Методические и дидактические материалы для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников
методическая разработка

Яшникова Олеся Игоревна

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника как разработанная педагогом, возможно  совместно с другими специалистами и родителями, программа образовательной деятельности ребенка, отражающая его индивидуальные особенности, потребности, интересы, обеспечивающая наиболее полную реализацию имеющегося у ребенка потенциала развития.

Цель индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста – максимальная реализация потенциала развития, в которую входят: 1) компенсация трудностей ребенка (трудности, связанные с социальной адаптацией и трудности в обучении), полноценное развитие; 2) подготовка к новой социальной ситуации развития; 3) развитие способностей и возможностей ребенка, реализация творческого потенциала.

Формы реализации маршрута: индивидуальная работа (дидактические игры, индивидуальные беседы, опыты, экспериментирование и т.д.); подгрупповая работа (подвижные игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, моделирование и анализ конфликтных ситуаций и т.д.); фронтальная работа (участие ребенка в конкурсах, мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_1_1.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДОШКОЛЬНИКА

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника как разработанная педагогом, возможно  совместно с другими специалистами и родителями, программа образовательной деятельности ребенка, отражающая его индивидуальные особенности, потребности, интересы, обеспечивающая наиболее полную реализацию имеющегося у ребенка потенциала развития.

Цель индивидуального образовательного маршрута для ребенка дошкольного возраста – максимальная реализация потенциала развития, в которую входят: 1) компенсация трудностей ребенка (трудности, связанные с социальной адаптацией и трудности в обучении), полноценное развитие; 2) подготовка к новой социальной ситуации развития; 3) развитие способностей и возможностей ребенка, реализация творческого потенциала.

Формы реализации маршрута: индивидуальная работа (дидактические игры, индивидуальные беседы, опыты, экспериментирование и т.д.); подгрупповая работа (подвижные игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, моделирование и анализ конфликтных ситуаций и т.д.); фронтальная работа (участие ребенка в конкурсах, мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении).

Яровая Олеся Игоревна

Ознакомление старших дошкольников с миром профессий средствами информационно-коммуникационных технологий.

Подберите методические и дидактические материалы для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников

Материалы маршрута для ребенка с опережающим развитием (одаренный ребенок)

Материалы маршрута для ребенка с отставанием в развитии (педагогически запущенный ребенок, без отклонений в физическом и психическом развитии)

Тематика бесед, обсуждений

Беседа № 1 «Профессии наших родителей».

Беседа №2 «Все работы хороши - выбирай на вкус»

Беседа № 3 «Моя мечта о будущей профессии.»

 Беседа №4 «Мир профессий. Человек-техника.»

 Беседа №5 «Мир профессий. На страже закона.»

 Беседа № 6«Знакомство с новыми  и редкими видами профессий»

«Мир моих интересов.»

Беседа № 1 «Что такое профессия?»

 Беседа № 2«Какие бывают профессии»

Беседа № 3 «Мир профессий. Кто такой врач и чем он занимается»

Беседа № 4 « Мир профессий. Строитель»

Беседа № 5 « Мир профессий. Повар»

«Самая зеленая профессия (садовник, лесник, цветовод)»

«Самая смелая  профессия (полицейский, сапер, спасатель)»

Самая волосатая (парикмахер)

«Самая ответственная профессия (судья, прокурор, врач)»

Беседа        о        профессиях прошлого.

Проблемные ситуации

Какая профессия самая важная?

Зачем нужно учиться на врача?

Чем отличается барбер от парикмахера?

Чем занимается музыкант? Чем важна для людей эта профессия?

Какие профессии относятся к типу « Человек- техника?

Какие профессии вы знаете?

Для чего все люди трудятся?

Какой результат труда у повара?

Что нужно повару, чтобы нам сварить обед?

Что делают строители?

Какие инструменты нужны парикмахеру?

Игры (кроме дидактических)

1.Игра с мячом «Кто что делает?»

Воспитатель        называет        профессию, дети – действие.

Врач - лечит, повар - готовит, пилот – летает, художник – рисует и т.д.

2.Эстафета «Мы пожарные».

Дети делятся на две команды и выстраиваются у своих «машин».

  1. Кто быстрее проползет в тоннель? (пролезть под гимнастической скамейкой).
  2. Распутать и свернуть пожарный рукав (добежать до хаотично сложенного каната, растянуть его и аккуратно свернуть около «пожарной машины»).
  3. Спасение пострадавших (бег цепочкой, держась за канат. Спасатель с веревкой бежит на другой конец зала к пострадавшим. Первый ребенок берется за веревку рукой, и оба возвращаются на исходную точку.
  4. Тушение пожара (набросить

«одеяло» на «горящий предмет» - кубик.)

