ДЕТИ ОВЗ
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Выполнила: Лаврикова Е.С.
Кто такие дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья)
В связи с последними событиями, которые задели мое сердечко, хотелось бы рассказать, кто такие дети с ОВЗ, рассказать про причины возникновения нарушений, а также, про возможность обучения детей с ОВЗ.
Это статья направлена на родителей детей с нормой развития, на будущих родителей, на специалистов общеобразовательных садов и школ, на детей с нормой развития.
По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП):
-дети – инвалиды
Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
Статус инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы.
- Дети с ОВЗ
Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) — это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого -медико -педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий.
Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ»
Различают следующие категории детей с ОВЗ:
1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталость разной степени)
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6. Дети с нарушением опорно — двигательного аппарата (ДЦП)
7. Дети с нарушением эмоционально — волевой сферы (расстройство аутистического спектра)
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП).
Категория «Обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК.
В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ — это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. При у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
И не каждому ребенку — инвалиду требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно, он не имеет статус ребенка с ОВЗ.
Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус — инвалид и статус ребенка с ОВЗ.
Причины возникновения нарушений:
— Эндогенные — генетические, наследственные (болезнь Дауна, синдром Тернера и тп)
— Экзогенные — факторы среды:
* Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания),
* Родовые (натальные) факторы (асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды),
* Послеродовые (постнатальные) факторы (черепно- мозговые травмы, инфекционные заболевания, интоксикации, воздействие запрещенных препаратов, а так же никотина и алкоголя).
Обучение детей с ОВЗ
Формы обучения детей с ОВЗ:
— в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
— в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,
— в коррекционном саду или коррекционной школе,
— надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),
— семейное образование.
ФГОС — это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образования.
В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:
начальное — с 1 по 4 классы;
основное — с 5 по 9 классы;
среднее общее — с 10 по 11 классы;
образования детей с ОВЗ.
Для ДОО существует ФГОС дошкольного образования.
Если ребенок с ОВЗ обучается в общеобразовательной группе или в общеобразовательном классе, для него создают:
АОП (Адаптированную образовательную программу для конкретного ребенка),
АООП (Адаптированную основную образовательную программу, которая пишется на уровень образования — например, младшее звено),
ИУП (Индивидуальный учебный план, разрабатывающийся с учетом потребностей конкретного ребенка),
СИПР (Специальную индивидуальную программу развития, разрабатывается для ребенка, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой).
Перед поступлением в школу ребенок с ОВЗ проходит Психолого-медико -педагогическую комиссию. По рекомендации ПМПК ребенок с ОВЗ может пойти в школу с 8 лет.
ПМПК в зависимости от тяжести нарушения предлагает обучение по одному из четырех вариантов:
1. Если ребенок близок к возрастной норме и может усваивать общеобразовательную программу,
2. Если ребенок может усваивать общеобразовательную программу, но ему необходимо больше времени на усвоение,
3 Ребенок может учится, но не сможет усвоить весь материал доже за больший срок,
4. У ребенка индивидуальный уровень конечных результатов (дети с УО или с множественными нарушениями).
Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школе или саду, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК (педагог — психолог, учитель — дефектолог, логопед).
После окончания начальной школы ребенок снова проходит ПМПК. Возможные варианты развития событий:
— диагноз снимают,
— диагноз продляют,
— диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.
Если в конце обучения ребенок с ОВЗ не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении и может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям.
Если ребенок с ОВЗ получает аттестат, то он может пойти в среднее или высшее учебное заведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья
Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....