План работы по самообразованию на тему:"Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования".
материал (младшая группа)

Шуманова Марина Анатольевна

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»

План работы по самообразованию

«Развитие творческих способностей

детей младшего дошкольного возраста

посредством нетрадиционных техник рисования»

на 2022-2023 учебный год

       

                     

    воспитатель: Шуманова М. А.

                

г. Нижневартовск

     Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Внимания и усидчивости;
  • Мышления;
  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.

Цель: 

развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.

    Задачи:

  1. Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
  2. Прививать  умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
  3. Формировать  целостную  картину мира;
  4. Расширять  кругозор  детей;
  5. Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

   Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
  • решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
  • музыкальное сопровождение.

Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:

  • наблюдения с детьми;
  •  обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
  • объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
  • показ способов действия;
  •  игровые приемы;
  • совместный анализ выполненной работы.

Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Формы работы с родителями:

- анкетирование родителей;

- консультации;

- индивидуальные и групповые беседы;

- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);

- проведение встреч-обсуждений «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» (с использованием ИКТ)

План работы на 2022-2023 учебный год

Месяц

Тема

Программное содержание

сентябрь

1-2 неделя мониторинг

«Знакомство с нетрадиционными

техниками рисования»

Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования.

Вызвать желание научиться рисовать в данных техниках.

«Осеннее дерево»

Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Осенний букет»

Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус

«Укрась платочек»

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

октябрь

«Грибы в лукошке»

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Осеннее  дерево  из ладошек»

(1 занятие)

Учить детей смешивать краски для получения разных оттенков осенних листьев,  учить тонировать лист бумаги. Развивать цветовосприятие, нестандартное мышление.

«Осеннее дерево из ладошек»

(2 занятие)

Учить детей аккуратно обводить, вырезать и разрисовывать листочки-ладошки для осеннего дерева (прожилки на листочках).

«Улитка»

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Цыпленок»

Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Два петушка»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Рябинка»

Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Осеннее дерево из ладошек»

(коллективная

работа)

Учить детей работать дружно слаженно, помогать друг другу . Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Развивать фантазию, творческое воображение.

ноябрь

«Мои любимые рыбки»

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Цыпленок»

Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Ёжик из ладошек»

Продолжить учить детей тонировать лист бумаги в светло-серый, серый и темно-серый цвет. Развивать чувство цвета, закреплять умение смешивать краски для достижения нужного оттенка.

«Ёжик из ладошек»

(коллективная

работа)

Продолжить развивать воображение детей, находить нужный образ для своей работы. Учить давать оценку коллективной работе, общаться в процессе  работы.

«На что похожи

наши ладошки»

Развивать у детей нестандартное мышление, воображение, фантазию.

Учить оценивать свои работы и работы друзей.

«Весёлый

хоровод»

Продолжить развивать фантазию детей, показать, как по-разному можно располагать пальцы на руке для получения новой фигуры. Научить  «превращать» обыкновенные ладошки

в «весёлый хоровод».

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Первый снег»

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

декабрь

«Зимний лес»

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Мои рукавички»

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Овечка»

(1 занятие)

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Овечка»

(2 занятие)

Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Выставка

Работ

«Волшебные

ладошки»

Учить детей оформлять свои работы рамками, размещать работы на выставке.

«Узоры дедушки

Мороза»

(1 занятие)

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «рисование с помощью ниток». Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, наблюдательность,  воображение.

«Узоры дедушки

Мороза»

(2 занятие)

Продолжить учить  детей  оформлять свои работы в рамки. Делать это с желанием, воодушевлением. Развивать творческий подход.

«Снегири»

Закрепить уже имеющиеся умения и навыки детей. Помочь оформить музыкальный зал к новогоднему празднику. Дать почувствовать важность и необходимость их работы.

январь

«Ёлочка пушистая, нарядная»

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Снежок»

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Снеговик»

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Коллаж»

(1 занятие)

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «Коллаж». Учить подбирать и аккуратно вырезать картинку для будущего сюжета, затем аккуратно наклеивать его на лист бумаги.

«Коллаж»

(2 занятие)

Продолжить знакомить детей с новой техникой рисования. Учить детей дорисовывать недостающие элементы, детали к выбранному сюжету. Развивать мышление, творческое воображение.

