Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок
консультация

Куликова Людмила Сергеевна

Организация театрализованной деятельности в детском саду.

Для проведения театрализованных занятий в детском саду необходима соответственная организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентируемое время, ограничено включена в различные занятия (музыка, рисование, а так же запланирована регламентировано. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей, в вечернее время может быть организована театральная студия («В гостях у сказки»«Театр-малышам»«Театральный салон»). Полезно, когда результаты работ по музыке, изобразительному искусству, художественному труду в конечном итоге объединяются в целостный продукт. Это может быть концерт, вечер досуга, спектакль или какой-либо праздник. В таких мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного одной целью.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем преметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театральную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театральную деятельность детейследует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности эмоционально-личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;

- возрастные и поло-ролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремления ребят участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театральной деятельности детей в каждой группе должны быть оборудованы «уголок сказки», а так же «тихий уголок», где ребенок может побыть один.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонности и потребности дошкольников пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены: перчаточный театр, костюмы, маски, различные куклы и игрушки, книжки, составляющие репертуар, рисунки детей и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций, костюмов. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный материала, бросовый материала, различные ткани для изготовления костюмов и декораций.

Учет возрастных особенностей ребенка как граней его индивидуальных особенностей требует при проектировании театральной зоны в группе учитывать возрастную адресованность оборудования и материалов.

Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предлагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении:

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

- представление права и свободы выбора;

- создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования;

- возрастная и поло-ролевая адресованность оборудования и материала.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детейТеатрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Театрализованная игра на занятиях.

Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала.

Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры. Вместе с тем игра, используемая на занятиях, является по большей своей части дидактической, то есть обучающей игрой, и не может заменить самостоятельную игру детей в плане того воспитательного и развивающего эффекта, который она дает. Поэтому исследователи считают недопустимым стирание граней между самодеятельной и обучающей игрой : для каждой из них определено свое место и значение в жизни и деятельности ребенка.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых. Это совместная деятельность на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием

сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Большое впечатление на детей оказывают праздники и развлечения. Яркие впечатления, бурные чувства и переживания толкают детей как на немедленное, так и отсроченное во времени воплощение в игре увиденного. Дети обыгрывают прозвучавшие на празднике песни, поставленные сценки, проведенные игры. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Они повторяют сюжеты, разыгранные взрослыми на Троицу, на улице плетут венки, обмениваются ими.

Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детейДошкольники с удовольствием повторяют знакомые игры в самостоятельной деятельности, растет их количество в игровом репертуаре, появляется возможность их выбора, что разнообразит саму игровую деятельность.

На прогулке предоставляются большие возможности для игрового развития детей. Здесь инициатива детей не, сковывается регламентирующей обстановкой. Детям предоставлены свобода передвижения, пространство для игр, возможность пользоваться атрибутикой и элементами костюмов. Воспитатель может заинтересовать детей неожиданной игровой ситуацией (волк подглядывает за зайцем из-за куста; кукла Машенька съезжает с горки на саночках; на полянке расположился игрушечный зоопарк, драматизацией эпизодов знакомой сказки. Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и переносится затем в самостоятельные игры.

Большое влияние на детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений.

Немаловажное значение имеет умение педагогического коллектива обратить внимание родителей к проблемам их собственных детей. Для этого необходимо привлекать родителей для подготовки и проведения праздников, развлечений, игр. В процессе целенаправленной работы родители проникнутся заботой о собственных детях и будут внимательно относиться к детской игре как к насущной потребности ребенка, стараться организовывать игры дома.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что самостоятельная творческая игра может развиваться, если:

практические работники осознают важную роль самостоятельной игры в жизни ребенка;

в воспитательном процессе ДОУ игра занимает ведущее положение среди других видов деятельности детей;

детям отводят время и место для самодеятельных игр;

создается окружающая среда, питающая яркими художественными образами и сюжетами детские игры;

воспитатели являются образцами творческого поведения,

владеют опытом театральных выступлений, обладают артистическими качествами;

- создается взросло-детская общность (педагоги - дети - родители, которая живет общими интересами, претворяет в жизнь творческие проекты, строит планы на будущее общение.

