Воспитание семейных ценностей у современного ребенка
презентация

Ступакова Валентина Ивановна

Перемены, происходящие в нашей стране, затронули не только социально-экономическую, но и духовно-нравственную сферу жизни общества.  На первый план выдвигается проблема социализации личности человека,т.е. усвоение с раннего возраста социальных норм, традиций семьи, общества и государства. Задача педагогов ДОУ  на этом этапе - помочь воспитанникам и их родителям в осознании и формировании ценностей семьи. Необходимо объединить усилия семьи и ДОУ в достижении одной цели: становление духовно-нравственной личности. Материал может быть использован в качестве консультации для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА » Подготовила: Ступакова В.И., ст. воспитатель ГБДОУ№85 Приморского района СПб - 2023

Слайд 2

Актуальность данной темы в современных условиях связана с тем, ч то само общество находится на переходном этапе развития. В обновлении современного общества на первый план выдвигается проблема социализации личности человека, т. е. усвоение им с раннего возраста ценностей общества , в котором ему предстоит жить. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, на сколько успешным оказался его ранний социальный опыт. Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм . Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру, новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь. Нередко, окружающие ребенка взрослые недооценивают возможность этого возрастного периода в развитии ребенка, рассматривая его как подготовительный к будущей «настоящей» жизни .

Слайд 3

Первые, сколько-нибудь серьезные требования к ребенку в плане овладения им социальными нормами предъявляются в школе, поэтому родители зачастую не ставят перед собой задачи социального развития дошкольника, оно прочно занимает в их сознании второстепенное место. Приоритет отдается их умственному развитию, обучению, подготовке к школе , а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются * первые стереотипы социального поведения, * формируется индивидуальный стиль поведения человека, * вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, * складывается характер. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается на протяжении всей его жизни.

Слайд 4

Социализация человека осуществляется в социальной среде которая его окружает ( семья, школа, работа, друзья, сверстники и т.д.). Младший школьный возраст является наиболее чувствительным для успешной положительной социализации личности. Ребенок этого возраста начинает сознательно, усваивать ценности, социальные роли, правила и нормы общества, представителем которого он является. Социализация детей старшего дошкольного возраста - специально организованный процесс, направленный на усвоение ребенком образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, умений, навыков, которые позволяют им в дальнейшем успешно функционировать в обществе .

Слайд 5

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ФГОС ДО Основные принципы дошкольного образования: Пункт 1.4. Сотрудничество Организации с семьей; 6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Слайд 6

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ : 2. ФОП ДО позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. 5) сотрудничество ДОО с семьей; 6 ) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства ; К КОНЦУ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА - ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ; - ребенок способен к осуществлению социальной навигации как ориентации в социуме и соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;

Слайд 7

ФОП ДО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТЬ «СЕМЬЯ»: - воспитание уважения к своей семье , своему городу, родному краю, своей стране; - владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения ; расширение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: взаимные чувства, правила общения в семье, значимые и памятные события, досуг семьи, семейный бюджет.

Слайд 8

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Что ценит человек? То, что связано с его внутренней духовно- нравственной сферой. К чему стремится? К истине, добру и справедливости Семья – важнейший институт социализации детей. Она –первое и основное звено, которое связывает ребёнка с окружающей средой. Она позволяет открывать ребёнку мир, во всём его многообразии, ярко проявлять свои интеллектуальные возможности, обеспечивает осознание ребёнком своей гендерной принадлежности . Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников.

Слайд 9

. Се мья и семейные ценности должны ассоциироваться у ребенка с теплом, уютом, пониманием, уважением, любовью . В современном мире человек то и дело преодолевает разнообразные трудности, проходит через всевозможные испытания. Выстоять в этой жизненной буре в одиночку практически невозможно. А родной дом с близкими людьми – это такое место, где поддержат и помогут, где можно передохнуть и набраться сил. Семья – это фундамент, который является основой всей человеческой жизни.

Слайд 10

Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций. Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка . Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему». Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

Слайд 11

С емейные ритуалы в большинстве своем несут радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, уверенность в будущем. Семейные традиции: • позволяют ребёнку ощущать стабильность жизненного уклада «при любой погоде»; • дают ему чувство защищенности; • настраивают ребёнка на оптимизм и позитивное восприятие жизни; • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям; • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью . Семейная традиция - повторяющееся событие, которое должно быть для ребёнка ярким, позитивным, запоминающимся, возможно тогда её будут придерживаться дети и внуки! — Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Какими же могут быть семейные традиции?

