Как приучать детей к труду
статья

Фатерова Ольга Николаевна

Очень важно, чтобы сам процесс труда и  его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать детей выполнять какую – либо работу, т.к. это связано с отрицательными эмоциями  и не позволит добиться хороших результатов, наоборот  может возникнуть негативное отношение к труду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_trud.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Как приучать детей к труду

                                       

                                                                     

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни детей, но наиболее актуальной эта задача становится, когда ребёнку исполняется пять – шесть лет. Главное  - воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду. Понимание его общественной значимости. Необходимо развивать у детей готовность и умение трудиться, интерес к работе, результаты которой будут полезны самому ребёнку и окружающим его близким людям. К моменту поступления ребёнка в школу у него необходима быть сформирована устойчивая привычка к труду.

Устойчивость привычки трудиться зависит во многом от эмоционального настроя ребёнка, от развития его социальных чувств. Тогда любое задание, требующее от дошкольника большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполняться. Очень важно, чтобы сам процесс труда и  его результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать детей выполнять какую – либо работу, т.к. это связано с отрицательными эмоциями  и не позволит добиться хороших результатов, наоборот  может возникнуть негативное отношение к труду. Позитивное  отношение к труду необходимо формировать, используя интерес самого ребёнка к данному виду трудовой деятельности и заинтересованность в ней взрослых – это поможет осознать важность и необходимость этой работы. Положительный эмоциональный настрой ребёнка  поддерживается тем, что взрослые стараются пробудить у ребёнка  любознательность и самостоятельность. Привлекать ребёнка к работе ради развития  трудовых навыков не позволит воспитать  в нём трудолюбие, без которого труд  теряет своё воспитательное  значение. Привлечение ребят к работе только ради развития трудовых навыков не позволит воспитать  в нём трудолюбие, без которого труд теряет своё воспитательное  и общественное значение.

Трудолюбивые дети охотно выполняют поручения и постоянные обязанности; проявляют желание помочь взрослым и другим детям. У трудолюбивых  детей развиты определённые умения и навыки, дети умеют планировать процесс работы, понимают поставленную перед ними цель. Трудолюбивые дети склонны к общественно полезному труду, т.е. они включаются в ту или иную работу не только по просьбе взрослого, но и по собственной инициативе. К этому возрасту у  трудолюбивых детей проявляются важные качества, как исполнительность, инициатива, ответственность и самостоятельность. Наилучший способ организовать труд ребёнка так, чтобы он был полезен для его нравственного, физического, умственного и эстетического воспитания

В детском саду воспитание ребёнка происходит по определённой программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении.

Ребёнку в коллективе ровесников легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребёнка и вместе с тем формировать  черты коллективизма (например, еженедельная коллективная уборка группы совместно с воспитателем и его помощником, дежурства).

В семье родителям ребёнка, необходимо давать сыну или дочери трудовую нагрузку, соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям; приобщать ребёнка к совместной работе с другими членами семьи, т.е. к посильной деятельности в семейном коллективе.

Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд ребёнка.

Как добиться того, чтобы трудовое воспитание детей в семье проходило наиболее успешно?

Прежде всего - это доброжелательная атмосфера в семье, положительный пример взрослых членов семьи, наличие у ребёнка  постоянных обязанностей, вовлечение в совместный труд.

Взрослый должен учитывать, что разные задачи трудового воспитания  требуют определённой специфики. Например, при обучении трудовым навыкам ребёнку необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно) и систематически упражнять ребёнка. В результате дети обобщают трудовые действия, начинают использовать приобретённые умения, навыки, опыт в разных видах труда. А это ценно не только для физического, но и для умственного развития.

Формируя  мотивы труда, взрослые не могут не заметить их неразрывной связи с нравственными установками ребёнка: ребёнок лучше начинает понимать, зачем надо это сделать, если сам взрослый побуждает в нём гуманные, добрые чувства.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым необходимо, влияя, одновременно и на чувства ребёнка, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия. И как можно лучше стремился выполнить задуманное.

Следует помнить, дети не рождаются самостоятельными или несамостоятельными, трудолюбивыми или ленивыми. Родителям и педагогам необходимо помнить об индивидуальных особенностях  детей и учитывать их.

Особого внимания требует оценка труда ребёнка, для которого важно узнать мнение взрослого человека, о том, насколько он успешно выполнил работу, каких добился результатов, почему и для кого они важны.

Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают ребёнка или предъявляют ему высокие требования. Ребёнок должен обязательно  испытать удовлетворение от своего  труда и оценки взрослого. Ребёнок, как правило, осознаёт несправедливость повышенной оценки (он то знает, что старался и что результат его труда не заслуживает той или иной оценки) А другой будет очень огорчён, если мама и папа не отметит его старательности и желания работать хорошо, а увидят только  недостатки, промахи.

Оценивать необходимо сам результат труда и отношение к делу, но и самого ребёнка. Чем больше возможности ребёнка для благоприятного результата, тем объективнее и строже должна быть оценка, чтобы он не зазнался. А неумелого, но старательного, добросовестного ребёнка можно чуть – чуть перехвалить, а любой его успех заметить  и отметить.

Оценка должна помочь ребёнку понять, что именно он сделал хорошего, в чём и почему ошибся, как исправить ошибку в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей самооценку, самоконтроль, самостоятельность, инициативу, умение правильно относиться к своим ошибкам.

Оценивая труд, необходимо учитывать индивидуальность ребёнка. Особенно важен такт в общении с ранимыми, застенчивыми и легко возбудимыми детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как приучать детей к труду?!

Данная статья поможет родителям понять то, что чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой ребенка, взрослым нужно... Влияя одновременно и на чувства ребенка, и на его сознание, заботиться о том, чт...

Консультация для родителей "Как приучить детей к труду"

Консультация для родителей "Как приучить детей к труду"...

Как приучать детей к труду

консультация для родителей...

Консультация для родителей на тему: «Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду»

Полезная информация для родителей : "Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?"...

Приучайте детей к труду

Что надо знать родителям, чтобы  воспитать у ребенка мотивацию к труду....

Консультация для родителей" Мамины Помощники. Как приучить детей к труду дома"

В консультации подобраны несложные советы для родителей по трудовому воспитанию дома....