Большую роль в развитии театрализованной деятельности играет грамотное педагогическое руководство.

Задачи педагога при организации театрализованной деятельности дошкольников с использованием русских сказок

II младшая группа

Учить инсценировать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки, плоскостные фигурки, пальчиковый театр, фланелеграф.

Учить изображать описанную в художественном тексте ситуацию.

Развивать интерес к различным видам театральной деятельности.

Средняя группа

Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест). Учить, модулируя голосом, говорить тихо, громко, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль, страх. Учить детей сочетать в роли движение и слово. Формировать у детей желание принимать участие в играх-драматизациях, в театрализованных спектаклях (в массовых сценах) театральной студии. Знакомить детей с театром, с театральной ширмой.

Развивать чувство партнерства.

Старшая группа

Продолжать обогащать впечатлениями детей, развивать их игровые навыки.

Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании сценок по знакомым сказкам, стихотворениям, песенкам.

Придумывать и разыгрывать сказки, вводя в знакомый сюжет новых героев.

Продолжать развивать чувство партнерства, используя занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии.

Принимать участие в работе театральной студии, исполнять главные роли.

Подготовительная группа

На занятиях по хореографии, художественно-речевой и других видах деятельности совершенствовать эстетическое восприятие, эмоциональную отзывчивость, пластику движений, выразительность речи, художественно-творческие способности, совершенствовать самостоятельность в организации театрализованных игр.

Побуждать детей принимать участие в многоплановых спектаклях театра-студии (мюзиклах, драматических спектаклях, этюдах).

Проводить предварительную работу над спектаклем через все виды детской деятельности.

Особенности педагогического руководства театрализованной игрой по всем возрастным группам.

Вторая младшая группа.

Особенность игровой деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребенок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Для того чтобы ролевое поведение детей обогащалось, надо давать примеры ролевой игры. Это достигается как при проигрывании ролей детьми, так и при выступлении театра взрослыхОснову для пополнения художественных впечатлении составляет также чтение детской литературы.

Малыши в этом возрасте любят, когда им читают сказки. Неспешное выразительное чтение сказки взрослым доставляет дошкольникам массу удовольствий, заставляет работать воображение. Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей. Необходимо читать сказки по несколько раз для того, чтобы дети постепенно усваивали сначала общую канву сюжета, потом более ясно им виделись детали эпизодов, затем четче обозначились особенности характера героев. В ходе основательного знакомства со сказкой выразительное чтение нужно сочетать с обыгрыванием отдельных эпизодов. Реплики, отдельные диалоги, импровизированные движения - все это может стать хорошей тренировочной базой для развития игровых умений.

Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет. Это могут быть знакомые потешки, песенки, прибаутки. Для развития театрально-игровой деятельности взрослый должен предоставить довольно обширный материал, чтобы дети могли использовать в своих играх все новые и новые сюжеты. В самостоятельной игре дети часто с интересом играют в концерт. Они берут своих любимых кукол, сажают на стульчики зрителей-игрушек и начинают выступать: читают за кукол стихи, поют песенки, управляют пляшущими куклами. Это развивает творческие качества детей, способствует развитию воображения, образного мышления. В 3-4 года дети могут сами обустроить место для игры и оснастить ее необходимыми атрибутами. Взрослый помогает детям советом, подсказывает, где найти необходимый материал. Малыши охотно используют в игре элементы костюмов, имеющиеся в игровой комнате.

Накоплению театральных впечатлений способствуют инсценировки, показанные взрослыми или старшими детьми. Большое значение для старших дошкольников имеет участие в спектаклях для малышей. Старшие дети начинают относиться к предстоящему показу более ответственно: внимательно осматривают костюмы, примеряют их, старательно репетируют. После просмотра спектакля проводится беседа, в которой в общих чертах воспитатель узнает мнение малышей: понравилось ли выступление, о чем был сюжет и т. д. После некоторого времени (через 2-3 дня) воспитатель в свободном общении с детьми может повторить беседу по просмотренному сюжету, где более подробно расспросит ребят, предложит им самим сыграть.

