Логоритмика в детском саду
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Логоритмика в детском саду.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Коррекционную работу проводит совместно с музыкальным руководителем на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях еженедельно. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие педагогов ДОУ и родителей.
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие музыки и речи осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие объема памяти;
- развитие двигательного и артикуляционного праксиса;
- развитие двигательных кинестезий;
- развитие соматопространственной ориентации и зрительно - моторных координаций;
- формирование двигательных навыков.
Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы. В сюжете занятий использованы рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, что соответствует возрасту детей и позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Многократное повторение изучаемого способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются; в первых задействованы различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально – насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Итогом работы является лучшее усвоение знаний и формирование умений и навыков детей. На занятиях помимо речевых задач решаются также эстетические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логоритмические занятие включает следующие элементы:
- артикуляционную гимнастику;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
- упражнения под музыку на развитие общей моторики;
- вокально – артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
- песни и стихи, сопровождающиеся движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкально – ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
- музыкальные игры. Способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно – образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Логоритмические занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю. Логопед должен создать условия для возникновения удивления у детей, интереса и выражения своих чувств, организовать ситуацию успеха, поощряя любое усилие со стороны ребенка, радуясь его творческим находкам.
Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела.
Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуарный разучивается на музыкальных занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы – понятия, что очень важно для последующих этапов образования. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика в детском саду.
Консультация для воспитателей...
Логоритмика в детском саду
Почему логоритмика? Причины, которые побудили меня работать в этом направлении....
Презентация "Логоритмика в детском саду"
Теоретические аспекты логоритмики в ДОУ, как средства коррекционной работы с детьми с ОНР....
Логоритмика в детском саду
Материалы для воспитателей, инструкторов,музыкальных работников...
Логоритмика в детском саду. Статья.
Статья на портал: Детские сады тюменской области....
Кружок по логоритмики в детском саду.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы по логоритмики в ДОУ....
Логоритмика в детском саду
laquo;Использование логоритмических упражнений на занятиях музыки и их интеграция в разнообразных видах деятельности дошкольников в целях повышения эффективного образовательного процесса, спосо...