Проект культура и традиции русского народа
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kultura_i_traditsii_russkogo_naroda2022-2023.docx | 33.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников по теме «Культура и традиции русского народа»
Актуальность проекта: В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова безнравственность, без духовность, мы всерьёз задумываемся о том, какие вырастают нынешние дошкольники. Мы думаем, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умение помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и многих взрослых сейчас отсутствуют. Говорят, если доброта, чуткость, добропорядочность, значит - человек состоялся. Но как, какими методами воспитывать в них нравственность? Было решено познакомить детей с русскими народными традициями, чтобы воспитывать на материале истории нашего народа. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
«Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».
Проблема Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры
Цель проекта: Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта
- Формировать знания и представления детей о культуре русского народа;
- Познакомить детей с социальным, культурным и природным разнообразием родного края;
- Формировать представление о родословной, родственных отношениях, расширять представление о семье.
- Развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству, к русским народным подвижным играм;
- Познакомить с историей возникновения ремёсел на Руси, с многообразием народных промыслов.
- Привлечь родителей к сотрудничеству в воспитательно- образовательном процессе, в оказании помощи по созданию в группе предметно – развивающей среды, к активному совместному участию в праздниках, играх.
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Ожидаемые результаты:
- Расширение кругозора детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, народу и любви к родному краю.
- Развитие коммуникативных навыков: уважительное отношение к взрослым, сверстникам, малышам; чувство коллективизма.
- Обогащение словаря детей: потешками, закличками, пословицами, знанием предметов быта, элементов русского костюма и т.д.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Повышение родительской компетенции.
Вид проекта: познавательно-творческий, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год) 2022-2023гг.
Участники проекта: Дети 6 - 7 лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
I. этап реализации проекта.
I. подготовительный этап.
№ | Вид деятельности | Цель деятельности | Сроки выполнения |
1 2 3 4 | Анализ работы по данной проблеме Изучение методических разработок Изучение литературы по данной проблеме. Разработка плана работы с детьми и родителями по работе над проектом. |
Выявить методы, приемы ознакомления дошкольников с культурой и традициями русского народа. | Сентябрь 2022-май 2023 |
II. основной этап.
План работы по осуществлению проекта
Тема: РУССКИЙ БЫТ Задачи: - формировать представления о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре; - познакомить детей с устройством русской избы; изготовить макет русской избы; - познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; - расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук; - воспитывать патриотические чувства Цель деятельности: Ознакомление детей с жилищем русских людей в старину, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках Приобщать детей к истокам русской культуры; расширение знания детей о труде крестьянина, праздниках Пополнение литературного багажа детей Приобщение детей к народному искусству Развитие двигательной активности Образовательная область: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие Формы работы: НОД «История русского быта», «Русская изба», «Горница» - Рассматривание иллюстраций, презентаций на темы: «Старинные предметы домашнего быта», «Традиции русского народа», «Праздники» - НОД: «Посиделки в горнице», «День рождения на Руси», «Что за зернышко такое, не простое – золотое» - Трудовая деятельность по изготовлению атрибутов для колядования - Сюжетно-ролевая игра «День рождения на Руси» - Чтение энциклопедий, рассказ воспитателя о русской избе - «Вечер загадок» (загадки о предметах быта) - Чтение пословиц, поговорок, сказок. - Пение народных мелодий: «Как у наших у ворот», «Ах вы, сени», «Ой встала я ранешенько» и т.д. - Слушанье русских народных мелодий - Конструирование и украшение русской избы - Лепка русского быта - Развлечение «Масленица» - Игра «Взятие снежной крепости» - Русские народные игры Результат: Создание мини- музея «Русского быта»; макет русской избы Тема: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Задачи: -познакомить с народными промыслами: гончарное дело, резьба по дереву, изготовление игрушек; -создание выставки «Вот они, какие-куклы расписные». -воспитывать бережное отношение к народной игрушке. Цель деятельности: Формирование представлений детей о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках Образовательная область: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие Формы работы: НОД «История ложечки», «В гостях у мастеров», «В гостях у Матрешки» - Познавательные беседы « История тряпичной куклы» - Рассматривание познавательного материала, презентаций - Исследовательская деятельность с глиной - Изготовление тряпичных кукол, масок, костюмов - Сюжетно-ролевая игра «Музей» - Трудовая деятельность: вышивка орнаментов русского костюма - Чтение художественной литературы ( рассказов, сказок, стихов) - Рассматривание и составление рассказов по репродукциям картин известных художников. - Декоративное рисование «Павловские платки», «Разноцветная Хохлома», «Гжель» - Лепка « Хохломские мастера», Филимоновская игрушка» - Аппликация из ткани «Жостовский поднос» Подвижные, хороводные игры, игровые упражнения Результат: Выставка «Какие разные куклы» Мини - музей « Город мастеров»; коллекции Тема: МАЛЫЕ ФОЛЬКЛОРНЫЕ ФОРМЫ: ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ. Задачи: -познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками -разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение; -вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной жизни, в нужных ситуациях. Цель деятельности: Развитие познавательной активности Развитие эстетических чувств, эмоций, переживаний; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности Образовательная область: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие