Консультация для педагогов Тема: «Песочная терапия для дошкольников. Чудеса на песке»
консультация

Обмочевская Анна Викторовна

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем. Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают   изучить особенности поведения и развития ребенка.

Суть метода песочная терапия: ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей дошкольного возраста. Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения. Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом, приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность. 

Игры с песком и песочная терапия имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывают большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНО ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2 «ТЕРЕМОК» Г.О. ВЛАСИХА

 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Тема: «Песочная терапия для дошкольников.

Чудеса на песке»

Подготовила:

Воспитатель

 высшей квалификационной категории

Обмочевская А.В.

2021г.

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем. Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают   изучить особенности поведения и развития ребенка.

 Суть метода: ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей дошкольного возраста. Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения. Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом, приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. А.  Карл Густав Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с проблемами психологического характера. После изучения методики «Построения мира»   была разработана  «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми.

На сегодняшний день песочная терапия очень распространенная и доступная форма работы с детьми.

Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью, является игровая деятельность. Поэтому игры с песком,  считаются, наиболее любимы и близки для детей. А если они еще и помогают справиться с проблемами, так это вообще бесценно! Игры с  песком помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная терапия в детском саду способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти. Такие игры помогают детям легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, поэтому специалисты  советуют воспитателям с раннего возраста приобрести песочницу, чтобы облегчить комфортное пребывание ребенка в детском саду.

Как известно, песок обладает многочисленными свойствами:

- развивается мелкая моторика  пальцев рук, что ведет  к развитию интеллекта в целом (память, внимание, мышление, речь).

- усиливается желание ребенка экспериментировать, узнавать что-то новое и работать самостоятельно.

- совершенствуются коммуникативные навыки, сюжетно-ролевая игра, предметно-практическая деятельность.

- А главное -  песок способен «заземлять» негативную энергию, что ведет к положительному результату в работе с «особыми» детьми.

Темы для  занятий необходимо выбирать, отталкиваясь от желаний и потребностей детей, вот некоторые из них

«Моя страна»«Мое настроение»«Моя семья»«Мои друзья»«Место, где я счастлив»«То, что я люблю»«Мой сон»«Место, где я отдыхаю» и т. д.

Также можно провести и тематические развивающие занятия

«Дикие и домашние животные»«Овощи»«Фрукты»«Морские обитатели»«Семья»«Птицы»«Насекомые» и т. д.

Занятия проходят в специально организованной зоне. Песочница - это водонепроницаемый ящик прямоугольной формы, выкрашенный внутри в голубой цвет, где борта символизируют небо, а дно - воду. Чистый, кварцевый, просеянный мелкий песок, который лепится при намокании. А также огромная коллекция миниатюрных фигурок, деревьев, животных, насекомых, ракушек, камней, рыб, млекопитающих, динозавров, военных, всех видов транспорта и т. д.

           Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.

2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка – найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры 

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники    гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам, волнениям и выражать свои мысли.   Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения.

Занятия проводятся как с сухим, так и с мокрым песком. Особенностью  является   структура занятия, что подразумевает под собой  вхождения в песочную страну т.е. мотивацию. Дети погружают руки в песок на некоторое время и наполняются силой,  энергией и положительными эмоциями, которые он им   и  дает.

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывают большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. "Использование песочной терапии в развитии дошкольников"

В консультации раскрывается терапевтический эффект игры с песком. Рассказывается как создать песочную терапию, что для этого понадобится....

Консультация для воспитателей по песочной терапии "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста" представлена в форме консультации на педагогическом часе с методическими материалами к нему. К ...

Консультация для педагогов "Возможности песочной терапии в развитии ребенка с ОВЗ"

Консультация для педагогов "Возможности песочной терапии в развитии ребенка с ОВЗ"...

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии как средство формирования познавательной мотивации у дошкольников»Цель: познакомить с элементами песочной терапии как средством формир...

Консультация для воспитателей Тема: Песочная терапия, как метод работы с детьми.

Цель: Ознакомление воспитателей с новой технологией работы и игры с детьми....

Консультация для педагогов «Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Элементы песочной терапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста» Для детей раннего возраста песок – это прежде всего материал, который также ...

Консультация для педагогов. Использование песочной терапии в развитии дошкольников.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проиг...