План работы по самообразованию на тему:"Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования".
материал (младшая группа)
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
План работы по самообразованию
«Развитие творческих способностей
детей младшего дошкольного возраста
посредством нетрадиционных техник рисования»
на 2022-2023 учебный год
воспитатель: Шуманова М. А.
г. Нижневартовск
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
Цель:
развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей;
- консультации;
- индивидуальные и групповые беседы;
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки);
- проведение встреч-обсуждений «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» (с использованием ИКТ)
План работы на 2022-2023 учебный год
Месяц | Тема | Программное содержание |
сентябрь | 1-2 неделя мониторинг | |
«Знакомство с нетрадиционными техниками рисования» | Познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования. Вызвать желание научиться рисовать в данных техниках. | |
«Осеннее дерево» | Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
«Осенний букет» | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус | |
«Укрась платочек» | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
октябрь | «Грибы в лукошке» | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
«Осеннее дерево из ладошек» (1 занятие) | Учить детей смешивать краски для получения разных оттенков осенних листьев, учить тонировать лист бумаги. Развивать цветовосприятие, нестандартное мышление. | |
«Осеннее дерево из ладошек» (2 занятие) | Учить детей аккуратно обводить, вырезать и разрисовывать листочки-ладошки для осеннего дерева (прожилки на листочках). | |
«Улитка» | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
«Цыпленок» | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
«Два петушка» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
«Рябинка» | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
«Осеннее дерево из ладошек» (коллективная работа) | Учить детей работать дружно слаженно, помогать друг другу . Воспитывать аккуратность в работе с клеем. Развивать фантазию, творческое воображение. | |
ноябрь | «Мои любимые рыбки» | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
«Цыпленок» | Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
«Ёжик из ладошек» | Продолжить учить детей тонировать лист бумаги в светло-серый, серый и темно-серый цвет. Развивать чувство цвета, закреплять умение смешивать краски для достижения нужного оттенка. | |
«Ёжик из ладошек» (коллективная работа) | Продолжить развивать воображение детей, находить нужный образ для своей работы. Учить давать оценку коллективной работе, общаться в процессе работы. | |
«На что похожи наши ладошки» | Развивать у детей нестандартное мышление, воображение, фантазию. Учить оценивать свои работы и работы друзей. | |
«Весёлый хоровод» | Продолжить развивать фантазию детей, показать, как по-разному можно располагать пальцы на руке для получения новой фигуры. Научить «превращать» обыкновенные ладошки в «весёлый хоровод». | |
Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
«Первый снег» | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
декабрь | «Зимний лес» | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
«Мои рукавички» | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
«Овечка» (1 занятие) | Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
«Овечка» (2 занятие) | Учить тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
Выставка Работ «Волшебные ладошки» | Учить детей оформлять свои работы рамками, размещать работы на выставке. | |
«Узоры дедушки Мороза» (1 занятие) | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «рисование с помощью ниток». Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, наблюдательность, воображение. | |
«Узоры дедушки Мороза» (2 занятие) | Продолжить учить детей оформлять свои работы в рамки. Делать это с желанием, воодушевлением. Развивать творческий подход. | |
«Снегири» | Закрепить уже имеющиеся умения и навыки детей. Помочь оформить музыкальный зал к новогоднему празднику. Дать почувствовать важность и необходимость их работы. | |
январь | «Ёлочка пушистая, нарядная» | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
«Снежок» | Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
«Снеговик» | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
«Коллаж» (1 занятие) | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «Коллаж». Учить подбирать и аккуратно вырезать картинку для будущего сюжета, затем аккуратно наклеивать его на лист бумаги. | |
«Коллаж» (2 занятие) | Продолжить знакомить детей с новой техникой рисования. Учить детей дорисовывать недостающие элементы, детали к выбранному сюжету. Развивать мышление, творческое воображение. | |
«Что у нас получилось?» | Познакомить детей с новой техникой – «техника рисования нитью». Дать детям возможность попрактиковаться в рисовании такой техникой. Воспитывать в детях любознательность, интерес ко всему новому, необычному. |
февраль | «Чашка» | Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
«Что это такое?» | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «Пуантеризм», познакомить с особенностями этой техники. | |||
«Точка, точка, два крючочка» | Учить выбирать сюжет для работы в технике «Пуантеризм», способ изображения (маленькая точка, крупная точка), средство изображения (краска, фломастер, карандаш). Развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма. | |||
