Методическая разработка "умный домик"
проект (младшая группа)

Методическая разработка "умный домик"- это картонный домик с кормашками и заданиями. И магнитной доской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_proekta_okonch.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 188»

ПРОЕКТ

Домик «Узнавайка»

в группе №7

для детей 3 – 4 лет

                                                  Составитель:

                                                                             Гриднева Эльвира Евгеньевна

                                                                    Воспитатель группы № 7

г. Воронеж – 2023


Актуальность темы

Знакомство с окружающим миром для дошкольников в условиях современной жизни становится одним из приоритетных направлений. Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования  у детей представлений обо всем, что их окружает.  Знания, преподнесенные детям в увлекательной форме с учетом их интересов, будут усвоены гораздо быстрее [7].

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [9].

Одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей, является Умный домик [9].

Дидактическое пособие Умный домик «Узнавайка» привлекает детей своей яркостью, большим количеством предметов и мобильностью. Упражнения, предложенные в пособии, составлены по принципу «от простого к сложному». Материал, разработанный для пособия, вариативен и легко укладывается в лексические темы, используемые для работы с детьми дошкольного возраста. Некоторые стенды Умного домика трансформируемы, упражнения легко адаптируются под возможности каждого ребенка. Данное пособие может использоваться как индивидуально, так и в коллективной работе.

Умный домик «Узнавайка» – это методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Весь дидактический материал, который размещен в этом пособии, может быть посвящён любой теме и использован в качестве систематизации и закрепления данной темы.

Обоснование выбора темы проекта

Для детей второй младшей группы мною были изготовлены лэпбуки: «Домашние животные», «Мои любимые сказки». Эти методические пособия помогали детям в увлекательной игровой форме закреплять знания по изученным ранее темам, а также способствовали развитию у них мелкой моторики, образного мышления, воображения в процессе самостоятельной работы.

Создавать Лэпбуки по каждой теме слишком проблематично и затратно по времени. Поэтому было принято решение создать методический проект Умный домик «Узнавайка», который работает по принципу Лэпбука, но не ограничивается одной темой. В окошки, кармашки, на магнитную доску этого домика можно размещать картинки, предметы и игры любой тематики.

Цель: использовать проект Умный домик «Узнавайка» как тематическое средство обучения детей дошкольного возраста.

Задачи:

- систематизация знаний по темам недели;

- развитие умственных способностей, познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи), зрительно-моторной координации (глазодвигательной функции), зрительного восприятия, ориентировки в пространстве;

- развитие мелкой моторики;

- развитие творческого мышления детей, творческой инициативы, в том числе речевой;

- формирование умения самостоятельно конструировать свои знания;

- воспитание навыков совместной деятельности и общения;

- воспитывать умение ориентироваться в информационном пространстве;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Этапы создания проекта

1. Выбор темы  

В процессе изготовления лепбуков по теме «Домашние животные» и «Мои любимые сказки», мною было осознано, что лепбук – это хороший метод систематизации знаний детей по теме, но создавать лепбуки по каждой теме громозко, трудозатратно, проблематично. Было принято решение сделать универсальное методическое пособие Умный домик «Узнавайка», на панели  и в кармашки которого можно помещать образовательный материал по любой теме.

2. Создание домика из подручных материалов

Умный домик «Узнавайка» – это картонный дом, состоящий из специальных развивающих панелей в количестве 6 штук.

Первая панель размещена на фасаде дома с магнитной доской, на которой крепится дидактический материал на магнитах.

Вторая панель находится на фасаде дома с кармашками, в которые помещается дидактический материал по определенной теме.

Две боковые панели с окошками и яркими шторками служат для сенсорного восприятия детей в рамках проведения игры «Угадай на ощупь».

Две панели на крыше дома – это панели с механическими и техническими устройствами в виде бизиборда.

3. Подборка игр по темам

- Игра «Распредели по категориям» 

Тематические категории: «Весна-зима», «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», сказка «Репка», сказка «Теремок».

Цель игры: учить правильно распределять картинки по тематическим категориям.

- Игры в кармашке: Лото «Весна», «Собери картинку», «Колобок», «Найди домик для животных», игры на магнитной доске («Фрукты и овощи», «Угадай сказку по картинке», «Собери картинку на доске»).

Цель: учить детей правильно подбирать парты из подходящих предметов.

- Игра угадай на ощупь. 

Дети просовывают руку в отверстия со шторками и угадывают предмет на ощупь. Например, фрукт или овощ, персонаж игры.

Цель: развивать сенсорное восприятие, умение отгадывать предмет.

4. Внедрение игр в образовательную деятельность

5. Взаимодействие с родителями

Помощь в дидактическом наполнении игр для детей.

6. Презентация «Умного домика» на итоговом родительском собрании.

Планируемые результаты

В ходе деятельности детей по ознакомлению с окружающим миром с использованием дидактического пособия Умный домик «Узнавайка» у детей дошкольного возраста развиваются познавательные процессы, мелкая  моторика; память, внимание, мышление, воображение, речь; зрительно-моторная координация  и зрительное восприятие; навыки ориентировки в пространстве; творческая инициатива, в том числе речевая; навыки совместной деятельности и общения.

Вывод

Таким образом, Умный домик «Узнавайка» – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной совместной и самостоятельной деятельности детей по любой тематической неделе, предусмотренной образовательной программой дошкольного учреждения.

Список использованной литературы

1. Бостельман А., Энгельбрехт К.  Организация увлекательных проектов в д/с. Пошаговое руководство. – М.: Национальное образование, 2020 г. – 48 с.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 112 с.

3. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада» – М.: Просвещение, 2008. – 257 с.

4. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 208 с.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: Сфера, 2011. – 194 с.

6. Куражева Н.Ю., Варева Н.В. «70 развивающих заданий для дошкольников 3-4 лет. – М.: Владос, 2012. – 127 с.

7. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М.: Просвещение, 2018. – 96 с.

8. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 48 с.

9. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – С. 58 – 76.

10. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Домик для букв"

Цели: формировть умение определять наличие заданного звука в слове, расположение звука в слове в разных позициях, закреплять представление о соотношении звука и его символа (буквы).Данное пособие можн...

Методическая разработка "Домик для Ниф-Нифа"

Закрепление у детей навыков знать и называть свойства материалов....

Методическая разработка "Домик для мышат"

Цель: научить детей раскатывать валик(«колбаску») из пластилина на дощечке прямыми движениями рук. Задачи:Образовательные:Расширить представление детей об окружающем миреРазвивающие:Развитие зрит...

Методическая разработка "Домик у дорожки"

Прекрасный  и любимый всеми праздник Новый год. Что может быть лучше, чем доставить детям радость, окунуть их в мир чудес и волшебства.создать сказочную атмосферу новогоднего праздника, вызв...

Методическая разработка "Домик мастеров" для детей старшего дошкольного возраста

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства....