Различные формы совместной деятельности педагога и детей |
Работа в книжном уголке Воспитатель готовит выставку, экспонатами которой являются книги со стихами и сказками Пушкина в различных изданиях, с красочными иллюстрациями. Будет замечательно, если одна и та же сказка будет представлена в книгах разных издательств. Кроме того, на выставке должны присутствовать репродукции портретов Пушкина: О.А. Кипренский. «Портрет Пушкина», В.А. Тропинин. «Портрет А.С. Пушкина», П.Ф. Соколов. «Портрет Пушкина», Ю.В. Иванов. «Саша Пушкин, лицеист». а также портрета юного Саши Пушкина работы С.Г. Чирикова (лицейского учителя рисования и гувернёра), и известных автопортретов А.С. Пушкина (например, автопортрет, исполненный в период ссылки в Михайловское, и автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой). На выставке в книжном уголке могут быть представлены репродукции картин: И.Е. Репин. «Пушкин в Царском Селе», И. К. Айвазовский. «Пушкин на берегу Черного моря», И.К. Айвазовский и И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем» («Прощай, свободная стихия …», Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина)», Б.В. Щербаков «Пушкин в Петербурге». В процессе бесед с детьми в книжном уголке воспитатель привлекает их внимание к разнообразным иллюстрациям к стихам и сказкам Пушкина. Воспитатель беседует с детьми о том, как с помощью различных изобразительных приемов художники постарались отобразить характеры героев Пушкина, или описанную в его стихах природу. Воспитатель побуждает детей попробовать “разглядеть” в портретах Пушкина черты характера поэта, рассуждает вместе с ними о том, какими средствами художники попытались передать эти качества Пушкина. При изучении темы «Москва – город Пушкина» в книжном уголке должны быть представлены фотоиллюстрации пушкинских мест Москвы: Пушкинская площадь, памятник Пушкину, перспектива Пушкинской улицы, театра имени Пушкина, метро “Пушкинская”, дом-музей Пушкина на Арбате, где была квартира Пушкина в 1831 году. Могут быть представлены также картины художников того времени, на которых изображена Москва такой, какой ее видел Пушкин: например, гравюра Г. Лори “Подновинкое предместье в Москве”, гравюра А.В. Жоли “Вид Каменного моста от Кремля”, акварель И.Ф.Э. Гертнера “Внутренний вид Кремля”. Важно, чтобы ребята прониклись московской атмосферой того времени, когда здесь жил Пушкин. |
Рассказ воспитателя Тема: “Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина” Цели: Обучающие: - познакомить детей с творчеством А.С.Пушкина, фактами его биографии;
- объяснить, почему А.С. Пушкина называют “народным поэтом”, рассказать о его роли в умножении богатств русского языка;
- учить детей понимать красоту и силу русского языка, учить их применять в речи образные выражения, говорить красочно, использовать крылатые фразы, русские пословицы и поговорки;
- объяснить этимологию устаревших слов, встречающихся в стихах Пушкина, объяснить, почему поэт использовал именно их.
Воспитательные: воспитывать у детей: - интерес и любовь к творчеству Пушкина, любовь к поэзии;
- чувство прекрасного, умение ценить и понимать поэзию;
- лучшие человеческие качества – гордость, патриотизм, честность, доброту, на примере А.С.Пушкина, его любви к Родине и свободе, его верности своим друзьям и своим принципам.
Развивающие: - приобщать детей к богатствам русского языка, упражнять их в подборе определений, описывающих тот или иной предмет; в употреблении синонимов; в образовании глагольных форм;
- развивать в них интерес к поэзии, чувство рифмы и стихотворного ритма;
- упражнять детей в подборе рифм к различным словам, развивать фонематический слух.
Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Рассматривание иллюстраций к сказкам и стихам Пушкина 2-я часть. Чтение стихов Пушкина, «узнавание» детьми уже известных им стихов, посвященных временам года. 3-я часть. Дидактическая игра «Скажи по-другому» - подбор синонимов к различным словам из стихов Пушкина, например «мгла», «обветшалая», «лачужка», «брег», «багрец», «вешний», «унылый», «блещут», «дань», «келья». 4-я часть. Народные русские сказки – в них А.С. Пушкин находил вдохновение для своих сказок и стихов. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Александр Сергеевич о русских сказках. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (из записок И.И. Пущина). Воспитатель предлагает детям найти аналогии, сходства в сказках Пушкина и народных сказках. 5-я часть. Биографические сведения (см. материалы «В помощь воспитателю» в конце данного тематического блока).
