Тема: «Роль дидактических упражнений и игр в формировании грамматически правильной речи»
консультация (старшая группа)
Игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. Почти вся жизнь ребенка проходит в игровой деятельности. Все время у детей этого возраста связано с игрой, но игрой не ради развлечения, а игрой учебной, требующей сложных мыслительных операций, анализа и синтеза.
Количество игр на занятиях должно быть разумным. Уместно продумать и поэтапно их распределить: в начале занятия игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине занятия игра должна нацелить на усвоение темы; в конце занятия - она должна быть интересной, доступной, включать, различные виды деятельности детей. При организации игры на занятиях важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться.
Игра позволит ребенку овладеть также основами грамоты. Учитывая сложность звуковых наблюдений, обучение в до букварный период следует организовывать так, чтобы дошкольники воспринимали его в игровой форме, не переутомились, чтобы оно не вызывало отрицательных эмоций.
Вся учебно-воспитательная работа с детьми по русскому языку должна основываться на принципе игра-учеба, игра-воспитание, поскольку игра для детей - серьезная деятельность. Занятия, на которых дети овладевают звуковой системой родного языка, как и другие, превращаются в интересные упражнения игрового характера.
Разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют развитию монологической, связанной речи, активизации словаря ребенка:
«Придумай и расскажи сказку»
Цель: развитие доказательной речи, внимания, фантазии, навыков самоконтроля.
Инструкция: перед детьми ставится задача собрать все страницы сказки, распавшейся так, чтобы сказка была верна от начала до конца.
«Придумай сказку»
Цель: развитие монологической и связной речи.
Инструкция: перед ребенком ставится задача:
а) рассказать старую сказку на новый лад;
б) придумать и назвать свою сказку;
в) угадать название сказки и найти лишнего героя.
«Моделирование сказки»
Цель: развитие воображения, мышления, доказательной речи.
Инструкция: перед ребенком ставится задача найти и сложить из фрагментов героев сказки.
«Расскажи об этих вещах»
Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания, доказательной речи.
Инструкция: ребенок должен взять один предмет и рассказать о нем все, что знает так, чтобы дети угадали его.
«Опиши рисунок»
Цель: усвоение рода существительных.
Инструкция: ребенок должен описать предмет по схеме: что это за предмет? К какой категории он относится? Какой его цвет? Каков его размер? Из чего он сделан? Для чего он нужен?
«Многозначное лото»
Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребенка, пополнения его многозначными словами. Умение отделять главное и второстепенное в этом предмете.
Инструкция: игра проводится по принципу лото.
«Поговорим о предмете»
Цель: активизация и пополнение словаря ребенка.
Инструкция: выбранный предмет описывают поочередно два ребенка. Выигрывает тот, который назвал более определений предмета и не повторился.
«Назови правильно»
Цель: правильно поставить ударение в слове.
Инструкция: воспитатель называет ряд слов и делает преднамеренную ошибку (неверный акцент). Ребенок должен остановить воспитателя и исправить ошибку.
«Пояснялки»
Цель: активизация и пополнение словаря ребенка эпитетами, синонимами, многозначными словами. Развитие внимания, воображения.
Инструкция: играть можно командами в каждой от 2 до 10 человек. Ведущая объясняет указанное на карточке слово другими словами. Перед детьми ставится задача с помощью синонимов и антонимов с определенными ограничениями добиться того, чтобы команды отгадали как можно больше слов, указанных в карточке.
«Какое слово спряталось»
Цель: активизация и пополнение словаря ребенка многозначными словами, развитие умения оперировать приобретенными знаниями.
Инструкция: необходимо внимательно осмотреть три картинки и угадать какое многозначительное слово объединяет их.
«Составь слово»
Цель: развитие мышления, доказательной речи. Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами.
Инструкция: 1 - ребенок должен из двух простых слов, которые предложил воспитатель составить одно сложное слово, например: снег + падает = снегопад. 2 - ребенок должен из одного сложного слова сделать два простых слова, например: водопад = вода + падает.
Данные дидактические игры могут использоваться не только на занятиях в детском саду, но и дома, при общении родителей с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskih_igr.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль дидактических упражнений и игр в формировании грамматически правильной речи»
Игра является ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста. Почти вся жизнь ребенка проходит в игровой деятельности. Все время у детей этого возраста связано с игрой, но игрой не ради развлечения, а игрой учебной, требующей сложных мыслительных операций, анализа и синтеза.
