Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.
методическая разработка по физкультуре на тему
Физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Банникова Елена Викторовна,
Инструктор по физической культуре,
МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад № 13»
Развитие умственных способностей дошкольников средствами физического воспитания в условиях детского сада.
На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного и физического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.
Каждый народ стремился воспитать подрастающее поколение, начиная с дошкольного возраста разумным, физически здоровым и духовно богатым. Создатели теории умственного и физического воспитания дошкольников Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, М. Монтессори, К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Н.И.Пирогов, И.М.Сеченов, П.Ф.Лесгафт рекомендовали с раннего детства всесторонне развивать физические и умственные способности. Они придавали большое значение личному опыту детей в приобретении знаний об окружающей действительности, а также осмыслению этого опыта, развитию мышления и формированию физических качеств.
Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления умственной деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.
За период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками. Отвечая на вопросы педагога, после того как дети попробовали метать в горизонтальную цель удаленную на разных расстояниях, они делают сравнения: если цель близко, то метать нужно не очень сильно замахиваясь, а если далеко, то нужно приложить больше силы. Эти первые попытки анализа своих действий требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом.
Развитие умственной деятельности в процессе овладения физическими упражнениями протекает своеобразно. В раннем возрасте на первых порах ведущим в обучении является метод «пассивных движений», так как у детей ещё отсутствуют зрительно-кинетические связи, нужные для воспроизведения движения. В методе «пассивных движений» задача дается ребенку в готовом виде при непосредственной помощи взрослого. «Пойдем в гости к кукле. Пойдем гулять по дорожке». На смену «пассивных движений» приходит подражание. Наиболее элементарные – воспроизведение предметных действий, например: «Принеси игрушку, возьми флажок, догони мяч», затем имитация движений животных, птиц, и т.п. В отличие от «пассивных движений» предметные действия дети выполняют и самостоятельно, поэтому мыслительная деятельность активизируется: происходит сличение с образцом по ходу действия. Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. Яркие эмоциональные переживания, как положительные, так и отрицательные, могут придавать этим связям большую прочность.
Следующей ступенью активизации мыслительной деятельности являются указания, вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям. Так, разделив детей на подгруппы, педагог может сказать: «Сейчас Коля, Таня и Наташа будут прыгать через ручеек, а мы посмотрим, не замочат ли они ноги». При спрыгивании со скамейки педагог предлагает: «Давайте послушаем, мягко ли прыгают воробушки». Или при подбрасывании мяча: «Посмотрим, у кого мяч упал в корзиночку» и т. п.
Использование предметов, в процессе физических упражнений активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей. Мышление маленьких детей конкретно, поэтому выполнение предметно оформленного задания мобилизует их индивидуальные возможности, вызывает положительные эмоции, что сказывается и на физических усилиях. Предметы служат наглядными ориентирами, которые помогают детям увидеть путь следования движения в, целом или частей тела, «подогнать» свои движения к тем требованиям, которые предъявляет педагог. Например, младшим дошкольникам трудно выдерживать в ходьбе прямое направление и соответствующие указания педагога, им малодоступны. Если же предложить пройти по «дорожке» между рейками, результат сразу улучшается.
Объем двигательной деятельности детей пятого-седьмого года жизни значительно возрастает. Появляется возможность использовать целый ряд основных движений, спортивных упражнений, спортивных игр и т. д. Освоение каждого вида движения требует значительной умственной работы. Важно научить детей видеть рациональность использования разных способов движения в зависимости от условий (способ преодоления препятствия в зависимости от роста ребенка или высоты препятствия, способ метания в зависимости от нахождения цели вертикальная или горизонтальная и т. п.).
Развитие мышления осуществляется путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения должны присутствовать в каждом физкультурном занятии. Например, преодолению полосы препятствий предшествует задание: подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализуется с дополнительным заданием: "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, в чередовании мальчик - девочка, по физической подготовленности и т.п.
На этапе закрепления и совершенствования навыка особое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчества детей в решении умственных задач. Овладев движением, дети имеют возможность использовать его в самостоятельной деятельности, в разных вариантах и в разных условиях, а это способствует развитию гибкости, подвижности навыка. Поэтому, особое внимание уделяется выбору способа-движения в зависимости от условий. Как показало исследование Н.В. Потехиной, это особенно ярко, проявляется в подвижных играх, так как вариативность движений в них очень большая. Так, в игре «Ловишки» главным является не быстрота, а увертливость в беге, умение увидеть очередную ситуацию.
Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж", а также помогает быстро находить рациональный способ выполнения движения, быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и в соответствии с ней перестраивать свои действия.
Если педагог в своей работе будет использовать различные методы и приемы, для развития умственных способностей детей дошкольников посредством различных форм физической культуры, творческих заданий, создания поисковых ситуаций, то это обеспечит на выходе из детского сада, преемственность с программой начальной школы.
Таким образом, физическое воспитание, должно идти по пути взаимосвязи с умственным воспитанием, исходя из интересов всестороннего развития личности, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые источники
- Конвенция ОНН о правах ребенка, 1989.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 208с.
Литература
- Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: – М., Академия 2009.
- Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошкол.)»/ А.В. Кенеман, Г.П. Лескова, О.Г. Аракелян и др.- М.: Просвещение, 1984, 176с.
- Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.-96с.
- Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие для спец. пед. учебных заведений. – М.: ИЦ «Академия», 1996.
- Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. колледжей и училищ. – Мн.: Университетское, 1998. – 184 с.
Электронные ресурсы
- www.sholar.su
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-348484-1384803044.jpg)
Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.
Ведущая идея педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/09/picture-787547-1641735735.jpg)
Развитие умственных способностей дошкольников средствами оздоровления
использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-302851-1380119868.jpg)
Развитие умственных способностей детей средствами физической культуры
проект для реализации с детьми дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001729-1516883304.jpg)
Статья "Развитие умственных способностей дошкольника средствами кинезиологических упражнений"
В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильно...
Средства эстетического воспитания в условиях детского сада
Эстетическое воспитание — важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-572186-1427623962.jpg)
Развитие умственных способностей дошкольника средствами кинезиологических упражнений. Опыт работы.
Развитие умственных способностей дошкольника средствами оздоровления – актуальная задача современности....
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/13/picture-1011467-1702448823.jpg)
Развитие личности старших дошкольников средствами художественного творчества в условиях детского сада и семьи
В статье автор рассматривает систему работы по развитию изобразительной деятельности у старших дошкольников в условиях детского сада и семьи....
- Мне нравится (1)