Тема № 2: “Пушкинские места Москвы” Цели: Обучающие: Познакомить детей с пушкинскими местами столицы, объяснить, почему их называют пушкинскими. Рассказать об А.С. Пушкине, как о москвиче, о его любви к Москве. Воспитательные: воспитывать в детях любовь к родному городу, чувство патриотизма, используя как яркий пример патриотические чувства А.С. Пушкина. Развивающие: приобщать детей к богатствам русского языка, упражнять их в употреблении синонимов, подборе определений, описывающих тот или иной предмет, в образовании глагольных форм. Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Рассматривание репродукций картин, на которых изображена Москва пушкинского времени – конца XVIII – начала XIX веков. Обсуждаем, какие архитектурные достопримечательности сохранились в сегодняшней Москве с тех времён. 2-я часть. Пушкин гордился тем, что его родина - Москва. “Пушкин был родовой москвич, - писал друг поэта, П.А.Вяземский. - Нет сомнения, что первым зародышам дарования своего, кроме благодати свыше, он обязан был окружавшей его атмосфере, благоприятно проникнутой тогдашней московской жизнию”. Пушкин помнил старую Москву своего детства, хранившую вольный дух 18 века, когда “...невинные странности москвичей были признаком их независимости. Они жили по-своему, забавлялись, как хотели, мало заботясь о мнении ближнего...” (“Путешествие из Москвы в Петербург”, 1833). Много позже, когда Пушкин жил в Петербурге, бывал при дворе русского царя, с любовью и грустью вспоминал он эту вольную, искреннюю, милую московскую жизнь, которая так отличалась от лицемерных, искусственных придворных нравов. Всегда, возвращаясь в Москву, Пушкин испытывал чувство небывалой радости, в нем вновь оживала любовь к древнему и прекрасному городу детства. В 1826 году, после 15-летнего отсутствия, Пушкин возвратился в Москву. Ах, братцы! Как я был доволен, Когда церквей и колоколен, Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг! “Евгений Онегин”, глава 7 3-я часть. Детские годы, проведенные в Москве, сделали очень много для становления Пушкина как поэта. Древний Кремль, московские улицы, а также подмосковное имение бабушки - поместье Захарово - делали русскую историю особенно живой для Пушкина. Пушкин всегда ощущал свою кровную связь с Отечеством, с древними корнями; а особую связь чувствовал поэт с сердцем Родины - с Москвой. Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва!.. Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! 4-я часть. Пушкинские места Москвы. Москва всегда вызывала в сердце поэта светлые, радостные чувства. И сама столица всегда помнит и почитает своего великого сына. В честь А.С.Пушкина в Москве названы Пушкинская площадь, на которой находится памятник поэту, Пушкинская улица, театр имени Пушкина, Пушкинский музей. Они названы так в знак любви и уважения народа к своему великому, по-настоящему народному поэту, стихи и сказки которого любил и любит весь народ – и богачи, и бедняки, и малыши и взрослые люди. |
Ситуативные задачи Толкование смысла слов, которые мы можем встретить в стихах Пушкина: ветхая – разрушающаяся или пришедшая в негодность от времени, употребления, от старости, дряхлый; невод – сеть для ловли рыбы (образовано от слова «вода», в которой ловили рыбу, и приставки «не» - древние славяне считали, что такая приставка поможет не отпугнуть от сети рыбу, покажет, что сеть не опасна для них); рать – войско, армия (от древнерусского «рать» - битва, война или войско, военный отряд); гонец – тот, кто послан со срочным поручением, известием (произошло от слова «гонять», «гнать», то есть торопиться, спешить); тужить – грустить, печалиться (произошло от слов «туго», «тяжело», «тяжко»); неведомые – неизвестные, незнакомые (от древнерусского «ведать» - знать, «неведомый» - незнакомый, тот, о котором никто не знает); темница – тюрьма (от слова «темнота», «тьма», которое впоследствии преобразовалось в «тюрьма»; темница – тёмное помещение без окон, в которое помещали в наказание); затейница – выдумщица (от слова «затея» - задумка, выдумка, замысел, намерение); лукоморье – старинное русское название морского залива, бухты (происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского берега». В восточнославянской мифологии Лукоморье – заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо – ось мира). |
Викторина «Сказки Пушкина» Мы приводим подробный перечень вопросов по «Сказке о золотом петушке», по аналогии вопросы можно составить и по другим сказкам и использовать их во время разнообразных досуговых мероприятий, конкурсов, развлечений и праздников - О герое какой сказки Пушкина эта загадка: «С зарей встаёт, на дворе поёт.
На голове гребешок. Кто же это?» - Как звали царя из «Сказки о золотом петушке»?
- Как вёл себя царь Дадон с соседними царствами, пока был молод?
- А как стали поступать соседи, когда царь состарился и не смог воевать?
- К кому Дадон обратился с просьбой о помощи?
- Что пообещал Дадон мудрецу-звездочету за оказанную услугу?
- Какими словами золотой петушок будил царя Дадона в случае опасности?
- Что потребовал мудрец от Дадона?
- Как поступил Дадон с мудрецом?
- «Сказка о золотом петушке» заканчивается словами:
«Сказка – ложь, да в ней намёк – Добрым молодцам урок!» Какой добрый урок мы можем вынести из этой сказки? - Какой из русских пословиц можно выразить мораль этой сказки: «Нет худа без добра», «Как аукнется, так и откликнется», «Долг платежом красен»?
- К какой из сказок Пушкина подходит эта музыка? (Используется фрагмент вступления к опере «Садко» Н.Римского-Корсакова “Океан-море синее”)
- Где жили старик со старухой? Как называлось их жилище?
- Как вы объясните значение слова «землянка»?
- Какой из русских пословиц можно выразить мораль этой сказки: “Алчешь чужого - потеряешь все”, “Дай с ноготок, запросит с локоток”, “Только ума на деньги не купить”?
- Из какой сказки эти слова «Остаться у разбитого корыта»? Что означает эта фраза?
- Какая сказка Пушкина о том, что черная зависть и злоба были наказаны, а доброта вознаграждена?
- Мораль этой сказки, так же, как и других сказок Пушкина, можно выразить одной из русских пословиц. Какая из пословиц подойдет для этого больше: “Не рой другому яму - сам в нее попадешь”, “Нет худа без добра”, “Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает”, Как вы думаете, какая из пословиц лучше выражает смысл этой сказки?