Слайд 12

Какими могут быть семейные традиции? * С емейный обед или ужин по выходным, где проявляются кулинарные таланты кого-нибудь из членов семьи. * Самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка , это… действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье «было не принято отмечать дни рождения». * Составление генеалогического древа вместе с ребенком или сбор какой-нибудь коллекции ! Главное — почувствовать, что это действительно приносит радость всем членам семьи. * Ежегодная поездка всей семьей к морю или за город —на пикник. Во время таких поездок семья еще больше сближается. * Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а дома, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. * Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни — давняя хорошая традиция (обсуждение совместного отдыха, выходного дня, совместных покупок) * Ежедневное чтение ребёнку на ночь , каждая книга должна учить ребёнка, воспитывать его.

Слайд 13

* Домашние обязанности всех членов семьи - уборка, раскладывание вещей по местам, таким образом ребенок с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе. * Совместные игры с детьми - в таких играх принимают участие и взрослые, и дети. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой. * Совместные прогулки, походы в театры, на выставки, поездки в путешествия - эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной . *Квесты по случаю дня рождения - каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку. *Сказка на ночь - не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное. КАК СОЗДАТЬ СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ? (ОБСУЖДЕНИЕ)

Слайд 14

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОССИИ чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Во-первых , важным правилом для каждого человека было знание своей родословной , притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Во-вторых , исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях . Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения . В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников: дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

Слайд 15

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РОССИИ В-четвертых , называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван. В-пятых , важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. В-шестых , ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В-седьмых , на Руси существовали профессиональные династии (пекари, военные, сапожники, врачи, священники и др ). Вырастая, сын продолжал дело отца, и так далее . В-восьмых , важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви , и крещение младенцев .

Слайд 16

МЕРОПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ 1. Семейные художественно – творческие проекты: «Герб семьи» «Генеалогическое древо семьи» «Самый счастливый день нашей семьи» «Мой ребёнок с самых пелёнок» «Маленькие открытия в моей большой семье» 2. Выставки семейного творчества: «Моя мама – рукодельница» «Папа может всё что угодно…» «Чудеса для детей из ненужных вещей» «Новогодний переполох» «Любимые книги моей семьи» «Пасхальные чудеса»

Слайд 17

3. Мини – выставки семейных реликвий: «Еще идут старинные часы» «Елочные игрушки наших мам и пап» «Тайны старого чердака» «Игрушки детства моих родителей» 4. Фотоколлажи: «Моя семья – будни и праздники» «Родные, близкие, любимые…» «Здоровый ребенок в здоровой семье» «Читаем всей семьей» 5. Презентации: «Полезное блюдо моей семьи» «Профессии моей семьи» «Как мы летом отдыхали»

Слайд 18

6. Акции «Зеленые тропинки» (благоустройство и оформление участков); «Бессмертный полк»; «Знает вся моя семья, знаю правила и я» (о правилах безопасного поведения на улицах города); Тематические занятия и беседы с детьми: «Моя семья» «Наши семейные традиции» «Профессии моих родителей» «Что значат наши имена» «Папа, мама, я – дружная семья»

Слайд 19

Как никогда актуальны слова В.А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, Общими усилиями, педагоги могут дать детям Большое человеческое счастье» Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, закрепленная нормативными документами. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность .

Слайд 20

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХОВ В РАБОТЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОВМЕСТНОМУ ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности в современном обществе

Новое время, новые ритмыСемейные ценности  это то, что важно, ценно (тавтология, но иначе никак!), уважаемо всеми членами семьи, общее поле их интересов. Для большинства семейные ценности приблиз...

Родительское собрание "Семейные ценности в современном обществе"

Родительское собрание"Семейные ценности в современном обществе"...

Семейные ценности в современной Российской Федерации

Традиционные ценности - это важнейшая нравственная опора, залог успешного развития государства...

,,Значение воспитания семейных ценностей в становлении личности ребенка дошкольного возраста"

статья.Воспитание детей-это одна из самых важных задач, стоящих перед родителями. Особенно важно формирование семейных ценностей в раннем, когда личность ребенка только начинает формироваться....

Семейные ценности в современном обществе

quot;Семейные ценности в современном обществе"...

Доклад на тему : « Воспитание семейных ценностей, как одна из важнейших составляющих воспитания личности».

Цели:• повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;• привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с се...