Логоритмика в детском саду. статья
статья

Рубцова Наталья Александровна

Дошкольный возраст ребёнка- это чрезвычайно ответственный период, развития человека. когда происходит закладка фундамента его личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_v_detskom_sadu.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика в детском саду

Дошкольный возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период развития человека, когда происходит закладка фундамента его личности.

В дошкольном возрасте у детей речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения.Чему же должны научиться дети в этот возрастной период?

  • Научиться подражать звукам окружающей среды. Например, показать, как гудит машина, как капает дождик и т.д.
  • Научиться повторять за взрослым слоги и слова. Например, топ-топ, ля-ля, дя-дя и т.д.
  • Научиться по просьбе взрослого показывать части тела.
  • Узнавать знакомые предметы и называть их.
  • Рассматривая книги, ребёнок должен по просьбе взрослого уметь показать на картинках предметы одежды, игрушки, предметы домашнего обихода, а также называть их.
  • Уметь словесно выражать свои желания.
  • Должны научиться говорить предложения, состоящие из двух слов.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движение под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Задачи музыкального развития этого возраста:

  • Увлекать, удивлять и радовать детей музыкой.
  • Развивать умение прислушиваться к словам песни, самим воспроизводить простейшие интонации.
  • Учить выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам и характеру музыки.
  • Учить играть на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках, колокольчиках).

Так как задачи речевого и музыкального развития перекликаются, с детьми этого возраста целесообразней проводить музыкально-логоритмические занятия.

Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют в психотерапии как часть кинезотерапии («лечение движением»). Занятия ритмикой с детьми, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению коррекционных задач. Однако, использовать современные методики развития чувства ритма необходимо и в обычных, не коррекционных детских садах.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Вне ритма ни музык а, ни организованное движение существовать не могут. Не случайно понятие ритма введено в само название курса - логоритмика.

Известно два пути воздействия ритма на человека. Целесообразно использовать оба, причем последовательно.

На ранних этапах преобладает моторная заразительность, затем ритм подключается к регулированию длительности психических процессов. Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Ребенок, когда учится говорить, прежде всего, учится петь.

Он учит не слово, а звуковые формы, которые воспроизводит в звуке. Таким образом, музыкальная речь и вербализация мысли органически взаимосвязаны так же, как фонематический и музыкальный слух. Не менее важным фактором развития являются управляемые элементарные движения. По мере того, как пальчики ребенка становятся умелыми и сильными, его смышленость и сообразительность возрастают. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную деятельность, способствует адаптации ребенка к новым условиям.

Известно, что в раннем дошкольном возрасте адекватность восприятия действительности, в том числе воспитательно-педагогического воздействия, определяется эмоциональным отношением ребенка. Высокая эмоциональная активность стимулирует адекватность восприятия, а постоянно выраженное отрицательное эмоциональное состояние приводит к физиологическим изменениям в организме и заболеваниям, что, в конечном итоге, оказывает разрушительное воздействие на информационно-энергетические структуры личности. И тут приходит на помощь великий эмоциональный стимулятор - музыка.

Доказано, что любая эмоциональная реакция своим конечным этапом имеет то или иное движение. Это обязательное двигательное окончание любого эмоционального акта является психофизиологической константой. Иными словами, отрабатывая определенную систему движений, регулируя и направляя их, мы непосредственно воздействуем на эмоциональную сферу ребенка.

Разделы занятий разнообразны по форме и представляют собой совокупность средств эмоционального, музыкального, двигательного и речевого воздействия.

Исполнительство

Первично подразумевает реализацию чужой воли для приобретения умений и навыков, необходимых на этапе самостоятельного творчества.

Музицирование-Это выражение своего активного отношения к музыкальному искусству в реальном звучании.

Вокальное музицирование предполагает приведение голосового аппарата в рабочее состояние, настройку слуха и внимания, знакомство с возможностями человеческого голоса. В этот раздел вошли игры с голосовым аппаратом, звукоподражательные игры с пением, фонопедические упражнения, песенный фольклор.

Звуковое музицирование является основой для знакомства с миром звуков, его бесконечным многообразием. Предполагает соотнесение немузыкальных звуков с музыкальными. В раздел включены игры со звуками речи, с предметами быта, пение и танцы в сопровождении звучащих жестов, рассказывание стихов, поговорок, скороговорок и сказок при помощи звучащих жестов.

Инструментальное музицирование является основой формирования правильных навыков игры на различных музыкальных инструментах.

В свою очередь, это развивает умение использовать характерное звучание инструментов при создании музыкальных картин. В раздел включены игры с шумовыми инструментами, танцевальные композиции с использованием шумовых музыкальных инструментов.

Речедвигательные упражнения предполагают взаимное развитие координационно-регулярующих функций движений и речи. Эта работа развивает и укрепляет чувство ритма, устанавливает прочные ассоциации между движениями, звуковысотностью и определенны ми сказочными персонажами.

Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений, к тонким, дифференцированным движениям пальцев и кисти, что, несомненно, свидетельствует о большей выразительности и пластик е движений.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

Игровой, массаж служит для снятия психического и физического напряжения, умственной усталости, способствует закаливанию и оздоровлению детского организма. Раздел включает игры и игровые упражнения, выполняемые непосредственно руками, а также с помощью различных предметов в образно-игровой форме. Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие речи, оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию, превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Дыхательно-артикуляторный тренинг

Одно из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата (губы, язык, мягкое небо). Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками, звукоподражаниями. Такие движения являются первым этапом в речевом развитии ребенка, они играют роль гимнастик и органов речи в естественных условиях.

Развитие звукопроизносительных навыков осуществляется в игре на материале звукоподражаний звукам окружающей среды и голосам животных. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования артикуляционной базы звуков, а также речевого и неречевого дыхания.

Танцевально-ритмические упражнения –это образно-танцевальные композиции, выполняемы е под специально подобранную музыку. Каждая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Игро-ритмика

является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры. Ритму нельзя научить, но его можно освободить, «развязать» в человеке. «Развязывание» ритма начинается с хлопков, шлепков, щелчков пальцами, притопываний.

Игро-гимнастика позволяет чувствовать и развивать определенны е группы мышц, необходимых для реализации образно-танцевальных композиций, а также включает необходимые упражнения для развития пространственной ориентировки.

Игро-танец обогащает двигательный опыт и является базой для формирования танцевальных движений, которые используются в разнообразных образных композициях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика в детском саду.

Консультация для воспитателей...

Логоритмика в детском саду

Почему логоритмика? Причины, которые побудили меня работать в этом направлении....

Презентация "Логоритмика в детском саду"

Теоретические аспекты логоритмики в ДОУ, как средства коррекционной работы с детьми с ОНР....

Логоритмика в детском саду

Материалы для воспитателей, инструкторов,музыкальных работников...

Логоритмика в детском саду

Конспект для родителей...

Логоритмика в детском саду. Статья.

Статья на портал: Детские сады тюменской области....

Кружок по логоритмики в детском саду.

Календарно-тематическое планирование кружковой работы по логоритмики в ДОУ....