|
Игра Сюжетно-ролевые игры “Мы пришли в театр” Цели: приобщать детей к коллективной театральной деятельности, развивать их артистические способности. Развивать в детях самостоятельность (распределение ролей), умение идти на компромиссы, уступчивость по отношению друг к другу, лояльность. “В стране Лукоморье” Цели: закрепить у детей знание сказок Пушкина, упражнять их в нахождении аналогий между сказками Пушкина и народным творчеством - сказками, пословицами, поговорками. Развивать творчество и артистизм детей. “Экскурсия по Москве”Цели: Закрепить с детьми профессиональные действия экскурсовода. Дать возможность всем желающим побывать экскурсоводом, чтобы рассказать об особенно памятных местах столицы. Развивать речь детей, умение составлять рассказ, упражнять в составлении рассказа по картине (фотоиллюстрации) В качестве разновидности этой игры можно организовать с детьми игру “Путешествие в старую Москву времен Пушкина”, в которой в качестве наглядных пособий используются виды старой Москвы. Сюжетно-дидактическая игра “Сказочники-затейники” Устраиваем веселое соревнование: кто больше вспомнит русских народных сказок. Напомнить детям, что А.С.Пушкин очень любил народные сказки, которые ему рассказывала его няня Арина Родионовна. Вспомнив строки Пушкина “Спой мне песню, как синица тихо за морем жила...” сочиняем все вместе свою сказку. Цель: развивать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Развивать любовь к народному творчеству, желание участвовать в нем. Театрализованные игры по мотивам сказок Пушкина Воспитатель предлагает детям разыграть различные сценки из сказок Пушкина, обращая внимание на эмоциональное состояние героев сказок, чувства, которые они испытывают в той или иной ситуации: например, ткачиха и повариха на царском пиру, царица и Гвидон в бочке, Гвидон спасает Царевну-лебедь, царь Салтан разговаривает с корабельщиками, встреча царя Салтана с царицей; злая царица перед зеркальцем, разговор королевича Елисея с Ветром, разговор царевны с семью богатырями; старик и старуха перед землянкой, старуха – столбовая дворянка и старуха – царица, разговоры старика с золотой рыбкой и др. Дидактические речевые игры Игра «Найди рифму» (разновидность – «Вспомни рифму») Цель: развивать речевой слух, формировать умение подбирать (вспоминать) рифмы. Возможный подбор слов к игре «Найди рифму» Ложка – кошка, плошка, мошка, картошка. Совет – ответ, привет. Майка – гайка, зайка, зазнайка. Палка – галка, скалка, скакалка. Кот – бегемот, кашалот. Кружка – подружка, клюшка. Крыльцо – кольцо. Березы – розы, мимозы, занозы. Осина – кручина, перина, пучина. Осины – апельсины. Град – виноград, шоколад, мармелад. Белка – безделка, тарелка, стрелка. Дворец – молодец, удалец Чудо – откуда, блюдо, зануда. Возможные пары слов к игре «Вспомни рифму» (на примере «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях») Проходит – сводит. Молодица – царица. Шутила – говорила. Слово – готово. Милее – белее. Стекло – назло. Гневной – царевной. Локти – когти. Молодая – блуждая. Румяный – названый. Диво – красиво. Девица – сестрица. Отдыхать – кровать. Девицу – светлицу. Погулять – пострелять. Наливное – золотое. В игре «Вспомни рифму» можно не только называть слова, но зачитывать двустишия, делая в конце паузу для окончания рифмы детьми. |
Игра «Пропавшие слова» Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу стихотворного текста, учитывая рифмы и содержание текста. Ход игры: Воспитатель зачитывает отрывки из сказок Пушкина, делая паузы и пропуская слова. Задача детей – восстановить пропущенные воспитателем слова. |
«Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом _____________, Жил-был ________ царь Дадон. С молоду был ________ он И соседям то и дело Наносил _________ ________». | «Посади ты эту птицу, — Молвил он царю, — _________; Петушок мой _________ Будет ________ сторож твой» |
«Наконец и в путь обратный Со своею силой _________ И с девицей ___________ Царь __________ домой». | «Жил старик со своею ________ У самого ___________ моря; Они жили в ветхой __________ Ровно _______ ___ и три года». |
«Дурачина ты, _____________! Не умел ты взять _____ с рыбки! Хоть бы взял ты с нее _________, Наше-то совсем _____________». «Три девицы под ___________ Пряли поздно ____________. «Кабы я была ___________, — Говорит ________ девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я __________». | Старичок отправился к _______, (Почернело _________ море.) Стал он кликать ________ рыбку. Приплыла к нему _______, спросила: «Чего тебе ________, старче?» Ей с поклоном __________ отвечает: «Смилуйся, ___________ рыбка! Опять моя ___________ бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною __________». |
«Вот открыл царевич очи; Отрясая грезы __________ . И дивясь, перед собой Видит _________ он большой, Стены с частыми __________, И за белыми ___________ Блещут маковки ___________ И святых _______________». | В синем небе звезды __________, В синем море __________ хлещут; Туча по небу _________, Бочка по _________ плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней __________; И растет _________ там Не по дням, а по __________. |
«Белка песенки _________ И орешки всё ___________, А орешки не ___________, Всё ____________ золотые, Ядра — чистый ___________; Вот что чудом-то _________». | Ветер весело шумит, Судно весело ____________ Мимо острова _________, К царству славного __________, И желанная ____________ Вот уж издали ___________. |
Игра «Что означает это слово?» Цель: развивать умение понимать точный смысл слова. Ход игры. Воспитатель просит детей объяснить, что означают отдельные слова из сказок Пушкина, обосновав своё мнение: Светлица, светёлка – светлая комната с большим окошком. Терем – богатый дом, сложенный из брёвен или камня, из двух или более этажей. Палаты – большой, роскошный дом, дворец, как правило, построенный из камня. Горесть – печаль, горе Ступай – иди. Взывать – звать, говорить, обращаться, спрашивать. Престол – трон правителя страны Стольный город – столица, город, в котором находится престол правителя Удалец – удалой, ловкий, смелый человек Привальный (остров) – место, где можно устроить привал, отдохнуть в пути. Окриветь – стать кривым, ослепнуть на один глаз.
