Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
методическая разработка

Рединова Марина Сергеевна

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута -  важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие   выбор того иного образовательного маршрута,     описаны  этапы его построения, приводится перечень  примерных  методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута  для ребенка-дошкольника.

Представленные материалы  помогут педагогическим работникам ДОУ  разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_k_iom.docx85.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок»

Методические рекомендации

по разработке и использованию

индивидуального образовательного маршрута дошкольника

1191268972_c4107

Составитель: воспитатель

младшей группы

Рединова М. С.

Тулун, 2020 год

«Рассмотрено»                                                                                    

на заседании  педагогического совета МБДОУ

Протокол  № ___                                                                            

от «___» ___________ 20___ года  

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Составитель:  воспитатель младшей группы Рединова М. С. МБДОУ города Тулуна «Детский сад  комбинированного вида «Родничок»,   2020 год

Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута -  важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.

В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие   выбор того иного образовательного маршрута,     описаны  этапы его построения, приводится перечень  примерных  методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута  для ребенка-дошкольника.

Представленные материалы  помогут педагогическим работникам ДОУ  разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………..     

4

1.

Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников……

5

1.1.

Понятие индивидуального образовательного маршрута,  его цели и основные факторы  выбора …………………………………………..

5

1.2.

Мониторинг как  основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья …………………………………………….

6

1.3.

Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка  ……………………………….

8

1.4.

Технологии, методы и приемы  реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………

9

2.

Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

10

3.

Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута  для детей с ОВЗ …………………...

11

4.

Список рекомендуемой  литературы ……………………………...

14

       

Пояснительная записка

"Мы ничему не можем научить человека.

Мы можем только помочь ему открыть это в себе".

Галилео Галилей

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.

Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально–психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ).  

Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.

Материалы  сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ,     описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута,  рекомендации к составлению примерного варианта  индивидуального  маршрута для ребенка с ОВЗ.

  1. Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников

  1. Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели  и основные факторы выбора

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей.

Индивидуальный образовательный маршрут   – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и  дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации,   педагогов,    специалистов   образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями  в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:

- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;

- результаты освоения   дополнительной  образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;

- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Усилия педагогов ДОУ в  рамках реализации ИОМ  направлены на решение следующих задач:

- определение уровня возможностей дошкольника;

- выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей;

- создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:

  1. ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
  2. в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:

- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого  образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;

- как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;

  1. на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.

Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.

Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:

- возрастом ребенка;

- состоянием его здоровья;

- уровнем готовности к освоению образовательной программы;

- интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;

- профессионализмом специалистов образовательных учреждений;

- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;

- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;

- наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных  образовательных учреждений.

ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.

 

  1. Мониторинг как  основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута  для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед  педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ.

Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.

Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции  нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Задачи мониторинга:

- организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);

- оценка эффективности использования ИОМ;

- выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.

Этапы мониторинга:

- сбор медико-педагогической информации о ребенке;

- психолого-педагогическое обследование;

- анализ и оценка полученных данных;

- выстраивание ИОМ ребенка;

- интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства  развития ребенка;

- отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

     Технологические аспекты данной проблемы:

- сводные информационные таблицы по диагностике;

- аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.

Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.

1.3. Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута ребенка  

Этапы проектирования и реализации  индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом:

  1. Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения,  использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).
  2. Этап планирования коррекционно-развивающей работы:

- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной  или развивающей  работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);

- выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и  методик);

- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий  (предполагает   отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);

- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)

- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);

3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).

4)  Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).

Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

1.4. Технологии, методы и  приемы  реализации   индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.  ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность  педагогического воздействия на   ребенка.    В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно:

- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;

- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);

- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);

- приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);

- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).

 

  1. Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья

  1. Проведение коллегиального заседания ПМПк ДОУ.
  2. Изучение рекомендаций ПМПК.
  3. Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).

4. Создание специальных условий для  обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.)

- использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).

5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).  

6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)

3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ

        

Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ?

Есть разные варианты.  В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы  с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов;  это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.

Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня  данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ПМПк (при наличии), диагноза (при наличии).  

Предлагаем  примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ:

Образец                                        

I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

1.Ф.И.О. воспитанника________________________________________

2. Дата и место рождения ______________________________________

3. Адрес: _____________________________________________________

4. Сведения о родителях (законных представителях):________________

5. Дата поступления в МДОУ _________________________________

6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид: от  ___г. основной диагноз_______

7. № удостоверения по инвалидности_________ МСЭК №____________

 срок назначения___________ продление ______________   ИПРА №_

8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: ___

9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №_____________от  ________________201   года).

На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам  дошкольного возраста  опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.

II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ

  1. Общее состояние (причина инвалидности) __________________
  2. Физическое развитие _____________________________________
  3. Неврология______________________________________________
  4. Зрение            ___________________________________________
  1. Слух __________________________________________________

6. Опорно-двигательный аппарат_________________________________

7. Диагноз психиатра___________________________________________

8. Диагноз логопеда  ___________________________________________

9. Данные о текущем лечении____________________________________

         10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов__________________

III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Информация о  прохождении ПМПК

первичное обследование

повторное обследование

каждые 2 года

число, месяц, год

число, месяц, год

число, месяц, год

Заключение ПМПК

№                   протокола

Заключение ПМПК

№                  протокола

Заключение ПМПК

№               протокола

IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ

      Зам. заведующего по ВМР – координатор ИОМ, группы сопровождения.

1.   Старший воспитатель                                    2.Воспитатели группы

3. Педагог-психолог                                             4.Педагог-дефектолог

5.Учитель-логопед                                                6.Руководитель физо

7.Музыкальный руководитель                             8.Мл. воспитатель

V.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

педагог-психолог

Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

учитель-логопед

Структура и степень нарушения речи. Причины не успешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям.

воспитатели

Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния.

Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки.

специалисты

муз. раб. физ.раб

медработник поликлиники

Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную-воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка.

VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

Направления работы (специалист)

Кол-во часов в неделю

Дата и время проведения

Используемые программы и технологии

Формы проведения занятий

Ф.И.О. специалиста

Психологическая помощь (педагог – психолог)

Дефектологическая и   логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед)

Педагогическая помощь

Инструктор по физической культуре

Музыкальный руководитель

Другое

4. Список рекомендуемой литературы

  1. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.). - М.: «Просвещение», 2003г.
  2. Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8).
  3. «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» – Караганда – 2009 г. Составитель: Суртубаева Д.А.
  4. Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ. /М. А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с.
  5. Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный    маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО» - 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Консультация для воспитателей на тему: «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»

В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...

Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.Основная цель ИОМ-это создание в детском саду условий ,с...

Методические и дидактические материалы для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника как разработанная педагогом, возможно  совместно с другими специалистами и родителями, программа образовательной деятельности ребенка, отражающа...

Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Методические рекомендациипо разработке и использованиюиндивидуального образовательного маршрута дошкольника...

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПДО (ХОРЕОГРАФ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) В ДОУ»

В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методов воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не сл...