«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему»
консультация по теме
Выступление на методобъединении
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему»
При организации прогулок, с целью познавательного развития детей дошкольного возраста необходимо опираться на содержание образовательной области «Познавательное развитие». Согласно ФГОС ДО, при организации прогулок выделяются следующие направления: расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, развитие познавательно-исследовательской деятельности, развитие продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений.
В практике работы дошкольных учреждений используют следующие виды прогулок: типовая - максимально свободная деятельность детей; комбинирование – целевая прогулка и свободная деятельность; прогулка – экскурсия; спортивные эстафеты.
Прогулка включает в себя следующие составные части: наблюдение, рассматривание; трудовая деятельность детей; подвижные игры; индивидуальная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей. Известно, что наиболее эффективно процесс приобретения знаний происходит во время самостоятельной деятельности детей.
Посредством организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и стимулировать в ребёнке интерес к исследованиям, помочь ему приобрести опыт исследовательской деятельности, развивать восприятие, мышление, речь. Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее. Наблюдение во время прогулок проводится ежедневно. Оно планируется заранее, со всеми детьми или по подгруппам. Это могут быть наблюдения за природными явлениями или трудом взрослых.
Помимо этого, на протяжении всего времени прогулки взрослый должен периодически уточнять и закреплять знания, полученные детьми не только в ходе организованных наблюдений, но и в процессе собственных наблюдений. Специфической особенностью восприятия дошкольников является то, что наблюдательность как качество личности отсутствует, или развито в недостаточной степени.
Для успешного решения этой проблемы приемы привлечения внимания ребенка должны соответствовать возрасту, в первую очередь — это опора на ориентировочные реакции в разных формах. Задача взрослого заключается в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, привлекать внимание к моментам которые остались незамеченными ребенком. Наблюдательность предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но на прогулке ребенок сталкивается с массой отвлекающих его моментов: птичка щебечет, мотоцикл шумит и т. д.
Фаза активного внимания ребенка старшего дошкольного возраста составляет около 10 минут. Поэтому наблюдения должны быть интересными, познавательными и в пределах фазы активного восприятия. С целью стимулирования познавательной активности к рассматриваемым объектам воспитатель должен личным примером вызывать у детей интерес, сопереживание, сопричастность к необычным событиям в окружающей среде. Путем постановки проблемных вопросов привлекать дошкольников к активным высказываниям собственного мнения.
Главное эмоциональное стимулирование интереса к ярким образам природного окружения. Поддержание интереса к ежедневным наблюдениям может осуществляться в связи с периодической сменяемостью объекта для непосредственного ознакомления. Наблюдения за явлениями природы животными, растениями, насекомыми и птицами должны сменяться знакомством с людьми разных профессий, ознакомлением с общественной жизнью — жизнью улицы. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и делать выводы, понимать взаимозависимость природных объектов, заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства.
Для успешного достижения поставленной цели воспитателю необходимо задействовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, задавать наводящие и провокационные вопросы, помогать устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
В наблюдения также необходимо включать знакомство с художественной литературой и систематически использовать дидактические и подвижные игры. Детское экспериментирование так же является одной из составляющих познавательного развития, предполагающее: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.). Оно является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников и наиболее успешным средством ознакомления детей с миром окружающей природы.
В ходе организации опытов с природными материалами в процессе совместной и самостоятельной деятельности дошкольников на прогулке дети лучше познают окружающий мир. Все это стимулирует их искать ответы на вопросы обращаясь за помощью ко взрослым, познавательной литературе, детским энциклопедиям, Интернету.
Особое внимание, при планировании экспериментальной деятельности на прогулке по ознакомлению дошкольников с явлениями природы необходимо обращать на сезонность. Также должны быть созданы необходимые условия для совместной и самостоятельной исследовательской деятельности детей.
Эффективной формой стимулирования познавательной активности старших дошкольников являются экскурсии по территории детского сада и за его пределами. Они организуются с целью развития исследовательской деятельности по изучению объектов живой и неживой природы, проведения наблюдений за сезонными изменениями в природе. На экскурсии появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей.
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи познавательного развития детей. Используя систематически в ходе педагогической деятельности наблюдения, проведение опытов, экспериментов, практических работ по изучению представителей животного мира, экскурсий по территории детского сада и за ее пределы — всё это способствует у детей усвоению знаний о природе, выработке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.
Для воспитателей прогулка — это уникальная возможность не только оздоровить детей, но и обогатить ребенка новыми знаниями, показать опыты, материал для которых предоставляет сама природа, развить внимание, память и другие мыслительные операции.
Составил воспитатель: Богатырева Е.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"
Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....
ДОКЛАД Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему
Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»....
Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему
выступление на семинаре доу...
Доклад на тему: «Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему».
Виды прогулок....
Консультация для воспитателей Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для воспитателей...
«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру»
Развитие познавательного интереса к оружающему миру у детей дошкольного возраста....
Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру.
Организация прогулкис целью развития познавательного интереса к окружающему миру....