Игра «Скажи по-другому» Цель: учить находить слова, близкие по смыслу; развивать умение применять в речи образные выражения для точного выражения своей мысли. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать синонимы к словам из сказок Пушкина, назвать по-другому то, что обозначают эти слова. Возможные слова для подбора синонимов: Стремглав – быстро, стремительно Благодарствую – спасибо, благодарю Буйный – сильный, буйный, неистовый, неудержимый. Зарыдал – громко, горько заплакал, завыл, заревел. Милее – дороже, красивее, желаннее, прекраснее. Тоска – уныние, печаль, хандра, депрессия. Вопрошать – спрашивать, задавать вопрос. Корабельщик – человек, построивший корабль или плывущий на корабле, мореплаватель, моряк, мореход. Диковинка – диво, чудо, невидаль. Изумился – удивился, поразился, диву дался. Молвить – говорить, сказать, произнести, вымолвить, изречь. Строительные игры “Терема и дворцы, которые золотая рыбка строила для спесивой старухи” «Дворец золотой рыбки» Цели: развивать навыки коллективно-групповой работы; учить детей распределять работу между собой и каждому отвечать за свой участок работы; учить строить по замыслу (по представлению) и по чертежу (по рисунку) сообразно с поставленной целью; развивать конструктивное мышление детей. Дети строят из различных видов деревянных конструкторов богатый крестьянский дом, боярский терем, царский дворец. А вот для создания дворца золотой рыбки можно организовать конструирование из влажного песка с использованием деревянных пластин для укрепления построек. |
Беседа Тема № 1. ”Природа и люди в стихах Пушкина” Вопросы к беседе: - Послушай стихотворение Пушкина “Зимний вечер”. Как по-другому можно назвать это стихотворение?
- Почему Пушкин сравнивает бурю со зверем и с плачем ребенка?
- Подходит ли к этому стихотворению пословица “Сядем рядком да поговорим ладком”?
- К кому так ласково в стихотворении обращается А.С.Пушкин? Почему он так любил свою няню Арину Родионовну?
- В стихотворении есть такие строки: ”Спой мне песню, как синица тихо за морем жила...” Придумай волшебную сказку об этой синице.
- Вспомни стихотворение “Зима! Крестьянин, торжествуя...” Как ты понимаешь слова “кибитка”, “ямщик”, “дворовый мальчик”?
- Как понимать выражение “Летит кибитка удалая”?
Тема № 2: “Любимые сказки Пушкина” Вопросы к беседе: - Какие ты знаешь сказки А.С.Пушкина?
- Какая из сказок понравилась тебе больше всего?
- Назови героев, действующих лиц этой сказки.
- Какой из героев тебе понравился больше всех?
- Какие его качества ты хотел бы иметь в своем характере?
- А какой из героев вызывает наименьшую симпатию? Почему? Какие черты его характера ты назвал бы отрицательными?
- А.С.Пушкин говорил: ”Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!” Какой намек, какая мораль заключается для нас в этой сказке?
- Ты запомнил какие-нибудь выразительные моменты, обороты речи, которые Пушкин использовал в своей сказке? Назови их.
- Подумай, к какой из сказок больше всего подходит русская пословица “Дай с ноготок, запросит с локоток”, или “Кто чужого желает, тот скоро свое потеряет”.
- А моралью какой сказки могут стать пословицы “Правду как ни прячь, она наружу выйдет”, “Как аукнется, так и откликнется”, “Доброму везде добро”?
- А про кого из героев Пушкина можно сказать такие слова: “В лихости и зависти нет ни проку, ни радости”?
Тема № 3: “Москва - город Пушкина”. Вопросы к беседе: - Почему А.С.Пушкина называют народным поэтом? Как ты понимаешь эти слова - “народный поэт”? По аналогии: “народный артист”, “народный учитель”?
- Какие пушкинские места столицы ты знаешь? Почему их называют пушкинскими?
- Что замечательного интересного есть на Пушкинской площади?
- Знаешь ли ты, что даже зимой у памятника Пушкину обязательно лежат живые цветы? Как ты думаешь, кто их туда приносит и почему?
- А что интересного есть на Пушкинской улице? Почему ее называют самой театральной улицей Москвы?
- Как ты считаешь, почему музей назвали именем Пушкина?
При проведении бесед воспитатель обращает внимание на выразительность речи детей, побуждает их к употреблению синонимов, ярких эпитетов, образных выражений. |
Мастерская. Творческое конструирование Тема № 1: «У Лукоморья дуб зелёный» (с использованием бросового материала (ткань, бумага, картон, фольга)). Цели: - учить детей создавать поделки из бросового материала, видеть в привычных предметах иное их предназначение, возможность иного использования;
- учить использовать свойства ткани и бумаги для создания выразительных изображений различных предметов;
- совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, кисточкой;
- развивать навыки силуэтного вырезывания и симметричного вырезывания из листа бумаги сложенного пополам (вчетверо);
- развивать у детей чувство композиции, учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию;
- учить украшать поделку дополнительными деталями по замыслу;
- развивать творческое мышление и воображение, память и внимание; мелкую моторику;
- учить работать коллективно, распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы.
Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Воспитатель и дети работают за одним столом (возможно, на веранде на прогулочной площадке, во время летней прогулки). Воспитатель предлагает на большом листе ватмана (куске обоев, листе тонкой фанеры) создать чудесный дуб из сказочной страны Лукоморье. Ствол можно сделать из мокрой мешковины, которую при наклеивании на бумагу или фанеру собирают в складки - получается фактура морщинистой древесной коры с трещинками. После того, как мешковина немного подсохнет, нескольким детям предлагается раскрасить ствол коричневой гуашью. Затем к стволу с помощью беличьих кистей пририсовываются ветви, простым карандашом намечается контур кроны дуба. 2-я часть. В это время воспитатель вместе с детьми вырезают дубовые листочки (симметричное вырезывание из двусторонней цветной бумаги или тонкого картона, сложенных пополам (мы получим симметричный дубовый листочек) или вчетверо – тогда мы получим сразу два листочка. Положив листок на кусок линолеума и проведя по нему стекой для пластилина, жёсткой пластиковой или металлической линейкой, мы сможем изогнуть листок, придать ему объём. Приклеив листок к кроне только за нижнюю его часть, мы получим объемную крону. Чем больше листочков вырежут дети, тем более кудрявой и пышной получится крона. 3-я часть. Можно украсить дуб желудями, либо выполнив их в технике квиллинга (бумагокручения), либо наклеив на бумагу настоящие жёлуди (можно жёлуди вместе со шляпкой разрезать вдоль на две половинки и в таком виде приклеить их к кроне). 4-я часть. Из полосок золочёной фольги склеиваем вместе с детьми цепь (кольца можем не склеивать, а скрепить степлером или скотчем) и украшаем ею ствол нашего дуба. Златую цепь можно использовать и готовую – из новогодней мишуры или гирлянд. Впоследствии сделанный дуб может стать центром карты сказочной страны «Лукоморье» либо частью композиции для украшения зала к утреннику, Пушкинским чтениям. Карту или композицию можно будет впоследствии дополнить другими персонажами из сказок Пушкина: Царевной-Лебедью, Котом Учёным, Бабой Ягой, Русалкой, изображениями тридцати трёх богатырей, волшебного зеркальца, золотой рыбки и др. Перед началом работы или в процессе её можно еще раз выразительно прочесть детям вступление к поэме «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зелёный …» либо включить фонограмму к одноимённому мультфильму.
Тема № 2: «И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом...» (поделка из бумаги в технике “Оригами”). Цели: - учить детей создавать забавные фигурки животных из квадратиков цветной бумаги;
- отрабатывать базовую конструкцию “простой треугольник”, закреплять навыки выполнения точных, аккуратных сгибов;
- развивать детскую фантазию, попросив детей представить, как должен выглядеть сказочный “кот ученый” в отличие от кота реального, а затем украсив свою поделку в соответствии со своими фантазиями.
Примерная организация образовательной деятельности. Работая вместе с детьми, воспитатель напоминает, как можно сложить из бумаги мордочку и туловище кота, используя базовую форму «простой треугольник». При изображении туловища в базовой форме можно вырезать лапки и приклеить к ней хвост.
Тема № 3: «Приплыла к нему рыбка…» (поделка из бумаги в технике “Оригами”). Цели: - отрабатывать базовую конструкцию “двойной треугольник”, закреплять навыки выполнения точных, аккуратных сгибов;
- развивать детскую фантазию, сопоставляя замысел изготовления золотой рыбки из бумаги и реальной рыбки, за которой дети могли неоднократно наблюдать в аквариуме, а затем украсив свою поделку в соответствии со своими фантазиями.
Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Сидя за одним столом с детьми, воспитатель напоминает, как сложить из квадратного листа двусторонней цветной бумаги базовую форму «двойной треугольник». Дети уже использовали её при изготовлении ёлочек. И сейчас, при изготовлении карты Лукоморья, ёлочки могут нам пригодится, чтобы изобразить дремучую лесную чащу, в которой стоит дом 7-ми богатырей. 2-я часть. Из базовой формы «двойной треугольник» можно сделать и Золотую рыбку, вырезав в длинной стороне заготовки хвост и украсив рыбку золотыми чешуйками-блёстками (готовыми или сделанными из фольги), бусинками, бисером, клеем с блестками и т.д. – по желанию детей. Во время работы детей воспитатель может выразительно читать им «Сказку о рыбаке и рыбке». Можно также включить аудиозапись этой сказки в исполнении профессиональных актёров.
Тема № 4: «Царевна-Лебедь» (творческое конструирование из бумаги, природного и бросового материала). Цели: - развивать навыки исполнения выразительного изображения с использованием различных изобразительных средств и материалов, применяя различные, уже известные техники, для новых замыслов, поделок;
- развивать детское творчество, вариативность мышления, навыки коллективного творчества.
Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Сидя за одним столом с детьми, воспитатель беседует с детьми о необходимости составления карты сказочной страны «Лукоморье», на которой будут представлены все сказки А.С. Пушкина. Он напоминает им об одной из самых интересных и любимых поэтом сказке – сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди. Символом этой сказки может стать изображение царевны Лебеди, а точнее, лебёдушки, которая потом превратилась в прекрасную царевну. Дети могут изготовить и несколько изображений Лебеди – одно из них украсит карту, другие понадобятся для украшения зала или организации выставки детских и детско-родительских работ. Но поскольку работа трудоёмкая и кропотливая, понадобятся коллективные усилия детей – им предлагается разделиться на подгруппы по 4-6 человек. 2-я часть. Воспитатель начинает выполнять изображение лебедя по готовому трафарету и напоминая детям различные техники. Например, длинную изогнутую шею лебедя можно сделать в технике аппликации манкой или рисом – получится интересная фактурная поверхность. А можно выполнить аппликацию из белых пёрышек, из комочков мягких белых салфеток, или сделать аппликацию-мозаику, используя прием обрывания. А вот туловище должно получиться мягким, пушистым, «перистым». «Перья» можно сделать из мелких квадратиков мягкой бумаги для салфеток – обычные белые салфетки разрезаются сначала на четвертинки, затем каждая из них еще на 4 части – получаются квадратики размером не более чем 6×6см. Каждый такой квадратик сворачивается конусом. Конусы ща вершину приклеиваются на контур туловища лебедя. Чем больше слоёв из конусов мы проклеим, тем более «пушистой» получится наша лебедь. Перед началом работы или в её процессе можно выразительно прочитать детям отрывки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», например, встречу Гвидона с Лебедью. Желательно сопровождать работу фонограммой отрывков из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». |
Мастерская. Рисование. Тема № 1: «Буря мглою небо кроет...» Цели: развивать у детей эстетическое восприятие, учить передавать образ зимней бури с применением различных средств - гуаши, акварели, восковых мелков, парафина или воска; отрабатывать приемы тонирования бумаги, отпечатывания. Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер (Буря мглою небо кроет …)». Беседа по содержанию прочитанного. 2-я часть. Воспитатель предлагает детям нарисовать снежную бурю, которую Пушкин описал в своём стихотворении. Вместе с детьми обсуждает, какие приемы рисования здесь подойдут. С помощью какой техники можно изобразить рваные грязно-серые облака на темном вечернем небе? По-видимому, здесь подойдёт техника тонирования «по сырому» с дальнейшей прорисовкой снежных, более светлых по тону облаков. Как изобразить силуэты деревьев? Их можно либо прорисовать тонким концом кисти, учитывая, что деревья наклоняются от порывов ветра; можно также применить прием отпечатывания, используя засушенные листья и травы. Как можно показать «вихри снежные» (как раз в этом случае очень кстати будет совмещение рисования с аппликацией манкой, когда клей ПВА наносится на затонированную и подсохшую бумагу в виде спиралей, затем бумага присыпается манкой; манка слегка приживается через полотняную салфетку к смазанным клеем фрагментам; когда клей высыхает остатки манки осторожно стряхиваются с бумаги). Можно также применить технику набрызга. 3-я часть. После обсуждения приемов работы дети приступают к рисованию, для которого им целесообразно предложить бумагу формата А3, а также разнообразные изобразительные средства: акварель, гуашь, уголь, известковый мел, восковые мелки, а также приспособления для выполнения набрызга, кисти, клей ПВА и манку (или дроблёный рис). В процессе рисования может звучать фонограмма музыки Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» (музыкальные зарисовки «Вальс», «Романс»). Тема № 2: «Унылая пора! Очей очарованье!..» Цели: - развивать умение передавать в рисунке цветовые сочетания осени; учить нетрадиционным методам рисования: закреплять приемы влажного тонирования бумаги акварелью, а также отпечатывания раскрашенных краской засушенных листьев клена, дуба, березы; развивать навыки построения композиции;
- развивать эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, природы;
- подвести детей к гармоничному восприятию разных видов искусства, дополняющих и обогащающих друг друга – поэзии, изобразительного искусства, музыки – на примере стихов А.С. Пушкина, картин русских художников И.С. Остроухова «Золотая осень», И.И. Левитана «Золотая осень», музыки А. Вивальди (концерт № 3 фа мажор «Осень»), П.И. Чайковского («Осенняя песнь» - пьеса «Октябрь» из цикла «Времена года»), А. Рыбникова («Осенняя мелодия»), И. Крутого («Ты в моём сентябре»).
Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..» Рассматривание картин И.И. Левитана и И.С. Остроухова. Воспитатель проводит с детьми беседу в процессе которой выясняет, с помощью каких выразительных средств поэт и художники передали в своих произведениях краски осени. Его главная цель – выслушать как можно больше высказываний детей, активизировать их внимание, наблюдательность, а главное – речь. 2-я часть. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского «Осенняя песнь», фрагмента из концерта А. Вивальди «Осень». Дети делятся своими впечатлениями от восприятия музыки, репродукций картин и стихов. 3-я часть. Воспитатель предлагает детям изобразить золотую осень, а может быть, те впечатления, которые возникли у них от «осенних» стихов А.С. Пушкина и «осенней» музыки. Педагог обсуждает с детьми, какие приемы рисования здесь подойдут, предоставляет им возможность самостоятельно выстроить композицию и выбрать изобразительные средства. 4-я часть. Рисование. Во время рисования можно включить негромкую музыку. Это может быть инструментальная музыка современных композиторов, например, мелодии А. Рыбникова «Осенняя мелодия» и И. Крутого «Ты в моём сентябре». 5-я часть. Рассказы детей о своих работах, оформление выставки детских рисунков.
Тема № 3: ”Иллюстрации к сказке Пушкина “О мертвой царевне и семи богатырях” Цели: Учить детей изображать фигуру царевны, соблюдая пропорции строения человеческого тела, используя особенности традиционной русской женской одежды. Знакомить детей с элементами русского костюма, учить их изображать с помощью кисти и красок. Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Воспитатель начинает с чтения отрывков из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» и беседы с детьми о том, какой они себе представляют молодую царевну, её характер по описанию А.С. Пушкина. Воспитатель обращает внимание детей на отдельные слова в сказке, характеризующие царевну: «нраву кроткого», «красавица душа», «Ей навстречу пес, залая, прибежал и смолк, играя», «И царевна к ним сошла, честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась …», «А хозяюшкой она в терему меж тем одна – приберёт и приготовит. Им она не прекословит …». 2-я часть. Воспитатель предлагает детям нарисовать портрет царевны – такой, как ее представляют дети. Воспитатель напоминает, как одевались люди в старину, показывает картинки, фотоиллюстрации с изображением женских костюмов. 3-я часть. Рисование.
