Россия-наш общий дом
методическая разработка (старшая группа)
Россия-наш общий дом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proeta_rossi-nash_obshchiy_dom.docx | 40.19 КБ |
rossiya-nash_obshchiy_dom.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Тема проекта: «Россия-наш общий дом».
Участники проекта: Воспитанники 5-6 лет, родители воспитанников (законные представители), педагоги, работники социальных учреждений.
Цель проекта: Обогатить представления етей о многообразии россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций, способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности.
Задачи:
Для детей:
- Углублять и уточнять представления о Родине — России.
- Формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн).
- Обобщить и расширить знания детей: о традициях, обычаях, праздниках, играх, национальных блюдах, костюмах, сказках народов России.
- Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности.
Для педагогов:
- Обогатить развивающую предметно - пространственную среду.
- Поддерживать познавательный интерес детей.
- Поддерживать желание детей отражать результаты познания в деятельности.
- Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами.
- Продолжать реализацию ООП ДОУ через сетевое взаимодействие.
Для родителей:
- Привлекать к активному участию в проектной деятельности.
- Использовать полученные рекомендации в воспитательном процессе детей дома.
- Закрепить партнерские отношения с детьми.
В соответствии с ФГОС ДОО главную цель воспитания и обучения составляет формирование у дошкольников мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт ребенка, который является важнейшим условием развития личности. Строить воспитательно-образовательный процесс на активной основе через самостоятельную деятельность детей, которая отвечает их личным интересам в приобретении знаний, позволяет нам совместное детско-взрослое проектирование.
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и детей. На наш взгляд детское проектирование – одна из самых перспективных, универсальных технологий, позволяющая получить ощутимые практические результаты (продукт) и публично их предъявить (презентовать). Детское проектирование является одним из эффективных вариантов интеграции образовательных областей и естественно вписывается в систему календарно-тематического планирования. Развитие ребенка-дошкольника в процессе детского проектирования способствует формированию интегративных качеств личности и интегративности формируемых знаний и умений.
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО, ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РОССИЯ-НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Авторы проекта: Богатурова Анна Павловна, Капитонова Надежда Константиновна.
Тема проекта: «Россия-наш общий дом».
Возрастная группа: Дети 5-6 лет.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский
Участники проекта: Воспитанники 5-6 лет, родители воспитанников (законные представители), педагоги, работники социальных учреждений.
Актуальность проекта: Исторически сложилось так, что наша Родина – это многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов (русские, украинцы, калмыки, азербайджанцы, армяне, татары и другие), каждый из которых по–своему самобытен и имеет богатые традиции. Практически в любом образовательном учреждении города воспитываются дети разных национальностей, и наш детский сад, не исключение. Поэтому важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу. В дошкольном возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к людям. Большая ответственность лежит на плечах педагогов дошкольных учреждений. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе организации образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности – это огромная каждодневная работа. Но нельзя недооценивать значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование у ребенка терпимости и уважения к людям. Поэтому одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Только совместная работа педагогов и родителей может привести к положительным результатам.
Цель проекта: Обогатить представления детей о многообразии россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций, способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности.
Задачи:
Для детей:
- Углублять и уточнять представления о Родине — России.
- Формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн).
- Обобщить и расширить знания детей: о традициях, обычаях, праздниках, играх, национальных блюдах, костюмах, сказках народов России.
- Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности.
Для педагогов:
- Обогатить развивающую предметно - пространственную среду.
- Поддерживать познавательный интерес детей.
- Поддерживать желание детей отражать результаты познания в деятельности.
- Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами.
- Продолжать реализацию ООП ДОУ через сетевое взаимодействие.
Для родителей:
- Привлекать к активному участию в проектной деятельности.
- Использовать полученные рекомендации в воспитательном процессе детей дома.
- Закрепить партнерские отношения с детьми.
Возможные риски:
- Отклик родителей на предложенное мероприятие
- Маленькая посещаемость воспитанников
- Нежелание социальных партнеров идти на сотрудничество с ДОУ
Итоговое мероприятие:
- Презентация детей совместно с родителями своих исследовательских проектов на тему «Россия-наш общий дом»
- Создание книги «Малые народы России»;
- Постановка театрализованного представления по мотивам сказки «Пока в яранге горит огонь».
