Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
методическая разработка
Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута - важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.
В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие выбор того иного образовательного маршрута, описаны этапы его построения, приводится перечень примерных методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника.
Представленные материалы помогут педагогическим работникам ДОУ разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_k_iom.docx | 85.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Методические рекомендации
по разработке и использованию
индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Составитель: воспитатель
младшей группы
Рединова М. С.
Тулун, 2020 год
«Рассмотрено»
на заседании педагогического совета МБДОУ
Протокол № ___
от «___» ___________ 20___ года
Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника. Составитель: воспитатель младшей группы Рединова М. С. МБДОУ города Тулуна «Детский сад комбинированного вида «Родничок», 2020 год
Методические рекомендации содержат теоретические материалы с характеристикой индивидуального образовательного маршрута - важного методического документа, позволяющего спланировать мероприятия педагогического сопровождения, помощи ребенку с особыми образовательными потребностями.
В методических рекомендациях дано определение индивидуального образовательного маршрута, обозначены его цели и задачи, основные факторы, определяющие выбор того иного образовательного маршрута, описаны этапы его построения, приводится перечень примерных методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута для ребенка-дошкольника.
Представленные материалы помогут педагогическим работникам ДОУ разработать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………….. | 4 | |
1. | Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников…… | 5 |
1.1. | Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора ………………………………………….. | 5 |
1.2. | Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………. | 6 |
1.3. | Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка ………………………………. | 8 |
1.4. | Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………… | 9 |
2. | Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья. | 10 |
3. | Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ …………………... | 11 |
4. | Список рекомендуемой литературы ……………………………... | 14 |
Пояснительная записка
"Мы ничему не можем научить человека.
Мы можем только помочь ему открыть это в себе".
Галилео Галилей
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни.
Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательный процесс ДОУ. Только на его основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.
Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально–психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.
Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (далее – ИОМ).
Помочь педагогам разработать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут помогут данные методические рекомендации.
Материалы сборника содержат определения ИОМ, целевые установки, перечень факторов, влияющих на выбор того или иного ИОМ, описание этапов проектирования и разработки индивидуального образовательного маршрута, перечень методов и приемов, используемых при составлении индивидуального маршрута, рекомендации к составлению примерного варианта индивидуального маршрута для ребенка с ОВЗ.
- Индивидуальный образовательный маршрут как вариант реализации образовательных потребностей дошкольников
- Понятие индивидуального образовательного маршрута, его цели и основные факторы выбора
Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО: поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
Для решения этой задачи в сегодняшней системе дошкольного образования предполагается составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном пространстве специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая и дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с индивидуальными образовательными потребностями в образовательный процесс (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).
Индивидуальный образовательный маршрут должен иметь определенную цель. И эта цель может быть ориентирована на:
- достижение воспитанником государственного образовательного стандарта;
- результаты освоения дополнительной образовательной программы в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями ребенка;
- на выстраивание системы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Усилия педагогов ДОУ в рамках реализации ИОМ направлены на решение следующих задач:
- определение уровня возможностей дошкольника;
- выявление имеющихся потребностей и (или) формирование системы социальных потребностей;
- создание адекватной среды для удовлетворения индивидуальных потребностей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Сущность индивидуального образовательного маршрута заключается в следующем:
- ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа;
- в стадии разработки ИОМ ребенок и его родители выступают:
- как субъекты выбора дифференцированного образования, предлагаемого образовательным учреждением, педагогом или целостной образовательной средой;
- как «неформальные заказчики», «предъявляя» образовательному учреждению образовательные потребности и иные индивидуальные особенности ребенка;
- на стадии реализации ребенок выступает как субъект осуществления дополнительного образования.
Движение ребенка может осуществляться по различным образовательным маршрутам.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
- возрастом ребенка;
- состоянием его здоровья;
- уровнем готовности к освоению образовательной программы;
- интересами и потребностями ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом специалистов образовательных учреждений;
- возможностями материально-технической базы образовательного учреждения;
- возможностью и желанием семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия с ребенком дома;
- наличием в регионе, где проживает семья, специальных (коррекционных) и других дополнительных образовательных учреждений.
ИОМ строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.
- Мониторинг как основа выстраивания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т.п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей воспитанника с ОВЗ.
Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.
Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику с индивидуальными образовательными потребностями предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Для определения ИОМ ребенка с ОВЗ необходимо провести комплексный мониторинг. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ.
Мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.
Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Задачи мониторинга:
- организация психолого-педагогической диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой);
- оценка эффективности использования ИОМ;
- выявление изменений в динамике развития ребенка и прогнозирование конечного результата.
Этапы мониторинга:
- сбор медико-педагогической информации о ребенке;
- психолого-педагогическое обследование;
- анализ и оценка полученных данных;
- выстраивание ИОМ ребенка;
- интеграция, координация деятельности педагога и родителей в рамках единого пространства развития ребенка;
- отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.
Технологические аспекты данной проблемы:
- сводные информационные таблицы по диагностике;
- аналитические справки по итогам коррекционной работы за полугодие, учебный год.
Без мониторинга проводимая коррекция может оказаться не только бесполезной, но и вредной, усугубляющей нерешенные проблемы ребенка.
1.3. Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка
Этапы проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника с индивидуальными образовательными потребностями можно представить следующим образом:
- Этап диагностический (предполагает определение системы диагностического сопровождения, использование разных методов для сбора информации об особенностях актуального развития ребенка с особыми образовательными потребностями).
- Этап планирования коррекционно-развивающей работы:
- предполагает постановку целевых ориентиров предстоящей работы (постановка целей и задач коррекционной или развивающей работы обязательно строится на основе данных о ребенке, полученных в ходе предварительной диагностики);
- выбор педагогического инструментария (т.е. определение необходимых для коррекции и развития ребенка педагогических технологий, методов и методик);
- отбор содержания коррекционных и развивающих занятий (предполагает отбор конкретных игр, упражнений, заданий, их систематизацию и группировку по целевым ориентирам; последовательное краткое описание);
- продумывание организационных условий и путей достижения коррекционно-развивающих целей (планирование времени для коррекции и развития в календарном плане на учебный год, в общем режиме дня ребенка, (когда, сколько по времени будет длиться занятие, как часто в неделю, установление связи с другими занятиями, будут ли привлекаться к занятиям родители и др.)
- планирование ожидаемого результата коррекционно-развивающей работы (конкретизация желаемых достижений ребенка по итогам индивидуальных занятий);
3) Этап реализации ИОМ (представлен последовательными систематическими коррекционно-развивающими занятиями).
4) Этап результата (предполагает отслеживание результатов индивидуальной работы с ребенком, при необходимости внесение корректировок, при необходимости планирование продолжения коррекционно-развивающей работы).
Соблюдение данной последовательности планирования и реализации ИОМ наряду с профессионализмом педагога, обеспечивают результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
1.4. Технологии, методы и приемы реализации индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья
ИОМ на конкретного ребенка составляется на основе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ. ИОМ конкретизирует и уточняет объем, содержание и продолжительность педагогического воздействия на ребенка. В ИОМ необходимо включать все мероприятия, способствующие коррекции выявленных нарушений с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития, а именно:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций);
- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
- приемы арт-терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
- релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.).
- Примерные мероприятия при составлении индивидуального маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья
- Проведение коллегиального заседания ПМПк ДОУ.
- Изучение рекомендаций ПМПК.
- Определение программы обучения и воспитания для ребенка (основная образовательная, адаптированная образовательная).
4. Создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка - привлечение специалистов (коррекционные мероприятия, форма получения коррекционных услуг (индивидуальные, или подгрупповые занятия) и др.)
- использование здоровьесберегающих технологий, лечебно – охранительный режим, дозирование учебно-воспитательной нагрузки и др.) (указать какие).
5. Работа с родителями, социальным окружением. Организация дополнительных условий для коррекции при помощи членов семьи. Консультирование родителей (лиц их заменяющих).
6. Организация дополнительного образования с учетом интересов и желаний ребенка и его родителей (законных представителей) (посещение кружков, секций, студий и т.д.)
3. Примерный вариант оформления индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ
Каково же содержание индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ?
Есть разные варианты. В последних публикациях можно проследить следующее: ИОМ - это таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов; это таблицы, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции познавательной, речевой и других сторон развития ребенка.
Анализируя формы ИОМ можно проследить общее. Каждая план-программа начинается с перечня данных о ребенке (краткой характеристики, результатов обследования ПМПК или ПМПк (при наличии), диагноза (при наличии).
Предлагаем примерный образец оформления ИОМ дошкольника с ОВЗ:
Образец
I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.Ф.И.О. воспитанника________________________________________
2. Дата и место рождения ______________________________________
3. Адрес: _____________________________________________________
4. Сведения о родителях (законных представителях):________________
5. Дата поступления в МДОУ _________________________________
6. Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья», ребенок-инвалид: от ___г. основной диагноз_______
7. № удостоверения по инвалидности_________ МСЭК №____________
срок назначения___________ продление ______________ ИПРА №_
8. Оценка психологической готовности к началу дошкольного образования: ___
9. Запрос родителей (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №_____________от ________________201 года).