Уже в этом возрасте дети получают элементарные сведения, которые помогут разобраться в волшебном мире театра. Малыши узнают о том, что в театре есть сцена, на ней выступают артисты, в зрительном зале места для зрителей, которые должны вести себя по правилам.

Воспитателю надо помнить о том, что внимание детей в основном непроизвольно в этом возрасте, они могут сосредоточенно заниматься даже самым интересным делом не более 15 минут, поэтому следует правильно рассчитывать возможности детей в управлении собственной активностью.

Театрализованные игры способствуют речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребенок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации. Играя с игрушкой, ребенок придумывает и проговаривает ситуацию игры, употребляет новые слова. Взрослому необходимо вызывать в ребенке желание отражать впечатления, полученные во время совместных со взрослым игр, в самостоятельной игре. Надо знать, что, чем ярче показанное представление, тем больше вероятности того, что ребенок будет отображать его в своих играх.

Средняя группа.

В 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизни детей. Ребенок среднего дошкольного возраста при грамотном педагогическом руководстве вполне овладевает умениями строить замысел, воплощать свои планы в игре, при помощи взрослого и самостоятельно распределять роли, выполнять игровые правила. В этом возрасте детям интересны выступления театра взрослых. Спектакли в исполнении педагогов дарят детям мир волшебных превращений, яркий и незабываемый, так как только взрослые могут достичь подлинно художественного исполнения, а значит, взволновать детские души, донести до каждого зрителя нравственную идею постановки. Дети очень живо реагируют на сюжетные повороты событий, на игру педагогов-актеров, им становятся понятными особенности характеров героев, они любят театр, им доставляет удовольствие смотреть сказку.

В этом возрасте расширяются рамки знаний о театре как культурном учреждении. Дети знают, что такое внешний вид театра, каково назначение театральных помещений, осведомлены об основных театральных профессияхДети с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему спектаклю: старательно рисуют приглашения, участвуют в коллективном оформлении афиши, посильно готовят все необходимое для театрализованной игры (атрибуты, элементы декораций, костюмы) под руководством чуткого взрослого.

Для полноценного развития театрально-игровой деятельности детей необходимо обогащать их представления: обсуждать прочитанные книги, проводить интересные беседы по просмотренным спектаклям, насыщать свободную деятельность детей художественными впечатлениями. Беря в работу какой-либо сюжет, воспитатель должен заинтересовать им ребенка, дать ему возможность путем свободного следования по тексту раскрыть уровень его понимания. Затем, постепенно углубляя представления, вовлекать в игру по ролевому обозначению присущих данному персонажу свойств характера, особенностей поведения, манер, жестов, интонации голоса. При условии систематических занятий театрализованной игрой у детей средней группы появляется возрастающий устойчивый интерес к перевоплощению. Этому способствуют приобретенные ребенком навыки и умениявоспринимать художественный образ, видеть его развитие, взаимодействовать с другими детьми. Дети в этом возрасте любят играть главные роли. Для того чтобы не возникало споров, следует определенным образом выстраивать работу над сюжетом. Можно выбрать несколько исполнителей одной роли, которые будут играть по ходу сказки. Так, может быть два колобка, две мышки - этот прием очень удобен для длинных сказок. Короткие сюжеты могут обыгрываться по несколько раз для того, чтобы все дети переиграли его, причем в разных ролях. Разумеется, это делается на протяжении определенного времени.

Большое место в театрализованной игре детей среднего дошкольного возраста имеет музыка. Музыкальные образы несут в себе определенный ритм, ладовую окраску, что воздействует на ребенка, направляет его чувства, мысли, побуждает к соответствующим движениям. Педагог должен в своей работе идти не только от драматического образа, но и от музыкального: снежинки могут двигаться стремительно или плавно, колобок бежать подпрыгивая или катиться ровно - все это подскажет музыка. Кроме того, это поможет развивать музыкальные способности детей. Музыкальность - это качество, которое необходимо ребенку, так как оно дает малышу возможность правильно слышать высоту звучания интонации, чувствовать ее ритмические особенности, понимать общее настроение игровой ситуации. Все это необходимо ребенку для освоения художественного образа.