«Что у нас получилось?»

Познакомить детей с новой техникой – «техника рисования  нитью». Дать детям возможность попрактиковаться в рисовании такой техникой. Воспитывать в детях любознательность, интерес ко всему новому, необычному.

февраль

«Чашка»

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Что это такое?»

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «Пуантеризм», познакомить с особенностями этой техники.

«Точка, точка,

два крючочка»

Учить выбирать сюжет для работы в технике «Пуантеризм», способ изображения (маленькая точка, крупная точка), средство изображения (краска, фломастер, карандаш). Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма.

«Цветочек для папы»

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус

«Ягоды и фрукты»

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Плюшевый медвежонок»

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Всё наоборот»

(1 занятие)

Познакомить детей с новой техникой рисования – «рисование наоборот». Учить подготавливать бумагу для рисования в данной технике (тонирование листа простым карандашом). Вызвать у детей интерес.

«Всё наоборот»

(2 занятие)

Помочь детям выбрать сюжет для работы в технике «рисование наоборот». Развивать фантазию, творческое воображение, интерес ко всему  новому и необычному.

март

«Салфетка для мамы»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Доставить радость маме.

«Солнышко»

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Подготовка к выставке»

Продолжить учить детей оформлять свои работы к выставке. Побуждать детей к общению в процессе работы, связанному с изобразительной деятельностью.

«Животные»

(петух, птица, слон, олень, медведь)

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Мы волшебники»

Познакомить детей с техникой «Гратаж». Учить подготавливать лист бумаги для работы в этой технике. Вызвать интерес, желание научиться «творить волшебство». Развивать фантазию.

«Мы волшебники»

Практическая часть. Продолжить учить детей самостоятельно выбирать сюжет для своей работы в технике «Граттаж», средство изображения (палочка, гвоздь, непишущая ручка и т.д.).

«Что это такое?»

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «Пуантеризм», познакомить с особенностями этой техники.

«Подснежники»

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

апрель

«Чудо – писанки»

Освоение техники декоративного рисования на объёмной форме (яйце). Уточнить у детей представление о композиции и элементах декора славянских  писанок. Развивать цветовосприятие.

«Куда исчез рисунок?»

Познакомить детей с новым видом рисования – рисование мокрой кисточкой на грифельной доске. Обратить внимание детей на то, как быстро исчезает их рисунок и появляется возможность рисовать новый рисунок.

«Деревья смотрят

в озеро»

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (зеркально симметричных) акварельными красками на мокром листе бумаги.

«Неваляшка»

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Волшебные картинки» (волшебный дождик)

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Подарок для кошки Мурки»

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

«Насекомые» (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Рисунок на камнях»

Учить детей создавать собственные объёмные изображения, придумывать сюжет, исходя из формы камня. Развивать фантазию, воображение, интерес к художественному творчеству.

май

1-2 неделя мониторинг

«Цветы на полянке»

Познакомить с техникой рисования – «набрызг» (зубная щётка + палочка). Познакомить с особенностями данной техники. Воспитывать аккуратность во время работы.

«Как я люблю одуванчики»

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

Воспитать у ребенка художественный вкус.

«Черемуха»

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Котенок»

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

«Чему я научился»

Выявить уровень освоения нетрадиционных техник рисования. Предложить детям нарисовать рисунок в любой понравившейся технике.

Литература:

Список литературы:

1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб : "КАРО” 2007.

2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техникипланирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.

3. Никитина А. В. Казакова Р. Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планированиеконспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ. : КАРО, 2008.– 90 с.

4. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с

5. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М : ООО "Скрипторий 2003” 2006.

6. Тюфанова И. В.» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.

7. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с.

8. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

9. Р. Г. Казакова «Нетрадиционные техникипланирование, конспекты занятий»

10. О. В. Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

    Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...

Проект в старшей группе " Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования "

Привычный традиционный набор художественных средств в какой-то мере ограничивает фантазию ребенка. Иногда он оказывается недостаточным, чтобы выразить все чувства и передать образы, возникающие в душе...

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"

Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незн...

План саморазвития воспитателя. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"...