Как приучать детей к труду?!
статья по теме

Сорочук Татьяна Александровна

Данная статья поможет родителям понять то, что чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой ребенка, взрослым нужно... Влияя одновременно и на чувства ребенка, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять порученное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsult._dlya_rodit.o_trudolyubii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

 “ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ»

Как приучать детей к труду?!

                                                                                 Воспитатель: Сорочук Т.А.

г. Белоярский.

Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни, но особенно актуальной эта задача становится, когда ребенку исполняется пять – шесть лет. Главное – воспитать трудолюбие, положительное отношение к труду, понимание его общественной значимости. Взрослые должны развивать у детей готовность и умение трудиться, интерес к работе, результаты которой будут полезны самому ребенку и окружающим его близким людям. К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована довольно устойчивая привычка к труду.

Устойчивость привычки трудиться во многом зависит от эмоционального настроя ребенка, развития его социальных чувств. Тогда любое задание, даже требующее от дошкольника сравнительно большого напряжения, связанное с преодолением трудностей, будет им охотно выполняться; важно также, чтобы сам процесс труда и результат сопровождались положительными эмоциями. Нельзя принуждать выполнять какую – либо работу, так как это связано с отрицательными эмоциями и вряд ли позволит добиться хороших результатов. Наоборот, может возникнуть негативное отношение к труду, изменение которого потребует больших воспитательных усилий. Позитивное отношение к труду необходимо формировать, использую интерес самого ребенка к данному виду трудовой деятельности и заинтересованность в ней взрослых, что поможет ему осознать важность, необходимость этой работы.

В старшем дошкольном возрасте, если в семье и детском саду трудовому воспитанию уделяется серьезное внимание, любовь к труду может уже оказаться сформированной.

Основы трудолюбия закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка (в многопоколенной семье), немаловажным может быть и вклад старших братьев и сестер.

Задачи трудового воспитания старших дошкольников, осуществляемого в детском саду и семье, едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении.

В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей.

В семье ребенок старшего дошкольного возраста окружен братьями и сестрами (если они вообще есть), которые старше или младше. Поэтому родители должны давать сыну, дочери трудовую нагрузку соответствующую их возрасту и индивидуальным особенностям, для чего выделять в режиме дня определенное время; приобщать ребенка к совместной работе с другими членами семьи, т.е. к посильной деятельности в семейном коллективе.

Взрослый должен учитывать: разные задачи трудового воспитания требуют и определенной специфики используемых методов. Например, при обучении ребенка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно), систематически упражнять ребенка. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда. А это ценно не только для физического, но и для умственного развития.

Чтобы трудолюбие стало устойчивой чертой, взрослым нужно. Влияя одновременно и на чувства ребенка, и на его сознание, заботиться о том, чтобы он систематически, а не от случая к случаю упражнялся, выполняя различные трудовые действия, и стремился как можно лучше выполнять порученное.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого, опытного и авторитетного человека, о том. Насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают ребенка или предъявляют ему необоснованно высокие требования. Между тем ребенок обязательно должен испытывать удовлетворение от своего труда и от оценки взрослого. Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка (хороший он или плохой). Оценка должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.

Оценивая труд, надо учитывать индивидуальность ребенка. Особенно важен, необходим такт в общении с легковозбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.

Трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста можно разделить на четыре основных вида: самообслуживание (самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, убирать  на место свои игрушки, книги и т.п.), хозяйственно – бытовой труд (участие в домашней работе), труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Разделение это условно, так как четких границ между ними нет. Например, застилая свою постель, ребенок, с одной стороны, занимается самообслуживанием, а с другой – помогает навести порядок и в доме.

Давая детям те или иные задания, возлагая на них обязанности, родители должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: состояние здоровья, наличие навыков и умений, склонности, интересы и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: "Приучайте детей любить природу".

Сообщение  на тему: «Приучайте детей любить природу». Природа имеет уникальные возможности для развития каждого ребенка. На природе вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести в...

"Приучайте детей трудиться!"

Консультация для родителей...

Как приучать детей к опрятности и аккуратности

Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться....

ТЕМА: « В ГОСТИ К СКАЗКЕ К.И.ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР» Программное содержание: приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотен

ТЕМА: « В ГОСТИ К СКАЗКЕ К.И.ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР» Программное содержание:приучать детей следить за своим внешним видом;учить правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, аккуратн...

ТЕМА: « В ГОСТИ К СКАЗКЕ К.И.ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР» Программное содержание: приучать детей следить за своим внешним видом; учить правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, аккуратно мыть руки и лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотен

ТЕМА: « В ГОСТИ К СКАЗКЕ К.И.ЧУКОВСКОГО «МОЙДОДЫР» Программное содержание:приучать детей следить за своим внешним видом;учить правильно пользоваться мылом, водой и полотенцем, аккуратн...

Как приучать детей к опрятности и аккуратности.

   Некоторые дети страдают хронической неаккуратностью. приучить их в опрятности в одежде, внешнем виде довольно сложно. Родители бросают на борьбу с этим "злом" все силы и нервы. Это...

Выступление на родительском собрании на тему: «Родители лучший пример для детей или как приучить детей к зарядке» 2017год

Задача родителей – привить ребенку любовь и положительное отношение к спорту, и первый шаг к этому – приучить его делать утреннюю зарядку....