В начале года педагог берет для совместных игр с детьми более простые игры и сюжеты, к концу года они усложняются. Но, главное, усложняется ролевое поведение ребенка в игре, оно становится более продолжительным, выразительным, осознанным. Дети сознательно пользуются атрибутами, уделяют достаточное время для их обдумывания и создания. Педагог должен отслеживать количество и качество проигрываемых ролей ребенком, поощрять каждое выступление в роли, анализировать игру. Следует привлекать к игре детей, которые пока пассивно участвуют в игровой ситуации, использовать малейшее их желание, стремление к общему действию. Для раскрепощения детей чаще применять общие игры, в которых нет индивидуальных ролей или они очень малы. Это даст ребенку возможность, с одной стороны, ощутить себя в роли и с другой - не находиться в стрессовой ситуации. В работе следует использовать достаточное количество игр-импровизаций для того, чтобы не шаблонизировать сознание детей, а стимулировать, развивать творческие проявления дошкольников. Творчество в игре у детей проявляется и в оформлении места для игры, и в придумывании и воплощении ролей, и в общем участии в игровой ситуации, где каждый ребенок мыслит и действует по-своему.

Старшая и подготовительная группы.

В старшей и подготовительной группах театрализованная деятельность становится глубже и богаче. Особенность игровой деятельности детей 5-7 лет состоит в том, что ребята могут проявлять себя не только в качестве актеров, но и как сценаристы. Разумно предложить детям самостоятельно придумать сюжет сказки и обыграть его, либо при чтении знакомой сказки предложить придумать новую сказку с этими же героями. Возможен нетрадиционный набор кукол (героев) для сочинения сказок и сценок : Дед Мороз и Лягушка, Снегурочка и Петушок и т. д.

Для обучения детей средствам речевой выразительности в старших группах используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова«возьми»«принеси»«помоги» или другие (приветливо, небрежно, требовательно). Или можно привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое место) : «Дай мне куклу»«Мама пришла за мной» и т. д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя- образец для подражания.

Можно предложить детям задания типа «Разные настроения», дискуссии по рассказам из личного опыта или по вернисажу картинок, прослушивание музыкальных произведений. Так же занятия могут включать разыгрывание сказок, каких-либо сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации.

Начиная работать над ролью, дети и взрослые должны четко представлять свои обязанности и естественно подключаться к действию по ходу спектакля. Важно ясно излагать актерам ситуацию, в которой они должны действовать, цель действия. Для того, чтобы суметь исполнителям ролей передать сущность своего персонажа, раскрыть свои потенциальные возможности, нужна специальная актерская тренировка. Для этого целесообразно вводить в детском саду занятия по художественно-речевой деятельности, хореографии, на которых особо будет выделяться работа над выразительностью, естественностью речи, над пластикой движений. При подготовке к исполнительской роли большое значение имеет индивидуальная работа со взрослыми и детьми. Работать надо как с основным составом, так и с составом дублеров.

В ходе работы над спектаклем необходимо несколько раз провести объединенные репетиции со всеми участниками спектакля (актерами, ответственными за музыкальное, световое, художественное оформление).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.

Методические рекомендации педагогам ДОУ по организации театрализованной деятельности старших дошкольников как средства эстетического воспитания.Анализ педагогической литературы, изучение о...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизв...

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

Русские народные сказки знакомы и любимы с детства каждому ребенку. В своей разработке я предлагаю педагогам организовать театрализованную деятельность на основе этих сказок....

Методические рекомендации для воспитателей по проведению театрализованной деятельности дошкольников на основе русских сказок

А.В.Запорожец утверждал, что театрализованные игры играют важную роль в формировании у ребенка умения мысленно действовать в воображаемых ситуациях. Можно смело утверждать, что театрализованная деятел...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию проектной деятельности в обучении дошкольников рассказыванию по картине

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуале...