Как помочь детям выражать свои эмоции: советы психолога родителям дошкольников.
консультация (подготовительная группа) на тему
данный материал - родительское собрание в подготовительной группе ДОУ.
Зачем нам вообще нужны эмоции? Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний. Они помогают не только сигнализировать окружающим о своем состоянии и таким образом воздействовать на них, но и понимать других, детей и взрослых. Эмоциональные процессы являются мощным регулятором поведения ребенка.
Изначально проявления эмоций у ребенка просты и непосредственны. Ребенок младшего дошкольного возраста радуется, когда ему хорошо, грустит, когда ему плохо. В результате роста, развития и социализации ребенок научается сдерживать свои эмоциональные проявления и управлять ими. Таким образом, именно к школе ребенок должен овладеть навыками управления своим эмоциональным состоянием. Однако, научиться управлять своим эмоциональным состоянием ребенок может только в общении и совместной деятельности со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ ЦРР – детский сад № 1 «КОЛОКОЛЬЧИК»
Как помочь детям выражать свои эмоции: советы психолога родителям дошкольников.
Составитель: педагог-психолог Харченко Н.В.
Краснознаменск, 2017.
Цель: создание предпосылок для формирования эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников в семье.
Задачи: просвещение родителей детей старшего дошкольного возраста о целях и задачах целенаправленного формирования навыка выражения собственных эмоций; ознакомление с методами эмоциональной саморегуляции.
Целевая аудитория: родители детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Предварительная работа: групповая консультация «Что такое психологическая готовность к обучению в школе?»
Методы: групповая консультация.
Материалы и оборудование: памятки для родителей.
Структура занятия:
1. Вводная часть – 5-7 минут.
2. Основная часть – 15-20 минут.
3. Заключительная часть – 5 минуты.
Ход занятия
- Уважаемые родители! Здесь собрались родители детей, которые скоро пойдут в школу. Мы уже с вами говорили о том, что такое психологическая готовность к обучению в школе, из каких компонентов она состоит. Сегодня мы с Вами узнаем, что такое эмоциональная саморегуляция и для чего она нужна детям, собирающимся идти в школу.
Зачем нам вообще нужны эмоции? Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний. Они помогают не только сигнализировать окружающим о своем состоянии и таким образом воздействовать на них, но и понимать других, детей и взрослых. Эмоциональные процессы являются мощным регулятором поведения ребенка.
Изначально проявления эмоций у ребенка просты и непосредственны. Ребенок младшего дошкольного возраста радуется, когда ему хорошо, грустит, когда ему плохо. В результате роста, развития и социализации ребенок научается сдерживать свои эмоциональные проявления и управлять ими. Таким образом, именно к школе ребенок должен овладеть навыками управления своим эмоциональным состоянием. Однако, научиться управлять своим эмоциональным состоянием ребенок может только в общении и совместной деятельности со взрослым.
Подводя итог вышесказанному, что же представляет собой эмоциональная саморегуляция?
- представления ребенка собственно об эмоциях, о том, как они проявляются, причинах их возникновения, действиях, совершаемых в определенном эмоциональном состоянии;
- представления детей о разных средствах и способах регулирования своего эмоционального состояния и наличие желания контролировать свои эмоции;
- овладение и самостоятельное применение в поведении и деятельности способов эмоциональной саморегуляции.
- Давайте рассмотрим с Вами, как мы можем дома помогать детям управлять своими эмоциями, какие для этого существуют приемы и методы. Рассмотрим на примере основных эмоций: обида, грусть, злость, страх, радость.
- Поскольку дети лучше понимают наглядное объяснение, то можно использовать следующий способ: надуйте шарик и предложите представить ребенку, что шарик – это и есть ребенок. А воздух внутри – это какая-то эмоция. Если шарик все время надувать и не давать воздуху выхода – то шарик лопнет. Так же и с человеком. Если не давать выхода своим эмоциям – можно и заболеть.
- Предложите ребенку вспомнить все ситуации в которых он испытывал грусть, радость, страх, обиду, злость. Создайте свой «банк» или «копилку» эмоциональных переживаний ребенка, посмотрите, каких эмоций в жизни ребенка больше. Это поможет и ребенку, и вам понять, какие ситуации для ребенка могут быть травматичны, а также сразу проработать алгоритмы поведения в тех или иных ситуациях.