Длительность проекта: Один месяц.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми | Формы работы с родителями |
|
|
1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
- Определение целей и задач проекта;
- Подбор материала по теме проекта;
- Организация предметно-пространственной среды;
- Составление перспективного плана реализации проекта.
2 ЭТАП СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
Проблемная ситуация:
Утром в детский сад Артём принёс картину «Быт семьи народов Севера» ребята заинтересовались изображением людей на картине, их одеждой, жилищем, внешним видом. Дети начали задавать вопросы, на которые захотели получить ответы, возникла идея взрослым и детям узнать о многообразии малых народов России.
Перспективное планирование
Содержание | Цель | Ответственные |
Речевые ситуации: «Россия родина моя»; «Наш дом Россия» «Россия многонациональная страна»; «Как возникла Россия»; «Символика нашей страны»; «Страна в которой мы живём»; «Все народы дружны»; «Природа России»; «Все мы люди одной страны» и др. | Закрепить и обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия). Воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее. | Педагоги |
Тематические выставки, посвященные жизни и быту малых народов России. | Формировать представление о России как о многонациональном государстве; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры. | Педагоги Родители |
Создание альбомов, творческих поделок: «Иллюстрации к любимым сказкам малых народов России» | Создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник продуктивной деятельности. | Педагоги |
Чтение и просмотр мультфильмов по мотивам сказок малых народов России. | Обогащать представления детей о многообразии художественных произведений малых народов России. Развивать эстетический вкус, чувство юмора, способствовать формирование у детей интереса к народам России. | Педагоги Родители |
Рассматривание и обсуждение дидактических иллюстраций и сюжетных картин. | Обобщить знания детей о России, дать представление о том, что такое Родина (символика, столица, природа, города, народы, искусство, армия). Закрепить умения поддерживать беседу на определенную тему, отвечая на вопросы, рассказывая. | Педагоги |
Сюжетно – ролевые игры: «Весёлое путешествия по Уралу» «Дом моды» «В гости к жителям гор» | Углублять интерес детей к разным народам Урала. Умение согласовывать свои действия и действия сверстников для организации игры. Формировать умение обдумывать и обсуждать план игры. Помочь детям осмысливать правила поведения. Развивать творческое воображение. | Педагоги |
Настольно – печатные игры: «Государственные праздники России», «Расскажи сказку», «Государственные символы России», «Все профессии важны 1,2», «Наша родина Россия», «Иглумания», «Весёлые пингвины», «Наша Родина», «Подбери пару», «Заплатки» и др. | Обогащать и пополнять словарный запас слов по теме; Развивать воображение, мышление, навыки словообразования. | Педагоги |
Театрализованная деятельность по мотивам прочитанных произведений. | Развивать интерес дошкольников к художественной литературе, через театрализованную деятельность. Развитие желания создавать в игре целостный образ, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. Развитие активности и самостоятельности в поиске способов выражения образа героя в театрализованной игре. | Педагоги Родители |
Дидактические игры и упражнения, словесные игры: «Моя Родина Россия», «Сказка и слово», «Разрезные картинки», «Что путешественник по России возьмёт с собой», «Что лишнее?», «Парные картинки», «Раньше и теперь», «Угадай, о ком говорю», «Подскажи словечко», «Четвёртый лишний», «Чьи слова?» и т.д. | Развивать навыки детей группировать предметы по определенному признаку и выделять лишний предмет, воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России. Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей. Способствовать развитию внимания, активизировать употребление прилагательных. | Педагоги |
Составление рассказа на основе личного опыта детей на темы: «Что мне больше всего понравилось в путешествии по Карелии»; «Моя бабушка татарка»; «Москва столица России»; «Я и моя семья»; «Мои предки из Дагестана»; «Я жил на севере»; «Природа родного края» и др. | Развивать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивать познавательную и деловую активность в общении со взрослыми и сверстниками. Развивать навыки детей составлять небольшие рассказы из личного опыта. | Педагоги Родители |
Составление рассказов на тему: «Если ты один во всей России» «Если на Россию напали враги» «Что будет, если встретятся русский, татарин, башкир?» и др. | Способствовать речевому творчеству детей. Развитие интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов. Формировать логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России. | Педагоги |
Придумывание загадок на тему: «Кто живёт в этом доме»; «Кому нужен этот предмет»; «Родина»; «Загадки о животных России»; «Загадки о птицах России» «Россия»; «Кто что носит» | Развивать умения детей описывать предмет, явление, народ России не называя его. Развивать умения подбирать слова в рифму. Развивать умения использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении. | Педагоги |
Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок в соответствии с темой выставки. Загадывание загадок по теме проекта. | Способствовать проявлению интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием. Развивать умения понимать образность и выразительность языка литературных произведений. Закрепление знаний о сказках народов России. Воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России. Развивать интерес к текстам познавательного содержания (энциклопедии). | Педагоги Родители |
Подвижные игры: «Найди себе пару» «Лови, бросай, рыбку поймай» «Али - Баба» «Клубочек» «Метёлка» | Развитие умений детей использовать невербальные средства общения: мимика, жесты, позы. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары по какому- либо признаку. Упражнять в беге. Развивать инициативу, сообразительность. | Педагоги |
Игры эстафеты по данной теме: «Ловись рыбка» «Катится, катится колобок» «Волшебный клубок» «Попади в цель» | Упражнять в быстром беге в рассыпную с последующим перестроении в колон, развивать ловкость движений и быстроту реакции. Воспитывать честность и согласованность действий в коллективе. | Педагоги |
Спортивные упражнения с атрибутами физкультурного уголка. Игры с мячом, кеглями, скакалками, конусами и т.д | Развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям. Развивать ловкость, меткость, быстроту. Развивать умения играть в команде, действовать сообща, по сигналу. Воспитывать здоровый дух соперничества. Воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи. | Педагоги |
Разучивание пальчиковых игр по данной теме. | Способствовать развитию основных видов движений. Координация речи с движением пальцев. Развитие мелкой моторики. | Педагоги |
Рисование: «Костюм русской народной одежды» «Наряды народов Росси» «Иллюстрации к сказкам народов России» «Узоры национальных костюмов народов России» | Совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор народа Росси, закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений, узнавать характерные отличия орнаментов и узоров малых народов России. | Педагоги |
Лепка: «Кувшин татарской девушке» «Народы России» «Хоровод дружбы» | Закрепить навыки лепки посуды, используя приём лепки из колец, постепенно сглаживая неровности. Закрепить умения детей соединять части изделия с помощью пластилина. | Педагоги |
Аппликация: «Чукотский народ» «Мы разные, но мы вместе» «Национальный костюм малых народов России» | Закрепляем навыки детей вырезыванию по контуру, навыки работы с ножницами, навык аккуратного наклеивания, развивать чувство композиции. Воспитывать у детей интерес к малым народам России. | Педагоги |
Раскраски по теме «Малые народы России» | Закрепить восприятие художественных текстов с помощью раскрасок, развивать зрительное восприятие, внимание. | |
Конструирование: «Яранга» «Жилища народов севера» | Развивать умения анализировать постройку, выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения. Создание построек по заданным теме, условиям, самостоятельному замыслу, схемам, моделям. Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого. | |
Музыкальная деятельность: Прослушивание детьми песен из мультфильмов и кинофильмов «Самое дорогое», «Матти – весельчак», «Айога» «Пока в яранге горит огонь». Прослушивание аудиозаписей сказок. | Формирование основ музыкальной культуры детей. Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки. | |
Изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм из бросового материала. | Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. | Педагоги Родители |
Создания исследовательских проектов «Малые народы России» | Развивать интерес детей и родителей к созданию исследовательских проектов, формировать представление о России как, о многонациональном государстве, воспитывать, уважение к людям разных, национальностей и их, обычаям, приобщать к истокам, народной культуры, формировать представления о, населении разных стран, их, особенностях, о национальных костюмах. | Педагоги Родители |
Создание иллюстраций к сказкам малых народов России, прочитанным вместе с родителями | Развивать у детей и родителей интерес к созданию иллюстраций на основе прочитанных художественных произведений. Развивать умения создавать сюжет по знакомой сказке, передавая в рисунке основные характерные черты персонажа и их характерные особенности, сохраняя пропорции. | Педагоги Родители |
Посещение совместно с родителями: Деткой библиотеки Театров Книжных магазинов Музеев | Способствовать целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с социальными объектами города и семьями воспитанников. Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране. | Педагоги Родители |
3 ЭТАП ИТОГОВЫЙ
- Презентация детей совместно с родителями своих исследовательских проектов на тему «Россия-наш общий дом».
- Изготовления книги «Малые народы России».
Результаты проекта:
- Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа
(потешки, поговорки, заклички), песнями и танцами.
- Ребята обогатили свои представления о культуре народов России.
- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности,
средством выражения и развития творческих способностей;
- Совместная проектная деятельность помогла привлечь внимание родителей (законных представителей) к изучению малых народов России, привлечению в образовательный процесс.
- Дети активно, самостоятельно применяют полученные знания в игровой и продуктивной деятельности.
- Родители совместно с детьми и педагогами готовили инсталляции к театрализованной деятельности, костюмы и различные аттрибуты.
- Дети вместе с родителями подготовили предложенные задания, применив творческий подход.
- При активном участии родителей создана книга «Малые народы России»
- Постановка театрализованного представления по мотивам сказки «Пока в яранге горит огонь».
ЛИТЕРАТУРА
- Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А. Г. Арушанова. – М.: Сфера, 2011. – 80 с
- Багинская, Е. С. О необходимости исследования психологической готовности родителей в рамках социального партнерства с дошкольным образовательным учреждением [Электронный ресурс] / Е. С. Багинская // Научное мнение. – 2020. – № 5. – С.111-117. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/issue/314151 (дата обращения: 05.04.2021)
- Веракса, Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – М.: Мозайка – Синтез, 2010. – 112 с.
- Виноградова, Е. П., Панкова, Е.П. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова: пособие для воспитателей. – М.: Айриспресс, 2008. – 208 с
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 2004
- Деркунская, В. А. Особенности проектной деятельности детей дошкольного возраста в детском саду [Электронный ресурс] / В. А. Деркунская // Детский сад: Теория и практика. – 2012. - №9. - С. 26-33.
- «Детство»: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В.[и др.]. – СПб.: Детство-пресс, 2014
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. — СПб.: Питер, 2015 — 464 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов).
- Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика- Синтез, 2007- 167с 23
- Коротаева, Е. В. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения / Е. В. Коротаева, С. С. Белоусова // 45 / 56 46 Вестник Тверского государственного университета. – 2017. – № 2. – С. 142- 149.
- Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2е изд./ Короткова Н. А.-М.: Издательство «ЛИНКАПРЕСС», 2012.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 Колпинского района Санкт-Петербурга
Капитонова Надежда Константиновна - воспитатель
Богатурова Анна Павловна - воспитатель
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторы проекта: Богатурова Анна Павловна, Капитонова Надежда Константиновна. Тема проекта: «Россия-наш общий дом». Возрастная группа: Дети 5-6 лет. Вид проекта: Познавательно-исследовательский. Участники проекта: Воспитанники 5-6 лет, родители воспитанников (законные представители), педагоги, работники социальных учреждений.
Цель проекта: Обогатить представления детей о многообразии россиян разных национальностей — особенностей их внешнего вида, одежды, традиций, способствовать развитию толерантности и уважения к людям разной национальности . Итоговое мероприятие: Презентация детей совместно с родителями своих исследовательских проектов на тему «Россия-наш общий дом» Создание книги «Малые народы России»; Постановка театрализованного представления по мотивам сказки «Пока в яранге горит огонь». Длительность проекта: Один месяц.
Личный опыт ребёнка
Перспективная, универсальная т ехнология
Россия – наш общий дом
Различные формы реализации проекта
Сотрудничество с социальными партнёрами
Инсценировка сказки
Презентация детско-родительских исследований
Наши гастроли
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Россия – наш общий дом».
Цель занятия : формирование у детей представления о России как родной стране; знакомство с гербом, гимном , флагом ....
Конспект занятия по теме "Россия - наш общий дом".
Итоговое занятие....
Социальный проект «Россия – наш общий дом»
Данный проект направлен на формирование представления о разнообразии традиций и культур, умения взаимодействовать в социуме, проявлять гуманность, уважение к окружающим, способствовать формированию то...
Методическая разработка к ООД по ознакомлению с окружающим "Россия - наш общий дом"
Под термином «толерантность» понимают, в первую очередь, этническую толерантность, терпимость к людям другой национальности, другой культуры, говорящих на другом языке, другого вероисповедания. То, чт...
Россия - наш общий дом!
Россия - наш общий дом!...
Коллективная работа (коллаж) "Россия-наш общий дом."
Знакомство с народами России,их бытом и обычаями. Развивать у детей чувство патриотизма,любви к своей Родине. ...
Конспект развлечения "Россия - наш общий дом"
Конспект развлечения "Россия - наш общий дом"...