Тема № 4: “Иллюстрируем сказку о царе Салтане”. Цели: Учить детей изображать богатые русские терема и белокаменные палаты (в качестве вспомогательных средств использовать фотоиллюстрации и рисунки, например, Кремлевских дворцов - Теремного, Большого Кремлевского, храмов Кремля). Совершенствовать технику рисования большой кистью - концом кисти и всем ворсом. Учить детей тонировать бумагу с помощью пастели или восковых мелков. Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как Пушкин в «Сказке о царе Салтане…» описал чудесный город, возникший за одну ночь на острове Буяне: |
Вот открыл царевич очи; Отрясая грезы ночи И дивясь, перед собой Видит город он большой, Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами Блещут маковки церквей И святых монастырей.
| Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет; За морем житье не худо, В свете ж вот какое чудо: В море остров был крутой, Не привальный, не жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нем дубок единый; А теперь стоит на нем Новый город со дворцом, С златоглавыми церквами, С теремами и садами, Все в том острове богаты, Изоб нет, везде палаты. А сидит в нем князь Гвидон; Он прислал тебе поклон». |
Воспитатель предлагает детям изобразить волшебный город на острове Буяне. 2-я часть. Рассматривание иллюстраций с изображением памятников древней русской архитектуры – строений Московского Кремля, Нижегородского кремля, Смоленска и Пскова. Обсуждение особенностей различных зданий и строений. 3-я часть. Выбор изобразительных средств. Рисование. 4-я часть. Рассказ детей о получившихся работах. |
Мастерская. Аппликация. Тема № 1: “Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз” (По стихотворению А.С.Пушкина “Мороз и солнце! День чудесный...”) Цели: Учить создавать декоративную композицию, используя холодную гамму цветов. Развивать интерес к методу обрывания. Учить сочетать обрывание с вырезыванием для создания выразительного образа. Развивать мелкую моторику руки. Примерная организация образовательной деятельности. Дети воссоздают с помощью аппликации - мозаики, выполненной методом обрывания, морозные узоры на зимнем окне. Работа коллективная – дети разделяются на подгруппы по 4-5 человек. Для работы нам понадобятся заготовки на листах формата А3 – контур оконной рамы на темно-синем или черном фоне ночного неба. Разметки под узоры дети могут сделать известковыми мелками. При проведении занятия используется музыка Г.Свиридова к драме “Метель”
Тема № 2: “ Золотая рыбка”. Цель: Развивать интерес детей к методу обрывания, учить сочетать обрывание с вырезыванием для получения выразительного образа. Развивать чувство композиции, учить гармонично размещать детали на листе бумаги. Развивать цветоощущение, учить правильно подбирать цвета. Развивать мелкую моторику руки. Развивать творческое воображение и фантазию детей. Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Воспитатель, сидя за одним столом с детьми (либо на скамейке на веранде), читаем им «Сказку о рыбаке и рыбке», все вместе рассматривают иллюстрации, беседуют о том, что разные художники-иллюстраторы по-разному изображали золотую рыбку, но вместе с тем в их рисунках есть нечто общее – схожий цвет (золотисто-оранжевый), пышный хвост, часто – маленькая золотая корона на голове. 2-я часть. Педагог предлагает детям создать изображение золотой рыбки с помощью аппликации-мозаики, выполненной методом обрывания (либо с помощью любых других приёмов, интересных детям – это может быть силуэтное или симметричное вырезывание, использование бросового материала, техника квилинга). 3-я часть. Дети самостоятельно определяют, будет ли их работа индивидуальной или коллективной (подгрупповой), выбирают партнёров для совместной работы, выкладывают изображения золотой рыбки. Развивая сюжет сказки Пушкина, дети могут сами придумать продолжение приключений золотой рыбки – ведь она, например, выполняла желания глупых мышат в мультфильмах про кота Леопольда, её мечтал поймать лев Бонифаций из мультфильма «Каникулы Бонифация». Придумав свои сказки про золотую рыбку, дети смогут дополнить свои поделки необходимыми деталями – это могут быть просто «интерьеры» морского дна – ракушки, камушки, кораллы, может быть подводный дворец золотой рыбки. Изображение рыбки может быть включено в сюжет придуманной детьми истории. 4-я часть. Дети рассказывают о своих работах. Воспитатель записывает придуманные ими истории про золотую рыбку. Можно будет сверстать книжку из детских работ и придуманных ими историй под названием «Жизнь и приключения золотой рыбки». Можно на основе этого занятия организовать детско-родительский проект, когда истории о жизни сказочных героев «за пределами сказки» придумывается детьми и родителями, иллюстрируется, оформляется в отдельную книжку. |
Мастерская. Лепка. Тема № 1: “Белочка при всех золотой грызет орех” (лепка на пластине). Цели: Учить детей лепить фигурку белочки, разделяя ее на части - овальное туловище, головка - круг, пышный хвост, лапки. Учить создавать композицию на пластине. Совершенствовать приемы сглаживания, сплющивания, примазывания и т.д. Примерная организация образовательной деятельности. 1 часть. Воспитатель рассказывает детям о том, как в детстве впервые познакомился со сказкой Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди», о том, какие герои стали его любимыми, какие фрагменты сказки ему особенно нравятся, зачитывает фрагменты сказки. |
С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий — Что ж? под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде. Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом, Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть. Князю прибыль, белке честь. | Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет, Да орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Слуги белку стерегут, Служат ей прислугой разной — И приставлен дьяк приказный Строгий счет орехам весть; Отдает ей войско честь; Из скорлупок льют монету, Да пускают в ход по свету; Девки сыплют изумруд В кладовые, да под спуд. |
2-я часть. Воспитатель предлагает детям сделать изображение белочки, выполнив барельеф на пластине. Для лепки детям предлагаются небольшие листочки картона (размером не более 10×15 см), либо пластиковые крышки от различных контейнеров, либо деревянные пластины (срезы, спилы со стволов упавших деревьев). Сначала на основе создаётся фон из пластилина (кроме деревянных пластин, фактура дерева сама по себе очень выразительна, очень органично сочетается с содержанием будущей работы и не нуждается в дополнительном тонировании). 3-я часть. Вылепливается изображение белочки. Нанесение на пластилин тонких штрихов с помощью тонкой стеки или остро заточенного карандаша помогает создать фактуру пушистой шёрстки. 4-я часть. Дополнение композиции деталями – золотыми орешками, зелёными изумрудами, нижними ветками ели, может быть, фрагментом хрустального белочкиного дома. Тема № 2: “Царевна-лебедь” Цели: развивать навыки лепки, конструируя фигурку человека из составных частей, используя приёмы раскатывания, примазывания, прищипывания. Примерная организация образовательной деятельности. 1-я часть. Сначала изготавливается основа композиции – своеобразный постамент, на котором будет установлена фигурка царевны. Это может быть небольшой квадратик картона, пластина, на которой изображены голубые волны. 2-я часть. Лепим фигурку царевны-лебедь, соблюдая пропорции строения тела человека. Учитываем одежду царевны - длинное платье с шлейфом, пелеринка в виде лебяжьих крыльев, “месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит”. |
«Сказочные» кроссворды Кроссворд с отрывками из сказок Пушкина и ключевым словом - Для слова в строке № 4 кроссворда вспомним “Сказку о мертвой царевне и семи богатырях”.
