План работы по самообразованию на 2023 -2024г
материал
"Воспитание дошкольников по средствам трудовой деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_23-24g.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Воспитание дошкольников посредствам трудовой деятельности.
Цель: объединение усилий педагогов и родителей в работе по трудовому воспитанию детей; формирование у воспитанников основ трудовой деятельности; воспитание уважения к труду.
Задачи:
развивать трудовые навыки у детей;
воспитывать интерес и положительное отношение к труду;
способствовать всестороннему развитию детей в труде.
Актуальность темы
Трудовое воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии - это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста трудовое воспитание осуществляется путём привития навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице), конструирования из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и другой материал.
В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком».
Как говорил А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания». С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые пригодятся ему на протяжении всей его жизни. Трудовая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Труд следует рассматривать и как средство умственного воспитания, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987. 2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998 3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010. 4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014. 5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980 | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь | Совместная деятельность по оформлению уголка дежурств в группе. | Оформление уголка дежурств. |
Октябрь | Знакомство с профессией повара. Просмотр м/ф «Вовка в тридевятом царстве» | Экскурсия на кухню ДОУ. | |
Ноябрь | Беседы, дидактические игры по ознакомлению с трудом взрослых. Знакомство с пословицами и поговорками о труде. | Конкурс рисунков «Кто любит труд, того люди чтут». | |
Январь | Знакомство с профессией прачка. | Экскурсия в прачечную. | |
Февраль | Мастерская по ремонту детских книг. | Ремонт книг в группе. | |
Март | Посадка семян на рассаду. Наблюдение за всходами и развитием растений. Уход за растениями. | Трудовой десант «Мы – огородники». | |
Май | Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Выставка «Мы любим трудиться!» | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к трудовому воспитанию детей в семье. | Анкетирование родителей на тему: «Воспитание трудолюбия в семье». |
Октябрь | Подготовка информации для повышения педагогической компетентности родителей. | Папка-передвижка для родителей на тему: «Трудовое воспитание в семье». | |
Ноябрь | Консультирование родителей. | Консультация для родителей «Какой труд доступен детям?» | |
Январь | Памятка «Труд – средство всестороннего развития» | ||
Апрель | Подготовка выставки фотографий детей во время трудовых действий. | Фотовыставка «Мы любим труд!» | |
Май | Привлечение родителей к уборке территории детского сада. | Субботник «В майский день трудиться нам не лень». | |
Самореализация | Сентябрь | Изучение педагогического опыта (интернет, книги, журналы). | Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию. |
Ноябрь | Подготовка консультации для воспитателей «Трудовое воспитание дошкольников». | ||
Февраль | Подготовка консультации для педагогов «Труд и формирование личности ребёнка». | ||
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. | Выступление перед педагогами. |
Предполагаемый результат:
• Расширены представления детей о хозяйственно-бытовом труде и его значении в общественной жизни людей;
• Развито ответственное отношение
;
• Сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников;
• Расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
будут расширены представления детей о хозяйственнобытовом труде и его значении в общественной жизни людей; - будет развито ответственное отношение детей порученному делу; - у детей будет сформировано уважительное отношение к личному труду, труду взрослых и сверстников; - будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда. Рассматривая особенности организации трудового воспитания в детском саду, выделим следующие виды трудовой деятельности старших дошкольников: - самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, приём пищи, уборка постели, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.). Воспитательное значение этого вида труда заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В работе планируется использовать разные методы и приёмы: игровые ситуации; чтение художественной литературы; показ; напоминание, объяснение; дидактические игры, личный пример; рассматривание иллюстраций и др.; - хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым в организации режимных моментов. Со второй половины прошлого учебного года дети дежурят по столовой, накрывают на столы. В группе оформлен «Уголок дежурства», где дети сами следят за сменой дежурства; есть фартучки и шапочки для дежурных. Перед занятиями помогают готовить рабочее место: раздают необходимые материалы и оборудование, после занятий – помогают убирать. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. В течении учебного года со 5 старшими дошкольниками планируется организовать с ребятами сбор веток и камней на участке, зимой – расчистка детских построек и дорожек от снега; ежедневное наведение порядка в группе после игр, перед прогулкой и уходом домой. По пятницам вместе с ребятами будем мыть игрушки, обтирать строительный материал; - труд в природе – уход за растениями в уголке природы, цветнике. Дети будут принимать участие в поливе, рыхлении, опрыскивании комнатных растений. Обтирать по мере необходимости листочки. Ежедневно с наступления холодов подкармливать птиц на участке. Весной организуем огород на подоконнике: высадим лук и семена на рассаду, уход и наблюдение за их ростом. Осенью будет собирать семена календулы, бархоток и космеи; - ручной труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Развивает конструктивные и творческие способности детей и полезные практические навыки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, изящнее, аккуратнее); - ознакомление с трудом взрослых. Знакомим детей с трудом взрослых, включая в воспитательный процесс наблюдения, беседы, просмотр фотографий и иллюстраций с изображением людей разных профессий, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, экскурсии, чтение художественных произведений. В группе имеются настольные игры и картотека дидактических игр по трудовому воспитанию. Благодаря этому будут расширены представления детей о различных профессиях, элементах и средствах труда.
Литература
1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М.: Просвещение, 1987.
2. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998
3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. – Мозаика-Синтез, Москва 2010.
4. Куцакова Л.В. «Трудовое воспитание в детском саду» - Мозаика-Синтез, Москва 2014.
5. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М.: Просвещение, 1991
6. Нечаева В.Г., Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. – М.: Просвещение, 1980
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №4»
г. Сосновоборска
План работы по самообразованию 2023-2024г.
Тема: «Воспитание дошкольников посредствам трудовой деятельности»
Воспитатель:
Демко Н.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на 2023- 2024 учебный год
Тема: «Инновационные формы работы по укреплению детско-родительских отношений через о...
Индивидуальный план работы по самообразованию. 2019- 2023 гг.
Индивидуальный план работы по самообразованию.2019- 2023 гг....
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"
План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...
«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей». План работы по самообразованию 2022–2023 гг.
План работы по самообразованию 2022–2023 гг....
План работы с родителями на 2023-2024г.
Перспективный план работы с родителямив подготовительной группе...
План работы по самообразованию на 2023-2024г "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего возраста".
План работы по саообразованию....
Перспективный план работы с детьми на 2023- 2024г.
laquo;Развитие познавательного интереса детей подготовительного дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...