Роль наставника в ДОО
учебно-методический материал

Поворова Галина Владимировна

Какова роль наставника в становлении молодого педагога в ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ НАСТАВНИКА

 В СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА В ДОО

                                                                                                                                                            Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории                

Поворова Г.В.

«Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета: не учить, а помогать учиться».

                                                                                                           К.Д.Ушинский.

                                                                                                            «Наставничество — это инвестиции в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».
                                                                                              Дэвид Майстер

Цель наставничества: формирование профессиональной деятельности молодого специалиста дошкольного учреждения в работе с детьми дошкольного возраста.

Зачем нужен наставник в ДОУ?

- Оказание помощи в адаптации молодого специалиста к учебно­-воспитательной среде

-  Оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении

- Оптимизация процесса профессионального становления педагога

-  Формирование у педагога мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации

- Формирование в ДОУ кадрового состава

Кто такой «Молодой специалист» под руководством наставника?

Молодой специалист:

- Педагог, имеющий трудовой стаж педагогической деятельности в ДОУ от 0 до 3-х лет

- Специалист, назначенный на должность, по которой не имеет опыта работы  

Кто может быть наставником?

 - Опыт педагогической работы

 - Высокие профессиональные качества

 - Коммуникативные способности

 - Авторитет в коллективе среди коллег, родителей, воспитанников

 - Принцип добровольности

 - Обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе

Деятельность наставника

  • содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
  • координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
  • оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
  • передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
  • знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
  • консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.

Модели наставничества

- Традиционное (Успешный и опытный профессионал работает с менее опытным подопечным.)

- Партнерское (Наставником является педагог, равный по уровню подопечному, но опытнее в определённой области.)

- Групповое (Связь нескольких лиц с более опытными коллегами («Круги наставничества»))

- Флеш - наставничество (Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения.)

- Реверсивное (Профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых технологий и др.)

- Виртуальное (Советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн.)

Наставничество в ДОО

1 этап – адаптационный: Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2 этап –основной (проектировочный): Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3 этап – контрольно – оценочный: Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. 

Результаты успешности молодого специалиста

  • Степень удовлетворенности своим трудом;
  • Стремление к личностному росту;
  • Эмоционально – благоприятная атмосфера в группе;
  • Повышение квалификации;
  • Достижения молодого специалиста (награды);
  • Методическая работа (документация, авторские разработки и др.);
  • Распространение передового опыта;
  • Достижения воспитанников.

                       

Виды совместной деятельности для наставника и молодого специалиста в целях успешной результативности процесса

  - Планирование совместной деятельности,

  -  Подготовка к праздничным мероприятиям

  - организованная образовательная деятельность

  - Прогулки

  - Свободная игровая деятельность под присмотром воспитателя

  -  Организация утреннего и вечернего круга

  - Достижения воспитанников под руководством молодого специалиста

 Используемая литература

  • «Наставничество в образовательной организации» С. В. Бондаренко, М. Ю. Ефимочкина [и др.] ; под общ. ред. Г. А. Вашкиной. – Кемерово: изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017 г.
  • «Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала»

        И. А. Эсаулова д.эк.н., профессор кафедры «Менеджмент и           маркетинг», Пермский национальный исследовательский политехнический университет «Стратегии бизнеса» № 6 за 2017 г.

  • Курс кафедры педагогики и психологии ЛОИРО «Организация наставничества как фактор профессионального роста педагога» 2019 г.

НАСТАВНИК

Наставника роль незавидна…

И часто она нелегка.

Порой ее даже не видно,

Но суть ее велика.

Наставник… Премудрое слово…

Он учит по жизни идти.

И каждый раз снова и снова

Не ищет простые пути.

Он в поиске и размышленьях:

Как дать, что имеешь ты сам?

Как знаньем своим и уменьем

Помочь неокрепшим птенцам?

Чтоб их окрылить, подзадорить

И опытом обогатить,

А где – то немного поспорить,

Чтоб истину раздобыть…

Без помощи не оставить,

Все новшества изучить,

Предвидеть, продумать, направить

И к людям душой не остыть.

Увы, не научишь по схемам,

По книгам наставником быть.

Профессию, без сомненья,

Здесь надо и знать, и любить.

Чтоб смена земных поколений

Не погрузилась во тьму,

Наставничество, в это верим,

Нам возродит страну.

                                                         

     03.02.2023     Поворова Г.В.

                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление должностной инструкции наставника. Разработка инструментария оценки эффективности деятельности наставника.

Мною разработана должностная инструция наставника, а также инструментарий для оценки эффективности его деятельности....

О роли педагога-наставника.

О роли педагога-наставника....

«Роль наставника в профессиональном становлении молодого воспитателя в детском саду»

laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов.Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте,ник...

Консультация для родителей старшей группы к году Педагога-наставника «Роль наставника в жизни ребенка»

,«…Я не хочу, чтобы наставник один всё решал и только один говорил;я хочу, чтоб он тоже слушал своего питомца».Мишель де Монтель...

Эссе «Какова роль наставника в моей жизни, в моём профессиональном и личном становлении»

laquo;Ничто так не побуждает стать лучше,как доброе слово умного наставника»Р. Я. Малиновский...

Эссе "Роль наставника в моем профессиональном и личностном становлении"

С рождением детей я по другому взглянула на свою профессиональную деятельность. Наблюдая за жизнью детского сада, во мне постепенно просыпался интерес к профессии воспитатель. Появилось желание стать ...