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла... Ей в приданое дано было ... (Зеркальце) одно - Слово, которое должно быть записано в первой строке, спряталось в таких строчках:
Вы ж, голубушки-сестрицы, Выбирайтесь из светлицы, Поезжайте вслед за мной, Вслед за мной и за сестрой. Будь одна из вас ткачиха, А другая ... (Повариха) - А теперь мы снова в “Сказке о золотом петушке”
Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве Жил-был славный царь ... (Дадон) Это слово нужно записать в строке № 6. - Слово в строке № 2 связано со строками из «Сказки о царе Салтане»:
Ты волна моя, волна, Ты гульлива и вольна... Пожалей ты нашу душу, Выплесни ты нас на сушу! Как же назывался остров, на берег которого море вынесло бочку с царицей и царевичем? (Буян)
|
|
|
| 1 | П | О | В | А | Р | И | Х | А |
|
|
| 2 | Б | У | Я | Н |
|
|
|
|
| 3 | П | Е | Т | У | Ш | О | К |
|
|
|
|
|
| 4 | З | Е | Р | К | А | Л | Ь | Ц | Е |
|
|
|
| 5 | Г | В | И | Д | О | Н |
|
|
|
| 6 | Д | А | Д | О | Н |
|
|
|
|
|
|
|
- В пятой строке вы должны записать слово, которое спряталось в следующих строчках:
Вот открыл царевич очи, Отрясая грезы ночи, И, дивясь, перед собой Видит город он большой. И среди своей столицы С разрешения царицы, В тот же день стал править он И назвался - князь ... (Гвидон) - Осталась строка номер 3. Ее слово спряталось в стихотворных строках:
Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка Золотого ... (петушка)
Кроссворд с загадками Воспитатель предлагает детям загадки, отгадки на которые вписываются в соответствующие строки кроссворда - Поскачу хоть на край света за невестою своей,
Ей в любой беде поможет королевич … (Елисей) - По зубам орех любой с золотою скорлупой
Мне, затейнице весёлой, шаловливой, озорной. (Белка) - Он на все руки работник – повар, конюх и плотник.
За жадность попа проучил, с чертей оброк получил. (Балда) - Не комфортное жилище, но вполне надежный дом,
Тридцать лет и три года старики прожили в нём. (Землянка) - На весь свет смогла б одна
Я наткать вам полотна. Но чёрная зависть к сестрице родной Мне жизнь отравила и сделала злой. (Ткачиха) - Мы царевну молодую
Любим, как сестру родную, Прячем в тереме в лесу, Бережём её красу. (Богатыри)
| 1 | Е | Л | И | С | Е | Й |
|
|
|
|
|
| 2 | Б | Е | Л | К | А |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 | Б | А | Л | Д | А |
|
|
|
|
|
|
|
| 4 | З | Е | М | Л | Я | Н | К | А |
|
|
| 5 | Т | К | А | Ч | И | Х | А |
|
|
| 6 | Б | О | Г | А | Т | Ы | Р | И |
|
|
|
- Ключевое слово кроссворда – «Сказка». Вспомните крылатые строки Пушкина о сказках. Ими заканчивается «Сказка о золотом петушке» («Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»)
Кроссворд «Составление слов из слогов и букв» Детям предлагается весёлая игра – ее можно организовать как соревнование между командами: из слогов и букв, написанных на доске (на отдельных табличках, прикреплённых к коврографу, магнитной доске) нужно составить слова. Кроссворд этот с секретом: здесь, среди других слов спрятаны герои сказок Пушкина. Победит в весёлой игре тот, кто составит больше слов и сумеет найти героев одной из сказок Пушкина.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ГУ |
| ТА |
| КО |
| ЛИ |
| РО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| РУ |
| РА |
| ГО |
| РИ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ХА |
| К |
| ЖА |
| СА |
| С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова – ответы: С-ТА-РИ-К, С-ТА-РУ-ХА, ГУ-С-ЛИ, КО-РА, КО-СА, КО-ЖА, КО-К, С-КО-К, КО-РО-С-ТА, ТА-РА, ТА-РО, ЛИ-С, ЛИ-СА, ЛИ-К, РО-СА, РО-К, РО-ТА, К-РО-ХА, РО-ЖА, РА-ГУ, РО-ЛИ, РА-ГУ, ГО-РА, РО-ГО-ЖА, СА-ЖА, ЛИ-РА, ТА-РА, ЛИ-РА, РИ-С. |
Театрализованное представление – спектакль (драматический или кукольный), поставленный силами детей (возможно, с участием педагогов и родителей) по одной из сказок Пушкина, например, «Сказке о рыбаке и рыбке». |