Памятка для родителей "Тревожные дети. Советы психолога родителям"
опыты и эксперименты
Окружающий мир для тревожного ребенка – враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает новые контакты либо вовсе избегает их. Он ищет защиту и поддержку в значимом близком, часто показывает свою несамостоятельность и беспомощность для привлечения его внимания и получения чувства защищенности.
Работа с тревожными детьми сопряжена с некоторыми сложностями и, обычно, занимает довольно длительный период. Безусловно, каждому родителю хочется облегчить этот путь и как можно скорее помочь своему ребенку. В памятке собраны некоторые рекомендации, которые помогут роидтелям понять механизм тревожности ребенка и узнать, как и чем можно помочь малышу с этой проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnye_deti._sovety_psihologa_roditelyam.docx | 238.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ.
ПОДГОТОВИЛА
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБДОУ Д/С № 53
МАСЛЕННИКОВА Ю.М.
Тревожность ребенка – это одна из наиболее частых проблем, с которыми родители сталкиваются в условиях современных реалий.
Тревожностью называют повышенную склонность к волнению, беспокойству, переживанию эмоционального дискомфорта. Тревожность может быть вызвана предчувствием и ожиданием опасности или неприятных переживаний. При этом даже тогда, когда все вокруг благополучно и хорошо, тревожный ребенок может фоново испытывать ощущение надвигающейся беды (страх перед неизвестным).
Тревожность различают личностную и ситуативную. То есть тревога оправдана в умеренном количестве при определенных стрессовых ситуациях, она даже полезна в таком случае, так как мобилизует человека, дает возможность избежать опасности либо эффективнее решить задачу. В остальное время человек может чувствовать себя абсолютно нормально и не ощущать никаких проблем.
Тревожность личностная сопровождает человека практически в любых жизненных обстоятельствах, даже если они объективно благополучные. То есть такая тревожность превращается в устойчивую черту личности, оказывая влияние на все жизненные сферы, взаимодействие с окружением и самооценку.
Как правило, личность становится тревожной в далеком детстве. Следовательно, родителям особенно важно своевременно выявить у своего ребенка первые признаки формирующейся личностной тревожности:
- Частые случаи проявление беспокойства;
- Сложности с концентрацией внимания;
- Повышенный тонус лицевых и шейных мышц;
- Напряженный взгляд;
- Нарушения сна;
- Неусидчивость, выраженная скованность, раздражительность;
- Низкий уровень работоспособности;
- Проблемы с аппетитом (перемены в пищевом поведении);
- Зажатость, неуверенность, чрезмерное смущение (к примеру, смущение даже при хорошо знакомых людях);
- Болезненная реакция на критику;
- Тихий голос;
- Склонность винить себя самого;
- Соматические расстройства организма: головные боли, боли в животе, спазмы в дыхательных путях, сниженный тонус мышц ног и т.д.;
- Критика окружающих.
Окружающий мир для тревожного ребенка – враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает новые контакты либо вовсе избегает их. Он ищет защиту и поддержку в значимом близком, часто показывает свою несамостоятельность и беспомощность для привлечения его внимания и получения чувства защищенности.
Безусловно, работа с тревожными детьми сопряжена с некоторыми сложностями и, обычно, занимает довольно длительный период. Специалисты советуют вести работу с тревожным ребенком в следующих направлениях:
- Повышение самооценки.
- Прививание ребенку навыков по управлению собой в конкретных ситуациях, наиболее волнующих его.
- Снятие мышечного напряжения.
Многие специалисты в данной области говорят об особой эффективности в работе с подобными детьми применения методик арт-терапии (от рисования до сказкотерапии) с включением элементов телесно-ориентированной терапии. Совмещение данных методик дает возможность прорабатывать и эмоциональное, и физическое напряжение, прививать навыки регуляции физического и эмоционального состояния.
Рекомендации для родителей тревожного ребенка
- Старайтесь больше общаться с ребенком, рассуждайте и больше объясняйте ему;
- Говорите с ребенком о своих чувствах и эмоциях;
- Старайтесь чаще напоминать ребенку о своей безусловной и безграничной любви к нему – говорите об этом, демонстрируйте это, но не "душите" ребенка этим чувством. Ведь оно у него не должно вызывать смущения либо ощущения, что вы готовы на себя взять и всю ответственность;
- Не нужно предъявлять к ребенку высоких требований, так как то, чего вы ожидаете не должно портить его самооценку и будить сомнения в своих силах;
- Избегайте унижающих достоинство слов;
- Непременно отмечайте успехи ребенка, делитесь ими с остальными членами семьи;
- Постарайтесь свести к минимуму количество замечаний;
- Не нужно насильно заставлять ребенка извиняться за проступки. Здесь не допустимы механические действия «по шаблону», следует попросить его объяснить причину произошедшего и деликатно объяснить, что вы, в связи с этим, чувствуете сами и почему;
- Не стоит пугать его невыполнимыми наказаниями;
- Почаще используйте тактильный контакт, объятия - они позволяют снижать и эмоциональное, и мышечное напряжение;
- Аккуратно и ненавязчиво интересуйтесь всем, что случается в жизни вашего ребенка;
- Тревожный ребенок, обычно, скрытен, осторожно выясняйте причины его тревог и страхов;
- Совместно с ребенком выполняйте упражнения для релаксации. Маленькому ребенку сложно понять - что означает расслабиться. Предложите ему представить какое-то приятное место, к примеру летнюю дачу, рассказывайте друг другу о возникающих ощущениях - как здорово там, как приятно светит солнышко, летают бабочки, поют птички и т.п. Данное упражнение особенно эффективно отходом ко сну;
- Предлагайте свою помощь ребенку, но не нужно делать за него;
- Делитесь с ребенком вашими детскими воспоминаниями, включая страхи, рассказывайте также об актуальных волнениях и проблемах;
- Обращайте внимание ребенка на разницу в его достижениях, сравнивайте успехи прошлые с настоящими, отмечайте его усердие и старания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы психолога родителям детей-инвалидов
Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможно...
Как помочь детям выражать свои эмоции: советы психолога родителям дошкольников.
данный материал - родительское собрание в подготовительной группе ДОУ.Зачем нам вообще нужны эмоции? Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний. Они помогают не только сигнализировать...
Советы психолога родителям по подготовке детей к школе
советы психолога родителям по подговке детей к школе...
Родители и дети — советы психолога
Семья – основная среда обитания ребенка. Здесь он делает первые шаги, начинает говорить и познавать мир. Роль родителей в воспитании ребенка сложно переоценить. Именно они закладывают фундамент ...
Рекомендации "СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
Как известно, родитель рождается вместе с ребенком. Как ребенок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то и родите...
Советы психолога родителям детей с ЗПР, СДВГ, "Шустриков"
Рекомендации родителям по воспитанию детей с особенностями...
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА - РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Как известно, родитель рождается вместе с ребѐнком. Как ребѐнок учится всему в этом мире, так и родитель учится своей новой роли. Но если ребенок имеет особые потребности в своѐм развитии, то и родите...