План работы по самообразованию на 2023 -2024г
материал

Демко Наталья Сергеевна

"Воспитание дошкольников по средствам трудовой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_na_23-24g.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Воспитание дошкольников посредствам трудовой деятельности.

                         

Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.

Задачи: 

развивать трудовые навыки у детей;

воспитывать интерес и положительное отношение к труду;

способствовать всестороннему развитию детей в труде.

                               Актуальность темы

Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».

Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».  С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

                                        План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе.

Оформление уголка дежурств.

Октябрь

Знакомство с профессией повара.

Просмотр м/ф «Вовка в тридевятом царстве»

Экскурсия на кухню ДОУ.

Ноябрь

Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.

Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут».

Январь

Знакомство с профессией прачка.

Экскурсия в прачечную.

Февраль

Мастерская по ремонту детских книг.

Ремонт книг в группе.

Март

Посадка семян на рассаду.

Наблюдение за всходами и развитием растений.

Уход за растениями.

Трудовой десант «Мы – огородники».

Май

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Выставка «Мы любим трудиться!»

Работа с семьёй

Сентябрь

Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье.

Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье».

Октябрь

Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей.

Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье».

Ноябрь

Консультирование родителей.

Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?»

Январь

Памятка «Труд – средство всестороннего развития»

Апрель

Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий.

Фотовыставка «Мы любим труд!»

Май

Привлечение родителей к уборке территории детского сада.

Субботник «В майский день трудиться нам не лень».

Самореализация

Сентябрь

Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы).

Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию.

Ноябрь

Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников».

Февраль

Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка».

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление перед педагогами.

Предполагаемый результат:

• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;

• Развито ответственное отношение

;

• Сформировано уважительное отношение к личному трудутруду взрослых и сверстников;

• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

будут расширены представления детей о хозяйственнобытовом труде и его значении в общественной жизни людей; - будет развито ответственное отношение детей порученному делу; - у детей будет сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников; - будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда. Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделим следующие виды трудовой деятельности старших дошкольников: - самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе планируется использовать разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение художественной литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др.; - хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого учебного года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении учебного года со 5 старшими дошкольниками планируется организовать с ребятами сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега; ежедневное наведение порядка в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой. По пятницам вместе с ребятами будем мыть игрушки, обтирать строительный материал; - труд в природе – уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети будут принимать участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирать по мере необходимости листочки. Ежедневно с наступления холодов подкармливать птиц на участке. Весной организуем огород на подоконнике: высадим лук и семена на рассаду, уход и наблюдение за их ростом. Осенью будет собирать семена календулы, бархоток и космеи; - ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее); - ознакомление с трудом взрослых. Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.

                                    Литература

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998

3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.

4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.

5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991

6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

               «Детский сад комбинированной направленности №4»

                                                г. Сосновоборска

         План работы по самообразованию 2023-2024г.

Тема: «Воспитание дошкольников посредствам трудовой деятельности»

                                     

 

                                                                                                                              Воспитатель:

Демко Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2023- 2024 учебный год

                           Тема: «Инновационные формы работы по укреплению детско-родительских отношений через о...

Индивидуальный план работы по самообразованию. 2019- 2023 гг.

Индивидуальный план работы по самообразованию.2019- 2023 гг....

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

План работы с родителями на 2023-2024г.

Перспективный план работы с родителямив подготовительной группе...

Перспективный план работы с детьми на 2023- 2024г.

laquo;Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...