Как приучать детей к труду
статья
Очень важно, чтобы сам процесс труда и его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать детей выполнять какую – либо работу, т.к. это связано с отрицательными эмоциями и не позволит добиться хороших результатов, наоборот может возникнуть негативное отношение к труду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_trud.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Как приучать детей к труду
Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни детей, но наиболее актуальной эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять – шесть лет. Главное - воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду. Понимание его общественной значимости. Необходимо развивать у детей готовность и умение трудиться, интерес к работе, результаты которой будут полезны самому ребёнку и окружающим его близким людям. К моменту поступления ребёнка в школу у него необходима быть сформирована устойчивая привычка к труду.
Устойчивость привычки трудиться зависит во многом от эмоционального настроя ребёнка, от развития его социальных чувств. Тогда любое задание, требующее от дошкольника большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполняться. Очень важно, чтобы сам процесс труда и его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать детей выполнять какую – либо работу, т.к. это связано с отрицательными эмоциями и не позволит добиться хороших результатов, наоборот может возникнуть негативное отношение к труду. Позитивное отношение к труду необходимо формировать, используя интерес самого ребёнка к данному виду трудовой деятельности и заинтересованность в ней взрослых – это поможет осознать важность и необходимость этой работы. Положительный эмоциональный настрой ребёнка поддерживается тем, что взрослые стараются пробудить у ребёнка любознательность и самостоятельность. Привлекать ребёнка к работе ради развития трудовых навыков не позволит воспитать в нём трудолюбие, без которого труд теряет своё воспитательное значение. Привлечение ребят к работе только ради развития трудовых навыков не позволит воспитать в нём трудолюбие, без которого труд теряет своё воспитательное и общественное значение.
Трудолюбивые дети охотно выполняют поручения и постоянные обязанности; проявляют желание помочь взрослым и другим детям. У трудолюбивых детей развиты определённые умения и навыки, дети умеют планировать процесс работы, понимают поставленную перед ними цель. Трудолюбивые дети склонны к общественно полезному труду, т.е. они включаются в ту или иную работу не только по просьбе взрослого, но и по собственной инициативе. К этому возрасту у трудолюбивых детей проявляются важные качества, как исполнительность, инициатива, ответственность и самостоятельность. Наилучший способ организовать труд ребёнка так, чтобы он был полезен для его нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания
В детском саду воспитание ребёнка происходит по определённой программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении.
Ребёнку в коллективе ровесников легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребёнка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например, еженедельная коллективная уборка группы совместно с воспитателем и его помощником, дежурства).
В семье родителям ребёнка, необходимо давать сыну или дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям; приобщать ребёнка к совместной работе с другими членами семьи, т.е. к посильной деятельности в семейном коллективе.
Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд ребёнка.
Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно?
Прежде всего - это доброжелательная атмосфера в семье, положительный пример взрослых членов семьи, наличие у ребёнка постоянных обязанностей, вовлечение в совместный труд.
Взрослый должен учитывать, что разные задачи трудового воспитания требуют определённой специфики. Например, при обучении трудовым навыкам ребёнку необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно) и систематически упражнять ребёнка. В результате дети обобщают трудовые действия, начинают использовать приобретённые умения, навыки, опыт в разных видах труда. А это ценно не только для физического, но и для умственного развития.
Формируя мотивы труда, взрослые не могут не заметить их неразрывной связи с нравственными установками ребёнка: ребёнок лучше начинает понимать, зачем надо это сделать, если сам взрослый побуждает в нём гуманные, добрые чувства.
Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым необходимо, влияя, одновременно и на чувства ребёнка, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия. И как можно лучше стремился выполнить задуманное.
Следует помнить, дети не рождаются самостоятельными или несамостоятельными, трудолюбивыми или ленивыми. Родителям и педагогам необходимо помнить об индивидуальных особенностях детей и учитывать их.
Особого внимания требует оценка труда ребёнка, для которого важно узнать мнение взрослого человека, о том, насколько он успешно выполнил работу, каких добился результатов, почему и для кого они важны.
Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают ребёнка или предъявляют ему высокие требования. Ребёнок должен обязательно испытать удовлетворение от своего труда и оценки взрослого. Ребёнок, как правило, осознаёт несправедливость повышенной оценки (он то знает, что старался и что результат его труда не заслуживает той или иной оценки) А другой будет очень огорчён, если мама и папа не отметит его старательности и желания работать хорошо, а увидят только недостатки, промахи.
Оценивать необходимо сам результат труда и отношение к делу, но и самого ребёнка. Чем больше возможности ребёнка для благоприятного результата, тем объективнее и строже должна быть оценка, чтобы он не зазнался. А неумелого, но старательного, добросовестного ребёнка можно чуть – чуть перехвалить, а любой его успех заметить и отметить.
Оценка должна помочь ребёнку понять, что именно он сделал хорошего, в чём и почему ошибся, как исправить ошибку в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей самооценку, самоконтроль, самостоятельность, инициативу, умение правильно относиться к своим ошибкам.
Оценивая труд, необходимо учитывать индивидуальность ребёнка. Особенно важен такт в общении с ранимыми, застенчивыми и легко возбудимыми детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как приучать детей к труду?!
Данная статья поможет родителям понять то, что чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой ребенка, взрослым нужно... Влияя одновременно и на чувства ребенка, и на его сознание, заботиться о том, чт...
Консультация для родителей "Как приучить детей к труду"
Консультация для родителей "Как приучить детей к труду"...
Консультация для родителей" Приучайте детей к труду"
Консультация для родителей....
Как приучать детей к труду
консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду»
Полезная информация для родителей : "Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?"...
Приучайте детей к труду
Что надо знать родителям, чтобы воспитать у ребенка мотивацию к труду....
Консультация для родителей" Мамины Помощники. Как приучить детей к труду дома"
В консультации подобраны несложные советы для родителей по трудовому воспитанию дома....