 3. «Про Олю и Колю».

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи союзом «потому что».

Описание игры: воспитатель предлагает детям послушать начало предложения, они должны закончить его. Потом дети сами придумывают начало предложения.

Образец: Коля уступил место Оле, потому что … он мальчик.

                Оля любит шить, потому что … она девочка.

4. «Кому что надо?».

Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.

Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на другого — шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты». 

В процессе игры состав ее участников меняется один или, если позволит время, 2 раза.

5. «Магазин ткани».

Цель: формировать умение определять ткань в зависимости от ее происхождения, закреплять навыки определения вида ткани, представление о профессии продавца.

Оборудование: полка с различными видами ткани, метр, ножницы.

Ход игры: Воспитатель создает следующую ситуацию: -Ребята, представьте, что мы с вами находимся в магазине «Ткани» и нам нужно подобрать ткань для куклы Тани. Воспитатель открывает витрину с полосками ткани. - Кто из вас приобретает ткань для летнего платья? Дети выбирают ткань, объясняя при этом: для летнего платья нужна тонкая ткань, чтобы не было жарко. Вот такая. Она изготовлена из хлопка. Это — хлопчатобумажная ткань, нити для нее сделаны из хлопка. При подборе тканей для зимней одежды у детей такое мнение: нужна ткань шерстяная. Пушистая, теплая. Она изготовлена из шерсти, состриженной с овечки.

Игра «Назови мамину профессию»

Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие фонематического слуха.

Ход: Игра проводится с перекидыванием мяча.

Педагог напоминает детям, что есть мужские, женские и общие профессии. Затем детям объясняются условия игры: «Ребята, я буду бросать вам мяч и называть общие профессии так, как если бы это были названия профессий ваших пап или дедушек. А вы возвращаете мне мяч и называете такую же мамину профессию». Например, повар – повариха, певец – певица, учитель – учительница, актёр – актриса, художник – художница и т. п.

Квест-игра « Профссия пожарник»

1.Игра «Поможем каменщику».

Дети выбирают двух каменщиков, делятся на две команды и передают кирпичи, стоя в цепочке, « каменщик» в это время строит из кирпичей стену. Побеждает тот

«каменщик», который правильно и быстро выложит стену.

2.Игра « Чудо мешок»

Воспитатель показывает детям предмет, а они должны угадать, человеку какой профессии он принадлежит.

3. «Сварим вкусный суп из овощей».

Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия, которые ребенок выполняет; продолжать формировать представление о профессии повара; развивать воображение; активизировать речь. Воспитывать уважение к работникам детского сада.

Ход игры:

Перед детьми — плита. На ней — кастрюля, сковорода (игрушки, достаточно крупные, или настоящая посуда); рядом - набор овощей (натуральные), миска с водой, нож, ложка.

4.  «Профессии».

Цель: развивать представление о профессиях, обогащение и пополнение словарного запаса слов; развитие воображения, мышления, навыков словообразования.

Инвентарь: Не требуется.

Содержание: Ведущий начинает предложение, дети должны его закончить, вставляя недостающие слова. Или задает вопрос, а дети отвечают. Вариантов таких игр много, ниже - несколько примеров. 

Ход игры: 

Ведущий описывает различные профессии. Задача детей -назвать профессию.

-Носит белый колпак, готовит вкусную еду. Кто это?

- Повар!

- Водит машину...

-Водитель! и т.п.

5.      «Магазин».

Цель: продолжать закреплять знания о профессии продавца, с различными видами магазинов и продуктов; воспитывать чувство уважения, благодарности за выполняемый труд.

Ход игры: Перед детьми — магазин с отделами «Обувь» и «Одежда». 
«Дорогие дети! - говорит воспитатель. В нашем магазине вы можете купить одежду и обувь для своих кукол. Что вы можете купить? Сегодня в продажу поступили: красное платье с белым воротником и карманами; красивые клетчатые брюки с черным ремнем; меховые коричневые сапожки с вышивкой (достаточно назвать и описать 3-4 вещи. В магазине их вдвое больше).Воспитатель — продавец вызывает ребенка, спрашивает: «Что Вы хотите посмотреть?» («Что вам показать?»). Тот отвечает: «Пожалуйста, покажите мне синий сарафанчик с цветочками». Или: «Хочу посмотреть белую рубашку с клетчатым галстуком». Купленную ребенком вещь (их продается 5-6) воспитатель кладет в пакет, а пакет — в кузов грузовика. В конце занятия воспитатель доставляет покупки адресатам. Вручая пакет, он спрашивает имя, фамилию ребенка, уточняет, в каком отделе магазина сделана покупка.