На основании анкеты по выявлению образовательных запросов при организации образовательных и воспитательных услуг детям-инвалидам дошкольного возраста опекун ребенка отдала предпочтение воспитанию и обучению ребенка-инвалида на дому и кратковременному посещению дошкольного учреждения.
II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
- Общее состояние (причина инвалидности) __________________
- Физическое развитие _____________________________________
- Неврология______________________________________________
- Зрение ___________________________________________
- Слух __________________________________________________
6. Опорно-двигательный аппарат_________________________________
7. Диагноз психиатра___________________________________________
8. Диагноз логопеда ___________________________________________
9. Данные о текущем лечении____________________________________
10.Диспансерное наблюдение врачей специалистов__________________
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Информация о прохождении ПМПК
первичное обследование | повторное обследование | каждые 2 года |
число, месяц, год | число, месяц, год | число, месяц, год |
Заключение ПМПК № протокола | Заключение ПМПК № протокола | Заключение ПМПК № протокола |
IV. ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ
Зам. заведующего по ВМР – координатор ИОМ, группы сопровождения.
1. Старший воспитатель 2.Воспитатели группы
3. Педагог-психолог 4.Педагог-дефектолог
5.Учитель-логопед 6.Руководитель физо
7.Музыкальный руководитель 8.Мл. воспитатель
V. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРОФИЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ИТОГАМ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
педагог-психолог | Потенциальные возможности обучения по данной программе, состояние эмоционально-волевой сферы, мотивация обучения. Гипотеза причины нарушения обучения. Рекомендации педагогам, родителям. |
учитель-логопед | Структура и степень нарушения речи. Причины не успешности обучения. Рекомендации педагогам, родителям. |
воспитатели | Социально-экономическое состояние семьи, оценка детско-родительских отношений. Гипотеза причины нарушения обучения и воспитания. Возможные причины кризисного состояния. Визуальная оценка эмоционального состояния, аппетит, дневной сон, культурно-гигиенические навыки. |
специалисты муз. раб. физ.раб | |
медработник поликлиники | Выявляются причины психосоматического и нервно-психического характера (анамнез). Указываются методы и формы лечения, которые оказывают влияние на учебную-воспитательную деятельность, психическую и эмоционально-волевую сферу ребенка. |
VI. ПРИМЕР БЛАНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Направления работы (специалист) | Кол-во часов в неделю | Дата и время проведения | Используемые программы и технологии | Формы проведения занятий | Ф.И.О. специалиста |
Психологическая помощь (педагог – психолог) | |||||
Дефектологическая и логопедическая помощь (учитель – дефектолог, учитель – логопед) | |||||
Педагогическая помощь | |||||
Инструктор по физической культуре | |||||
Музыкальный руководитель | |||||
Другое |
4. Список рекомендуемой литературы
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. (Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.). - М.: «Просвещение», 2003г.
- Жигорева М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития. Журнал «Коррекционная педагогика», 2005 - №2 (8).
- «Построение индивидуальной траектории развития ребенка». Сборник научно-методических и инструктивных материалов «Построение индивидуальной траектории развития ребенка» – Караганда – 2009 г. Составитель: Суртубаева Д.А.
- Кунаш М. А. Индивидуальный образовательный маршрут. Методический конструктор. Модели. Анализ. /М. А. Кунаш. - Волгоград: Учитель, 2013. - 170 с.
- Материалы диска семинара-практикума «Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) в контексте введения ФГОС ДО» - 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ
Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...
Консультация для воспитателей на тему: «Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника»
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Э...
Разработка индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Индивидуальный образовательный маршрут- это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.Основная цель ИОМ-это создание в детском саду условий ,с...
Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Консультация для педагогов ДОО...
Методические и дидактические материалы для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника как разработанная педагогом, возможно совместно с другими специалистами и родителями, программа образовательной деятельности ребенка, отражающа...
Методические рекомендации по разработке и использованию индивидуального образовательного маршрута дошкольника
Методические рекомендациипо разработке и использованиюиндивидуального образовательного маршрута дошкольника...
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ПДО (ХОРЕОГРАФ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ (ИОМ) В ДОУ»
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методов воспитания детей дошкольного возраста. Явление это не сл...