«Цветочек для папы» | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус | |||
«Ягоды и фрукты» | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |||
«Плюшевый медвежонок» | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |||
«Всё наоборот» (1 занятие) | Познакомить детей с новой техникой рисования – «рисование наоборот». Учить подготавливать бумагу для рисования в данной технике (тонирование листа простым карандашом). Вызвать у детей интерес. | |||
«Всё наоборот» (2 занятие) | Помочь детям выбрать сюжет для работы в технике «рисование наоборот». Развивать фантазию, творческое воображение, интерес ко всему новому и необычному. | |||
март | «Салфетка для мамы» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество. Доставить радость маме. | ||
«Солнышко» | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |||
«Подготовка к выставке» | Продолжить учить детей оформлять свои работы к выставке. Побуждать детей к общению в процессе работы, связанному с изобразительной деятельностью. | |||
«Животные» (петух, птица, слон, олень, медведь) | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |||
«Мы волшебники» | Познакомить детей с техникой «Гратаж». Учить подготавливать лист бумаги для работы в этой технике. Вызвать интерес, желание научиться «творить волшебство». Развивать фантазию. | |||
«Мы волшебники» | Практическая часть. Продолжить учить детей самостоятельно выбирать сюжет для своей работы в технике «Граттаж», средство изображения (палочка, гвоздь, непишущая ручка и т.д.). | |||
«Что это такое?» | Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «Пуантеризм», познакомить с особенностями этой техники. | |||
«Подснежники» | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |||
апрель | «Чудо – писанки» | Освоение техники декоративного рисования на объёмной форме (яйце). Уточнить у детей представление о композиции и элементах декора славянских писанок. Развивать цветовосприятие. | ||
«Куда исчез рисунок?» | Познакомить детей с новым видом рисования – рисование мокрой кисточкой на грифельной доске. Обратить внимание детей на то, как быстро исчезает их рисунок и появляется возможность рисовать новый рисунок. | |||
«Деревья смотрят в озеро» | Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (зеркально симметричных) акварельными красками на мокром листе бумаги. | |||
«Неваляшка» | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |||
«Волшебные картинки» (волшебный дождик) | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |||
«Подарок для кошки Мурки» | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. | |||
«Насекомые» (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |||
«Рисунок на камнях» | Учить детей создавать собственные объёмные изображения, придумывать сюжет, исходя из формы камня. Развивать фантазию, воображение, интерес к художественному творчеству. | |||
май | 1-2 неделя мониторинг | |||
«Цветы на полянке» | Познакомить с техникой рисования – «набрызг» (зубная щётка + палочка). Познакомить с особенностями данной техники. Воспитывать аккуратность во время работы. | |||
«Как я люблю одуванчики» | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |||
«Черемуха» | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |||
«Котенок» | Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |||
«Чему я научился» | Выявить уровень освоения нетрадиционных техник рисования. Предложить детям нарисовать рисунок в любой понравившейся технике. |
Литература:
Список литературы:
1. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб : "КАРО” 2007.
2. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М., Слепцова В. Ю., Смагина Т. В. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
3. Никитина А. В. Казакова Р. Г., Нетрадиционные техники рисования в детском саду : планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПБ. : КАРО, 2008.– 90 с.
4. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с
5. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М : ООО "Скрипторий 2003” 2006.
6. Тюфанова И. В.» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство- Пресс», 2004 г.
7. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников : Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О. В. – Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2008. – 320 с.
8. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
9. Р. Г. Казакова «Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»
10. О. В. Шклярова -Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...
«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования»
Описание различных нетрадиционных методов рисования....
Проект в старшей группе " Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования "
Привычный традиционный набор художественных средств в какой-то мере ограничивает фантазию ребенка. Иногда он оказывается недостаточным, чтобы выразить все чувства и передать образы, возникающие в душе...
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования"
Условия возникновения опыта«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. ...
План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования» Средняя группа
проект по самообразованию...
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незн...
План саморазвития воспитателя. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"...