Проектная деятельность в ДОУ
проект (средняя группа)
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность,
Проект - это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников, поэтапная деятельность по решению
поставленной проблемы, завершающаяся созданием творческого продукта (осязаемый результат) и обязательной презентацией полученных результатов
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_statya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребёнка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на моё слово, нужно настроиться самому на тон этой струны.
В. А. Сухомлинский
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность,
Проект - это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников, поэтапная деятельность по решению
поставленной проблемы, завершающаяся созданием творческого продукта (осязаемый результат) и обязательной презентацией полученных результатов
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок. Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Очень важно, чтобы проектная деятельность была грамотно спланирована и организована педагогом ДОУ, т.к. это имеет большое значение для развития познавательных интересов, расширяет знания об окружающем мире, развивает коммуникативные и регуляторные способности дошкольников. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Эти знания дети получают в процессе реализации проекта..
Основная цель проектного метода - развитие свободной творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности.
Проект включает три основных этапа:
- l-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
- 2-й - основной; поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Подготовительный этап.
Важным моментом подготовительного этапа является выбор объекта исследований. Им может стать всё, что угодно. В подготовительный этап входит и работа с литературой, подбор литературы. Подбор методической литературы для реализации проекта Составление и подбор стихов, рассказы, сказки, загадки, пословицы, поговорки о выбранном объекте исследования. Определение темы проекта. Формирование цели и определение задач. Подбор материала по теме проекта. Составление плана основного этапа работы.
Перед началом работы проводится беседа об объекте исследования. Это помогает выяснить представления участников проекта о нём, их отношение, заинтересованность проблемой. В процессе обсуждения: направляйте ход мыслей детей в нужное русло, обобщайте сказанное. По окончании обсуждения обязательно сделайте выводы. Знакомство с проектом участников (родители).
Основной этап.
- основной (работа над проектом, моделирование, сбор и анализ материалов, встречи участников для обсуждения реализации задач, конструирование продукта проектирования, апробация проекта и его корректировка, созданиетпроекта, его оформление);
На этом этапе ведутся наблюдения, проводятся разнообразные исследования, опыты, эксперименты. Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Если это поиск информации, то предполагается рассматривание и чтение книг, журналов, газет, а также использование средств интерактивных компьютерных технологий (ИКТ). Подбор методической и художественной литературы. Оформление памятки для родителей. Непосредственно - образовательная деятельность: Разработка конспектов, занятий и бесед с детьми. Просмотр познавательных видео фильмов на заданную тему. Привлечение родителей к созданию мини –музея.
. Поддержание интереса детей и родителей для достижения цели проекта. .
3 этап – Обобщающий
( заключительный):
Систематизация информации
1. Работа с информацией, дополнительной литературой;
2. Выполнение оформления проекта: анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Этот этап предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление полученных знаний и желание поделиться ими. На этой же стадии разрабатываются различные рекомендации, оформляют выставку по итогам проекта.1. Создание в группе мини-музея по заданной теме
2. Выставка выполненная детьми совместно с родителями из любого материала.
3. Изготовление «ЛЭПБУК
4. Картотека потешек, стихотворений, пестушек, песенок, прибауток,
5. Подведение итогов.
6. Просмотр презентации. завершающий (представление проекта, рефлексия, независимая экспертиза, выявление нерешенных проблем и новых тем проекта).
Индивидуальная работа во время проекта предназначена для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы. Поэтому огромную роль имеет индивидуальная работа дошкольника при организации проекта. Все задания, ход, результаты экспериментов, опытов, рассказы детей, их рисунки заносятся в дневник наблюдения.
Цель индивидуальной работы в ходе выполнения проекта
- создании условий для всестороннего развития личности ребёнка и реализации потенциала, заложенного в Индивидуальной работе с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада.
Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях. Задача педагога при проведении таких занятий — помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с излишней застенчивостью или скромностью, поверить в собственные силы
Чтобы раскрыть и развить её лучшие качества личности ребенка, и педагогам, и родителям необходимо поддерживать стремление малыша к проявлению индивидуальности, способностей и талантов.
Учитывать личностных особенностей каждого воспитанника, что позволит воспитателю правильно спланировать свою работу и обеспечить выполнение основных задач образовательной деятельности.
Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время).
В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала.
В индивидуальных развивающих занятиях также нуждаются воспитанники с яркими способностями к какой-либо деятельности (к пению, рисованию, математике), а также дети с доминирующими познавательными интересами.