Количество игр на занятиях должно быть разумным. Уместно продумать и поэтапно их распределить: в начале занятия игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине занятия игра должна нацелить на усвоение темы; в конце занятия - она должна быть интересной, доступной, включать, различные виды деятельности детей. При организации игры на занятиях важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться.
Игра позволит ребенку овладеть также основами грамоты. Учитывая сложность звуковых наблюдений, обучение в до букварный период следует организовывать так, чтобы дошкольники воспринимали его в игровой форме, не переутомились, чтобы оно не вызывало отрицательных эмоций.
Вся учебно-воспитательная работа с детьми по русскому языку должна основываться на принципе игра-учеба, игра-воспитание, поскольку игра для детей - серьезная деятельность. Занятия, на которых дети овладевают звуковой системой родного языка, как и другие, превращаются в интересные упражнения игрового характера.
Разработаны и испытаны в занятиях с детьми дидактические игры, которые способствуют развитию монологической, связанной речи, активизации словаря ребенка:
«Придумай и расскажи сказку»
Цель: развитие доказательной речи, внимания, фантазии, навыков самоконтроля.
Инструкция: перед детьми ставится задача собрать все страницы сказки, распавшейся так, чтобы сказка была верна от начала до конца.
«Придумай сказку»
Цель: развитие монологической и связной речи.
Инструкция: перед ребенком ставится задача:
а) рассказать старую сказку на новый лад;
б) придумать и назвать свою сказку;
в) угадать название сказки и найти лишнего героя.
«Моделирование сказки»
Цель: развитие воображения, мышления, доказательной речи.
Инструкция: перед ребенком ставится задача найти и сложить из фрагментов героев сказки.
«Расскажи об этих вещах»
Цель: активизация глаголов, эпитетов, прилагательных. Развитие внимания, элементов произвольного внимания, доказательной речи.
Инструкция: ребенок должен взять один предмет и рассказать о нем все, что знает так, чтобы дети угадали его.
«Опиши рисунок»
Цель: усвоение рода существительных.
Инструкция: ребенок должен описать предмет по схеме: что это за предмет? К какой категории он относится? Какой его цвет? Каков его размер? Из чего он сделан? Для чего он нужен?
«Многозначное лото»
Цель: развитие внимания, мышления. Активизация словаря ребенка, пополнения его многозначными словами. Умение отделять главное и второстепенное в этом предмете.
Инструкция: игра проводится по принципу лото.
«Поговорим о предмете»
Цель: активизация и пополнение словаря ребенка.
Инструкция: выбранный предмет описывают поочередно два ребенка. Выигрывает тот, который назвал более определений предмета и не повторился.
«Назови правильно»
Цель: правильно поставить ударение в слове.
Инструкция: воспитатель называет ряд слов и делает преднамеренную ошибку (неверный акцент). Ребенок должен остановить воспитателя и исправить ошибку.
«Пояснялки»
Цель: активизация и пополнение словаря ребенка эпитетами, синонимами, многозначными словами. Развитие внимания, воображения.
Инструкция: играть можно командами в каждой от 2 до 10 человек. Ведущая объясняет указанное на карточке слово другими словами. Перед детьми ставится задача с помощью синонимов и антонимов с определенными ограничениями добиться того, чтобы команды отгадали как можно больше слов, указанных в карточке.
«Какое слово спряталось»
Цель: активизация и пополнение словаря ребенка многозначными словами, развитие умения оперировать приобретенными знаниями.
Инструкция: необходимо внимательно осмотреть три картинки и угадать какое многозначительное слово объединяет их.
«Составь слово»
Цель: развитие мышления, доказательной речи. Активизация и пополнение словаря ребенка сложными словами.
Инструкция: 1 - ребенок должен из двух простых слов, которые предложил воспитатель составить одно сложное слово, например: снег + падает = снегопад. 2 - ребенок должен из одного сложного слова сделать два простых слова, например: водопад = вода + падает.
Данные дидактические игры могут использоваться не только на занятиях в детском саду, но и дома, при общении родителей с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге со...
Выступление на педагогическом совете «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
Выступление на педагогическом совете «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у дошкольников с ОНР....
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»...
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста.
Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей старшего дошкольного возраста....