не только расширить знания о каком-либо объекте, но и приобрести необходимый коммуникативный опыт с незнакомыми людьми. Дети в реальных, естественных  условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсии формируется и обогащается социальный опыт детей, создаётся ситуация успеха так необходимая для социализации воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

      Экскурсия требует тщательной подготовки и включает в себя три этапа - подготовительный, собственно экскурсионный, заключительный. Определяются цели, задачи (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитывающие), содержание и методы экскурсии.

      Встречи с природой обогащают учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающем мире, способствуют формированию навыков общения, самостоятельного изучения окружающего мира, учат ребят ориентироваться на местности. Во время экскурсии воспитатели учат ребят правилам поведения в экстремальных ситуациях (заблудился, началась гроза, случился пожар и т.д.), закрепляя знания, полученные на занятиях. Таким образом, дети с отклонениями в развитии лучше усваивают теоретические знания и овладевают практическими навыками самосохранения.

     После экскурсии знания и речевой материал закрепляются в беседах, рисунках, оформлении фотоальбомов и фотовыставок. Проводятся различные сюжетно-ролевые игры: «Поведение в транспорте», «Цирк», «Театр» и т.д., где с детьми закрепляются знания и умения, полученные в ходе проведения экскурсий.

                     4.  Развитие познавательных  интересов   на прогулке

       Формирование  познавательного интереса – важная составляющая разностороннего развития ребенка. Жизнь любознательного человека полна открытий, жизненных побед и удовольствий. Как говорил Энштейн, - «…во мне нет ничего гениального: я просто очень любопытный человек». В этом и есть отличительная особенность всех людей.

      Рассмотрим, как деятельность детей  на прогулке способствует развитию познавательного  интереса старшего дошкольника.

     Непременным условием успешного развития и воспитания детей с ОВЗ на прогулке является одновременное овладение  ими умственными и практическими  действиями. При проведении прогулок используются разнообразные формы организации детей (группа целиком, небольшие подгруппы, индивидуально). Это успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.

       Таким образом, наблюдение - один из главных компонентов прогулки.

      Фронтальная организация  наблюдений на прогулках используется, когда детей знакомят с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых, с новым видом труда  на участке, показывают новый способ действия.

      Во время прогулок ведутся  и индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.

      Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местности, к воспроизведению  действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать  вновь приобретенные знания и  закрепить полученные ранее[26]. Широкое включение в этот процесс зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления.

      Посильные трудовые действия детей естественным образом вплетаются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окружающей среды[24]. В силу собственной активности дети стремятся включиться в совместный со взрослым трудовой процесс, по мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправного партнера, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнообразным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые и дидактические задания, дети заняты интересным и полезным делом. Таким образом, трудовые действия детей следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

     На прогулках воспитатель  организует игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для  таких игр на участке следует  иметь оборудование (песочные дворики, ящики с песком, бассейн).

     Постоянно и разнообразно двигается ребенок на участке. Становится очевидным, что подвижные игры и  игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

     Все компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств дошкольников.

     В течение всего года в  обязательном порядке проводится и  вечерняя прогулка.  Так как взрослый дополнительно занят встречей с  родителями, на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия (снимаются два структурных компонента прогулки).

     Рассмотрим влияние разных компонентов прогулки на развитие познавательных интересов старших дошкольников.

    Интерес ведет человека к  бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для детей с ОВЗ может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

    Развитие познавательного  интереса проходит путь от проявления эмоциональной отзывчивости к окружающему  и выделения внешних качеств  предметов к выделению внутренних связей и отношений,к самостоятельной  постановке познавательных задач и  первым попыткам решать их с помощью  наблюдений, опытов, рассуждений.

    Познание природы детьми с ОВЗ– это насыщенное радостными впечатлениями восприятие разнообразных, ярких объектов и явлений мира животных, растений, неживой природы, практическое экспериментирование с ними.

5.Важность прогулки для развития позновательного интереса  к окружающему у детей с ОВЗ

            Исходя из вышеизложенного, важность прогулки для развития позновательного интереса к окружающему  у детей с нарушениями в развитии не вызывает сомнений. Прогулка играет ведущую роль в развитии, оздоровлении детей с интеллектуальной недостаточностью. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития.

           Во время прогулки коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют навыки общения, экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру.

         Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение: все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Они учатся замечать ее красоту.   Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика - все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания. 

                                         Список литературы

Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно–методическое пособие. – СПб: Каро, 2012. – 288 с.

Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю., Можейко А.В, Фирсова Л.Е. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников: Методические рекомендации.

Зак Г.Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома / Зак Г.Г. // Специальное образование. – 2012. – № 2. – 49-57 с.

Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2013. – 576 с.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие. М.: Аркти, 2005. – 176 с.

Образование детей с множественными нарушениями развития. Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» 27-29 ноября 2013 года / Под научн. ред. Яковлевой Н.Н. – СПб., 2014. – 352 с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры: практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Гном, 2013. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"

Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....

ДОКЛАД Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему

Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»....

«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру»

Развитие познавательного интереса к оружающему миру у детей дошкольного возраста....