Коммуникативная игра «Не пропусти профессию».

Цель : Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора. Обогащение словарного запаса детей.

Ход: Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Игры (дидактические)

«Кому без них не обойтись»

Цель: закреплять знания детей о материалах, инструментах, оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры: педагог показывает детям предмет, а дети называют профессию человека, которому он необходим. Следует учитывать, что одни и те же предметы необходимы людям различных профессий.

Интерактивная игра "Угадай профессию".

Все задания разделены на четыре категории: человек-

человек, человек-техника, человек-природа, человек-

художественный образ. В каждой из которых по 5 заданий.

Каждая категория заданий выделена определенным цветом,

а загадки геометрическими фигурами.

Интереснее когда в игру играют несколько детей и за

правильный ответ получают очки. Ребенку необходимо

выбрать интересующую его категорию и задание. Он

называет цвет и форму фигуры. При щелчке мышкой по

нужной фигуре появляется задание. После того как ребенок

даст ответ по щелчку появляется ответ. И по кнопочке

«домик» возвращается в начало игры. Следующий ребенок

выбирает следующее задание.

 Дидактическая игра  «Угадай по результату профессию».
Воспитатель предлагает детям поочередно брать картинки с изображением предмета – результата чьей – либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действие, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография и т.д.). 

 «Определи по предмету профессию».
Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т.п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

Игра  «Назови одним словом».

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т. д.

Ход игры: сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

«Кто чем занимается»


Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты) и т.д.

Интерактивная дидактическая игра: «Найди лишнее»

Интерактивная дидактическая игра: «Кому что нужно?»

Интерактивная дидактическая игра: «Кто работает на стройке?», 

 Дидактическая игра «Где это можно купить?».

Цель: игра закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной деятельности.

Дидактический материал: предметы, изображенные на маленьких картинах, на больших карточках.

Ход игры: Игра проводится по типу лото. Выигрывает тот, кто первым закроет все карточки и ни разу не ошибется.

Специальные задания

 Кого я загадал?

Цель: научить использовать словарный запас; развить образное мышление.

Задание имеет более сильный эффект при работе в группе. По очереди каждый человек загадывает про себя профессию и представляет себя в её роли. Задача остальных: по описаниям ведущего отгадать, что именно он загадал. Ведущий постоянно меняется.

 Он, она.

Цель: познакомить с понятием рода; закрепить навыки словообразования.

Взрослый начинает фразу по типу «Он…» и называет профессию в мужском роде. Специальность должна быть подобрана таким образом, чтобы без смысловой ошибки можно было составить женский аналог. Иногда для проверки внимательности дошкольника можно включать слова, которые можно отнести к обоим родам: врач, фотограф, пекарь, композитор. Или те, которые можно употребить только в одном роде: художник, художница; медсестра, медбрат; официант, официантка; учитель, учительница.

Лепка «Выпекали мы в печи пироги и калачи».

Цель: воспитывать бережное отношения к хлебу как продукту, особо почитаемому людьми развивать желание трудиться и интерес к трудовой деятельности, формирование навыков работы с соленым тестом, инструментами (стекой, скалкой) и дополнительными материалами. Знакомство с профессией пекаря.

Сегодня мы слепим из  соленого теста хлебобулочные изделия для игры "Булочная"».

Виртуальная экскурсия в полицию

Викторина для детей старшего возраста «Все профессии важны все профессии нужны»

Показ видео презентации на тему « Ветеринар»

Оригами « Танки, к бою!».( знакомство с военной техникой  и профессией военных)

Встреча с военным, полицейским.

Один — много.

Цель: совершенствовать словообразовательные процессы (в частности, образование множественного числа).

Взрослый приводит название профессии в единственном числе, задача дошкольника — согласовать слово во множественном числе.

Один врач — много… (врачей).

Интерактивные загадки по теме « Профессии».

Оборудование : интерактивная доска

При каждой отгаданной загадке на экран появляется анимационный рисунок загаданной профессии.

«Раскрась врача»

Экскурсии в медицинский кабинет, на кухню детского сада.

Показ видео презентации на тему « Путешествие по ферме»

Оригами « Жил-был самолетик»( знакомство с профессией летчик.)

Встреча с библиотекарем.

Элементы развивающей предметно-пространственной среды

профориентационные центры, по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

1. Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами компании Дошколка. ру. Каждая группа представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора.

2.Центр «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.

3.Центр «Садоводство, огородничество» Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком.

4. Улица дорожная – помогает познакомить с профессией дорожного полицейского, водителя( атрибутика, настольные игры)

аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»,

5.Центр для организации   сюжетно – ролевых игр.