- Одним из способов обозначить и понять свою эмоцию – перенести ее на внешний объект. Попросту говоря, попросите ребенка нарисовать ту эмоцию, которую он испытывает в той или иной ситуации. После того, как ребенок ее нарисует, попросите описать то, что он нарисовал. Спросите его, похоже ли нарисованное на его переживания или хочется что-то добавить или изменить. Как правило, это снимает остроту эмоционального напряжения от того или иного переживания. Но в конце можно предложить ребенку изменить или дорисовать картинку, чтобы она не была такой злой, пугающей, грустной…
- Одной из разрушительных эмоций является злость. В работе с гневом очень удобно использовать вспомогательные предметы: «ворчливый стаканчик» - стаканчик, в который ребенок может говорить все, что захочет в моменты гнева, «коврик-топотун» - коврик, который можно пинать, топтать, бить, когда скопилась агрессивная энергия. Можно использовать боксерскую грушу или придумать аналог для тех же действий. Или предложить ребенку порвать на мелкие кусочки бумагу.
- Поскольку каждый ребенок имеет право на любое чувство, то нужно давать ребенку возможность в этих чувствах побыть. Если, например, ребенку грустно, то он имеет на это право. Но неплохо будет вместе с ребенком составить список того, что может его порадовать. Чем больше будет список, тем лучше. И желательно включать в него не только материальные объекты, но и явления или события, которые могут повысить настроение вашему чаду. Данный список можно украсить совместными усилиями и повесить на видное место, чтобы направлять к нему ребенка, когда у него будет «плохое» настроение.
- Это не полный список способов и приемов, которые могут быть использованы, но если вы начнете с этих, то поможете вашим детям справляться со своими эмоциями эффективнее. Чтобы помочь вам, я подготовила памятку «Средства и способы регуляции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста». Спасибо за внимание.
Памятка: «Средства и способы регуляции эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста» (А.А.Ошкина, И.Г.Цыганкова «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников)
Предметы | Действия | Вид эмоций |
«Ворчливый стаканчик» | Говорить, ворчать, жаловаться | Обида, злость |
«Кричащая трубочка» | Кричать звуки, слова | Обида, злость |
Мягкие подушки | Мять, бросать, скручивать, топтать, прыгать, ударять и т.д | Обида, злость |
Коврик «Ноги топают» | Топать, прыгать, топтать с разной интенсивностью | Обида, злость |
«Мусорное ведро» | Выбрасывать разорванную и скомканную бумагу, на которой нарисована эмоция | Обида, злость |
«Волшебный клубочек» | Наматывать и разматывать нить | Обида, злость |
Набор бумаги разной плотности | Рвать, мять, комкать, рисовать | Обида, злость |
Зеркала | Изображать смешные рожицы | Грусть |
Альбом «Смешные фото» | Рассматривать | Грусть |
Ширма | Уединиться, побыть одному | Грусть |
Темная, светлая ткань | Укрываться, прятаться | Страх |
Страшные маски | Перевоплащаться в страх и действовать от его имени | Страх |
Шкатулка добрых пожеланий | Рисовать, писать, читать, дарить | Радость |
Стихи, загадки, пословицы об эмоциях | Читать, загадывать, изображать, использовать для описания своего настроения | Все эмоции |
Музыкальные записи | Прослушивать, петь, танцевать, определять и соотносить эмоциональное настроение | Все эмоции |
Карандаши, краски, пластилин, цветная бумага | Рисовать, изображать своих эмоции при помощи художественных средств | Все эмоции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-970729-1522685689.jpg)
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника или Как помочь ребенку научиться свои эмоции и эмоции окружающих
В статье представлены теоретические основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Разобраны условия развития эмоций и чувств у дошкольников. Даны практические советы и ряд упражнений для ро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417939-1394561747.jpg)
Семинар-практикум «Как дети выражают свои эмоции»
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети ст...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/04/picture-1077863-1541336074.jpg)
Игры и упражнения на формирование умения дошкольников выражать свои эмоции.
Развитие эмоциональной сферы дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-86489-1678422389.jpg)
Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/17/picture-635202-1573976837.jpg)
Консультация для родителей «Полезные советы психологов родителям дошкольников»
Самая важная задача взрослых, воспитывающих детей, — не только сохранить их физическое и психическое здоровье, но и научиться правильно общаться с ними. Проблемы «трудных» детей впол...