Подвижная игра - как средство закрепления всех видов движения
статья
Игровая деятельность всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается велика воспитательная сила
Любая игра – творческая, дидактическая, музыкальная – является своеобразным средством познания ребенком окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnaya_igra_-_kak_sredstvo_zakrepleniya_vseh_vidov_dvizheniya.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижная игра - как средство закрепления всех видов движения
Игровая деятельность всегда радует ребенка, а подвижная игра с многообразными моментами веселой неожиданности особенно благотворно для возникновения положительных чувств. В этом источнике радостных эмоций заключается велика воспитательная сила
Любая игра – творческая, дидактическая, музыкальная – является своеобразным средством познания ребенком окружающего мира.
Содержание подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка и уточняющего его представления. Тематика сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, повадки животных. Все это отображается детьми в своеобразно – условно игровой форме («Путешественники», «Летчики», «Гуси-лебеди», «У медведя во бору»).
Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют двигательную деятельность детей, их поведения, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально – волевых качеств. Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при соответствующем руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться из круга в разные стороны только после слово лисы: «Я здесь». Это правило вырабатывает у ребенка внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал, ориентировку в пространстве.
Требования неуклонного выполнения правил способствуют преодолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении целей. Правила являются первым социальным стимулом – регулирующим и направляющим в поведении ребенка в соответствии с требованиями коллектива. В играх, впервые зарождаются ростки глубоких чувств, товарищеской дружбы и любви.
В младших группах правила воспринимаются детьми как обязательные, необходимое ответное действие, возникающее по ходу развития игры (зайки убегаю в кусты только при появлении медведя. Воробушки улетают с дороги, когда появляется автомобиль) не осознавая еще правила игры как «закон», дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры («зайки бояться медведя») с другой – в силу вырабатывающего условного рефлекса на определенный сигнал.
По данным Л.В. Артемовой, у детей старшего возраста сознательное отношение к правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и неодновременно. Сначала дети выполняют из под руководством педагога, позднее под воздействием некоторых членов детского коллектива, осознающих общественное значение правил, они становятся фактором, непосредственно определяющим нормы общественного поведения детей.
Вначале, желая скорее выполнить игровую задачу, дети забывают о правилах, кроме того, к нарушению правил приводит стремление к выигрышу и достижению его наиболее легким способом. Это, в свою очередь вызывает неудовольствие играющих, создает конфликты и расстраивает взаимоотношение детей.
Решающее значение для осознания и обязательного выполнения правил каждым ребенком имеют требования взрослого. Постепенно под влиянием воспитательного воздействия у детей начинает изменяться отношение к игровому процессу, возникает интерес и стремление к все более точному выполнению игровых действий и правил. Изменяются и причины невыполнения правил, выражающееся не в преднамеренном, а в случайном их нарушении, при этом ребенок тут же старается исправить допущенную ошибку.
Под руководство взрослого систематически, терпеливо ведущего детей к осознанию общественного значения правил, они становятся эффективным средством формирования лучших сторон личности: честности, справедливости, дружбы, смелости, настойчивости, воли. Все это служит основанием для определения подвижных игр с правилами как одно из действенных средств нравственного воспитания детей.
В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, восприятия, уточнения имеющихся представлений, понятий, ориентировок. Игры содействуют развитию творческого воображения, памяти, сообразительности, активной мысли. Таким образом подвижные игры способствуют умственному развитию ребенка.
Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства. В игре восприятия пространства выступает в своих основных формах: непосредственный, познавательно – сенсорный (чувственно-образный, понятий). Например, самостоятельный выбор ребенком направления движения или выполнения движения в направлении, строго определенном правилам игры, требуют, с одной стороны, мгновенной оценки игровой ситуации (непосредственно воспринимаемой) и зрительно – моторной реакции (игровые действия), с другой стороны – осознание и представление собственных действий в данном пространственно – игровой среде и проявления той же зрительно моторной реакции. В подвижной игре эти два компонента взаимодействуют.
Правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка. В тоже время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действиями водящего или сигналами) требуют более ложной реакции детей и их пространственной ориентировки. (Игры: «Два мороза», «Палочка – выручалочка», «Смелые ребята»). Такая реакция определятся уровнем развития у ребенка способности приспосабливать свои действия и движения к данной окружающей среде. В этом ребенку должен помочь взрослы, постепенно находить наиболее удачный способ действий в соответствии с учетом игровой обстановки и необходимостью достичь поставленные задачи.
Подвижные игры благоприятствуют развитию творчеству у детей старшего дошкольного возраста. Дети 5-6 лет могут при соответствующем руководстве придумать варианты знакомой им игры, усложнить ее содержание, дополнить правила. В дальнейшем дети придумывают короткие игры на сюжеты литературных произведений, сказок. Процесс развития творческой активности детей дошкольного возраста характеризуются эмоциональном отношением воспитанников всех возрастных групп к созданиям и их осуществлению Большое значение при этом имеет общая творческая направленность взрослого, его благожелательное отношение к творчеству детей.
Подвижные игр по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью. Все многообразие игровых движений характеризуется доступной детям точностью, слаженность, ловкостью, своеобразной выразительностью. Общее воодушевление детей, эмоционально окрашивая игровую деятельность, проявляется в более высоком качестве выполнения движений и вызывает у них чувство удовольствия от самого двигательного процесса. Разнообразные построения в один или несколько кругов, шеренги, колонны – требуют четкости движений, красивой осанки, собранности и развивают у детей эстетические чувства.
Эстетическое воздействие игр, особенно народны, обогащается благодаря игровым зачинам, диалогом, считалками. В них много эмоциональной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности.
Выполнение ребенком движений в соответствии со словами ритмизируя их, тренирует координационные механизмы и вызывает радостные эмоции.
Выводы:
- Необходимо включать в работу с детьми подвижные игры и упражнения для закрепления развития основных видов движения.
- Подвижные игры и управления способствуют повышению двигательной активности детей, помогают им лучше ориентироваться в пространстве, развивают основные физические качества (быстроту, ловкость, координацию).
- Помогают снять мышечное напряжение, содействуют приобретению более стойкого двигательного навыка.
Правильно организованная игра и систематическое проведение игровых упражнений доставят детям двигательное удовольствие и поможет разнообразить самостоятельную деятельность.
Возможно, в будущем организацию развлечений с играми и игровыми упражнениями совместно с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД-СООБЩЕНИЕ « Подвижная игра, как средство совершенствования основных видов движений»
Актуальность проблемы повышения эффективности физкультурных занятий игровой направленности приобретает особую остроту для дошкольных образовательных учреждений, переходящих на интенсивный режим образо...
Подвижная игра как средство развития основных видов движений у детей раннего возраста
Подвижные игры, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяют потребность растущего организма в активных действиях и являются жизненной потребностью для детей младшего дошкольн...
Проект "Подвижные игры как средство развития основных видов движений"
Проект для группы раннего возраста, физкультурно-оздоровительный...
Мастер-класс "Подвижные игры, как средство развития основных видов движений"
Мастер-класс для педагогов...
План по самообразованию 2021-2022 г. «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста»
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний....
Самообразование инструктора по физической культуре на тему: «Подвижная игра как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста» 2022 учебный год
В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко п...
"Подвижная игра,как средство формирования основных видов движения детей дошкольного возраста"
Перспективный план работы по самообоазованию...