6.Читательский уголок с подбором книг о профессиях. Чтение художественной литературы: Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», М.Манакова « Моя первая книга о профессиях», А. Шибаев « Лучше дела не найти»,

профориентационные центры, по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

 1.Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами компании Дошколка. ру. Каждая группа представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора.

2.Центр «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.

3.Музей – является уникальным объектом, с помощью которого возможно изучение профессий, которые ушли в прошлое.

4. Улица дорожная – помогает познакомить с профессией дорожного полицейского, водителя( атрибутика, настольные игры)

5. иллюстрации, репродукции картин, раскраски с профессиями,

6.аудио- и видеоматериалы по теме «Профессии»,

7.«Салон красоты» ( необходимый инвентарь, мебель)

8.Читательский уголок с подбором книг о профессиях. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кем быть?», М.Манакова « Моя первая книга о профессиях», С.Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер»,», С. Маршак «Почта»

Материалы, разрабатываемые педагогом (технологические карты, схемы, перечни книг, обучающих материалов)

Учебно – наглядное пособие: Картины «Кем быть?»

Серия демонстрационных картин «Все работы хороши»

Демонстрационный материал:

«Современные профессии» КП.Нефедова, картинки «Профессии в картинках», «Профессии» С.А.Васильева, В.И.Миросян.

Подбор аудио и видеоматериалов, мультфильмов, видеофильмов , связанных с темой  «Профессии»:

мультфильмы:

  • «Библиотека. Что делают дети?»
  • «Колосок»
  • «Снежные дорожки»

песни:

  • «Песня про колосок»
  • Песня о хлебе»
  • «Три танкиста»

познавательное видео:

  • Труд «комбайнера»
  •  «О хлебном дереве и хлебе» и другие

 Картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда

-Дидактические пособия"Защитники отечества", "Космонавты" -Карточки для занятий "Расскажи детям о спец машинах"

Фотогазета « Есть много профессий хороших и нужных!».

Альбомы « Стихи о профессиях»,

Серия демонстрационных картин «Все работы хороши»

Серия демонстрационных картин «Кем быть?»

Серия демонстрационных картин «Профессии»

В комплект входит 8 демонстрационных картин. На большом листе изображен представитель профессии в спецодежде, соответствующие орудия труда и результат труда. Эти картины помогают нам сформировать у детей представление о том, что смыслом любой работы является продуктивный результат.

Развивающая игра «Знаю все профессии»- замечательная  игра, занимаясь по которой , дети учатся различать профессии, знакомятся с их особенностями,  а так же развивают память, логическое мышление.

 «Поваренок» - многоразовые, яркие, красивые наклейки приглашают детей на свою кухню приготовить вкусные блюда на завтрак, обед и ужин.

Подбор аудио и видеоматериалов, мультфильмов, видеофильмов , связанных с темой  «Профессии»:

мультфильмы:

  •  «Снежные дорожки»
  • «Что такое библиотека?»

песни:

  • «Песня про колосок»
  • Песня о хлебе»

познавательное видео:

  • «Детям о профессиях»
  •  «О посуде»

Дидактические пособия «Доктора, "Повора"

Читательский уголок с подбором книг о профессиях. Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кем быть?», Джани Родари «Чем пахнут ремёсла?», М.Манакова « Моя первая книга о профессиях», С.Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа – милиционер», А. Шибаев « Лучше дела не найти», С. Маршак «Почта»

Альбомы « Стихи о профессиях»,

Участие родителей

 Консультации для родителей « Беседуйте с детьми о профессиях»

Изготовление альбомов « Стихи о профессиях», « Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».

 Изготовление родителями атрибутов к играм и альбомов « Стихи о профессиях», « Все работы хороши», «Пословицы и поговорки о труде».

Участие в мастер классах по профориентации ребенка

Оформление фотоальбома «Профессии моих родителей»

Работа с родителями. В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие способности, внутреннюю склонность?

Экскурсия к одному из родителей на работу.

Консультации для родителей « Беседуйте с детьми о профессиях»

Изготовление родителями атрибутов к играм( уголки профессий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект методических материалов по реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольника с речевыми нарушениями в ДОУ

Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста методическое пособие   под редакциейЕ. А. СТРЕБЕЛЕВОЙМОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2005 СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕ...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

План работы районной проблемной группы педагогов ДОУ...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Материал по составлению индивидуального образовательного маршрута рекомендован для воспитателей и специалистов ДОО...

Консультация для воспитателей "Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника "

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется н...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию).

Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педагогам начальных классов. Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен мат...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Вашему вниманию представлен материал по составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень р...

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника ( 3-4 лет)...