В особом внимании нуждаются воспитанники, которые по каким-либо причинам отстают от группы (часто отсутствуют на занятиях, медлительные, застенчивые, слишком активные) или, наоборот, опережают остальных детей по объёму изученного материала.
Наиболее часто проводится ежедневная развивающая индивидуальная работа с детьми группы по всем направлениям развития (образовательным областям), предусмотренным ФГОС:
- социально-коммуникативное;
- познавательное;
- речевое;
- художественно-эстетическое;
- физическое развитие.
Планирует и проводит развивающие индивидуальные занятия воспитатель, он же анализирует результаты работы и намечает систему дальнейших действий, направление развития каждого воспитанника.
Планирование индивидуальной работы
Индивидуальную работу вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план.
Поскольку индивидуальная работа проводится на всём протяжении дня как в виде занятий, так и эпизодически, отобразить всю её в плане невозможно.
Игры и упражнения для индивидуальной работы в перспективном плане обычно отражают общую тему недели, месяца, в календарный план вносят и работу вне тематического блока (по звукопроизношению, выработке культурно-гигиенических навыков, ситуативные беседы, компенсирующие упражнения).
Для индивидуальных занятий не существует отдельных тем, упражнений или игр. Воспитатель берёт материал из разных образовательных областей, над которым считает необходимым работать. В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей
Развивающие индивидуальные занятия
Проводятся по очереди со всеми детьми группы, чтобы закрепить и повторить то, что узнали во время непосредственной образовательной деятельности, чтения художественной литературы, наблюдений, экскурсий и т. д.
Проводя эту работу, воспитатель должен опираться на поддержку родителей: порекомендовать им прочитать или разучить с ребёнком стихотворение, изготовить поделку, рисунок, поиграть в обучающую игру.
Для того чтобы родители были в курсе жизни группы и успехов детей, на ширмах, стендах в раздевалке размещают информацию о том, что способен знать и уметь ребенок каждой возрастной группы (как ориентировочную, но не обязательную для каждого малыша), тексты стихотворных произведений, буклеты и распечатки дидактических игр.
Если дети имеют некоторые проблемы с усвоением материала на занятиях и в другой деятельности, педагог беседует с их родными наедине, даёт практические советы, рекомендации.
Методы и приемы индивидуальной работы с дошкольниками
Среди методов индивидуальной работы наиболее популярными являются наглядные, словесные, практические и игровые.
Приёмы, которые применяет педагог в индивидуальной работе с малышами, очень разнообразны:
- словесные (рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание);
- наглядные (показ иллюстраций, макетов, предметов);
- практические (упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент).
Выбор приёмов зависит от места проведения работы и особенностей ребёнка: одному достаточно объяснения, другому необходимо увидеть показ действия, получить подробную инструкцию педагога.
Уместными будут беседы, короткие дидактические игры, создание образовательной ситуации на более простые и понятные детям, но не менее важные темы: о культуре поведения, гигиене, охране здоровья, правилах дорожного движения.
Если приём детей проводится в группе, воспитатель может уделить внимание отработке навыков рисования, к примеру, потренироваться с некоторыми воспитанниками, как нужно правильно держать карандаш или кисть, штриховать, не выходя за контур, ритмично накладывать мазки на плоскостное изображение предметов.
В лепке можно отработать навыки скачивания шара из комка глины (пластилина), разделения комка на равные или неравные части, нанесении узоров на изделие стекой, штампом.
Для подготовки к аппликации ребёнку предлагают выложить узор на треугольнике, квадрате, круге из готовых форм, создать орнамент на полоске по образцу.
Речевые разминки: проговаривание чистоговорок, потешек, коротких стихотворений.
На прогулке, с детьми проводят работу, не требующую вынесения объёмного материала и пособий. Это словесные игры, упражнения на внимание, память, логику, сообразительность, формирование математических представлений, развитие представлений о предметном мире, социуме, природе.
Дневная прогулка — отличное время для совершенствования основных видов движений, координации, ловкости, чувства равновесия, ориентировки в пространстве.
Вторая половина дня даёт воспитателю больше возможностей для работы с детьми индивидуально. Детей, можно увлечь играми, рисованием, рассматриванием иллюстраций в детских книгах под присмотром няни.
В отличие от групповых занятий, именно индивидуальная работа направлена на развитие ребёнка с учётом его личностных особенностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"
В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Доклад для семинара «Проектная деятельность – как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольника» на тему: «Продукты и результаты реализации проектной деятельности в ДОУ. Из опыта работы».
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных програ...
Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО: проектная деятельность педагога
1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остается в отличие от общего образо...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...