Формы работы: -Познавательные беседы о народных пословицах, поговорках - Рассматривание иллюстративного познавательного материала - Наблюдения в природе - Театрализованная деятельность (обыгрывание поговорок, пословиц) - Игровая деятельность: эмоциональны, дидактические, сюжетно-ролевые игры - Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек -Рассматривание и составление рассказов по иллюстрациям художников изображенным к малым фольклорным формам - Придумывание рассказов по пословицам - Разучивание, инсценирование попевок, закличек - Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам) - Развлечение с использованием народных потешек, загадок, игр, прибауток Результат: Тематические альбомы малых фольклорных форм Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Задачи: -познакомить с русскими народными подвижными играми; -вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные подвижные игры; -воспитывать чувство коллективизма. Цель деятельности: Развивать познавательный интерес к русским народным подвижным играм Привлекать детей к созданию развивающей среды Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах и событиях Воспитывать интерес к народному творчеству, к культурному прошлому родного народа Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности Образовательная область: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие Формы работы: Познавательные беседы, презентации «История народных подвижных игр» - Просмотр видеофильмов «Игры наших предков» - Изготовление атрибутов для народных подвижных, хороводных игр - Изготовление оборудования и атрибутов для оформления участка - Разыгрывание игр «Плетень», «Ярмарка», «Народные гулянья» - Чтение и разучивание хороводов, слов к играм, считалок -Рассматривание иллюстраций известных художников «Массовые гулянья», «Масленица» и др. - Слушанье музыкальных произведений ( песенок, закличек, хороводов) - Игры на музыкальных инструментах - Рисование «Моя любимая игра», «Мои впечатления от игры» - Игры –хороводы - Досуг «Русские игрища» Результат: Картотека народных подвижных игр; оборудование участка в народном стиле Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. Задачи: -познакомить с многообразием русских народных сказок; -научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами, выражением лица и глаз; -развивать чувство юмора; -вызвать интерес к театрализованным представлениям Цель деятельности: Развитие познавательной активности детей. Образовательная область: Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие Формы работы: Рассматривание иллюстративного материала, репродукций к русским народным сказкам - Беседы, просмотр материала познавательного характера - Экскурсии в сельскую библиотеку «Сказочные странички» - Сюжетно-ролевые игры «Театр», «Библиотека» - Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых, театрализованных игр - Театрализованная деятельность: обыгрывание сказок, этюдов - Эмоциональные игры: «Изобрази страшного зверя», «Покажи движениями» и др. - Чтение художественной литературы (сказок, небылиц, былин) - Разучивание игровых диалогов, попевок, закличек - Самостоятельное составление сказок. - Рисование «Добрые сказочные герои», «Злые сказочные герои» - Лепка «Карусель» ( по сюжетным небылицам) -Слушанье музыкальных произведений; игры на музыкальных инструментах Разные виды игры Результат: Выставка «Комната сказок»; показ театра Работа с семьей Цель: Вовлечь родителей в воспитательно- образовательный процесс через знакомство с культурой родного народа. Знакомство родителей с народными календарными праздниками, обычаями, традициями. Развитие собственных традиций в совместной творческой деятельности Формы работы: оформление наглядной информации для родителей в родительском уголке по устному народному творчеству. - Проведение родительских собраний на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно - прикладное творчество»; «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте». - Беседа за круглым столом: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре». - Проведение консультаций для родителей: «Народные игры», «Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом», «Русские народные праздники», « Из истории русского народного костюма», «Русская народная игрушка» др. - Участие родителей в экскурсиях и целевых прогулок: в библиотеку; к известным памятным местам; в сельский клуб. - Совместные посиделки с родителями и детьми: «Я – семья – род – народ», «Русская народная песня» (колыбельная, частушки), «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Без примет ходу нет (народные приметы). - Участие в подготовке и проведении праздников: «Масленица», «Рождество», «Пасха» и др. - Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества. - Практические занятия по изготовлению театров, оборудования для игр на участке. -Участие в совместной проектной деятельности - Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками» III. заключительный этап Цель: Выявить уровень сформированности знаний воспитанников о предметах народного быта, русских народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества. Обобщение опыта работы по приобщению детей дошкольного возраста истокам национальной культуры и традициям русского народа Вид деятельности: Педагогический мониторинг Презентация проекта по приобщению детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и традициям русского народа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Культура и традиции Русского народа»
для детей старшей группы...
Проект "Культура и традиции русского народа"
Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....
Проект "Культура и традиции русского народа"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать...
Проект Культура и традиции русского народа
Цель проекта: Познакомить детей с традициями усскогонарода....
проект "Культура и традиции русского народа"
Проект в подготовительной группе "Культура и традиции русского народа"...
Образовательный проект "Культура и традиции русского народа" (подготовительная группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТАВ наше время мало внимания уделяется искусству и народным традициям.Народное искусство поднимает темы большого содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает...
Проект "Культура и традиции русского народа"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимания культурно...