Самообразование в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)

Колпакова Наталия Анатольевна

самообразование в подготовительной группе " Шахматы в детском саду" Тема; Развитие интелектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам обучение игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie1.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

  самообразование    воспитателя  Колпаковой  Наталии  Анатольевны. 


  План по самообразованию «Шахматы в детском саду»

Дата начала работы над темой – 01.09.2022 г.

предполагаемая дата окончания работы – май 2023 г.

Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредствам  обучение игре в шахматы».

Цель: изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

• Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, курсов повышения квалификации, самообразования;

• Разработать перспективный план работы с детьми;

• Оформить в группе центр интеллектуальных игр «Умники и умниц

• Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Учимся играть в шахматы»

Ожидаемые результаты:

• повышение качества преподавания;

• устойчивая положительная мотивация к учению у обучающихся;

• публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах;

• разработка и проведение мастер-классов, открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;

Задачи: 1. Образовательная: расширить кругозор детей через ознакомление с данной игрой, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание.

3. Воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

.4. Эстетическую:   обогощает  внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

5.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

6. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

                   Перспективный  план работы  по теме самообразования.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь-

Изучение шахматной доски.

Шахматная доска. Авербах Ю. Шахматы для самых маленьких//Шахматы. -1989.-№ 3-12.

3. Фидлер М. Математика уже в детском саду. - М., 1084. Изучение шахматной доски. Упражнять в количественном и порядковом счете. Развивать наблюдательность, внимание. Упражнять в ориентировке на плоскости (быстром и правильном нахождении полей, вертикалей, горизонталей, диагоналей). Упражнять в штриховке, развивать мелкую моторику. Развивать внимание. Закреплять счет. Сравнение по длине.

Развивать зрительное внимание, моторику. Упражнять в поиске путей составления шахматной доски, на основе обдумывания и практических действий, формировать логическое мышление.  

• Дидактические игры и задания.

• Рисование, раскраски.

Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»

Беседа по содержанию сказки.

Чтение сказки «Шахматная беседка».

И. Г. Сухина.

Дид. Игры «Игра с солдатиком», «Да и нет», «Скажи сколько (какой)»?

Нарисуй шах- матную доску (2x2, 3x3, 4x4, 8x8 клеток).

Составь доску: а) из домиков (полей) б) из улиц.

Октябрь.

Закрепление шахматной символики.

Октябрь Шахматные фигуры Гришин В. Г. малыши играют в шахматы : Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с. Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания. Закрепление шахматной символики, развитие слухового внимания, мышления, зрительного вни- мания. По названному, щги написанному адресу найти цД0м". Упражнять в ориентировке на координатной плоскости, развивать слуховое и зрительное внимание, сообразительность. Упражнять в словесном описании характерных

особенностей каждой фигуры, не называя ее;

развитие образного мышления. Упражнять в сравнении осязательных и зрительных впечатлений.

. Чтение сказки «Чудесные фигуры»

 Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек а) отгадай фи- гуру на ощупь б) найди нуж- ную фигуру", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" Шахматное лото». «Назови адрес». «Почтальон».

Ноябрь.

Фигура  « СЛОН»

Слон Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. – М. : Просвещение, 2007. – 144 с Выполнять задание согласно словесной инструкции, о Дать начальное предстовление о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков риентировка, счет, внимание. Развивать зрительное внимание, сосредоточенность, умение находить ошибку, аргументировать, исправлять. Активизировать вни- мание. Закрепление шахматной символики, развитие слухового внимания, мышления, зрительного вни- мания. Показ, объяснение. Что общего. Чем отличаются. Кто сильнее.

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

тгадывание загадки о слоне

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Декабрь.

Фигура «Ладья»

Ладья Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. – М. : А\О «Международная книга», 1991. – 128 с. Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, умение планировать очередной ход, соблюдение очередности хода.

Упражнять в словесном описании характерных особенностей каждой фигуры, не называя ее; развитие образного мышления. Упражнять в сравнении осязательных и зрительных впечатлений. Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.

Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", " К Чудесный мешочек: а) отгадай фи- гуру на ощупь б) найди нуж- ную фигуру ратчайший путь".

Январь.

Фигура «Ферзь»

 Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» Развивать произвольное внимание, зрительную память, наблюдательность, речь.

Развивать кратковременную память. Развивать мышление, учить высказывать предположение, аргументировать его, проверять практически.

 Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»

"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя, "Ограничение подвижности". Что измени- лось? Что лишнее? Чего не стало?

Шахматный теремок Шахматная репка.

Февраль.

Фигура « Конь»

. Конь Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Красильникова Г. Игры в шахматы в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. -1973.-№ 4. Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение о Введение новых символов, обозначений. Учить детей действовать по плану, схеме движения. Развивать логическое мышление, учить соотносить обозначение и фигуры, их передвижения. отстаивать свою позицию. На основе обдумывания, рассуждения учить детей находить решение, развивать гибкость мышления. Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Расшифруй Пройди по плану Кто так ходит? Кто быстрее?

Март.

Фигура « Пешка»

 Пешка Касаткина В. Шахматная тетрадь. – М. : Просвещение, 2009. – 32 с.

Балашова Е. Задачник ступень. – М. : Просвещение, 2009. – 64 с. Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Тренировка внимания, реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность. Превращение пешки. Развивать мышление, настойчивость, умение вести путь, не отвлекаясь, соблюдая правила хода фигуры. Воспитывать сосредоточенность, концентрацию внимания. Тренировка реакции, быстроты мышления. Закрепление знании. Двигательная активность.

 Загадки из тетрадки.

Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"

 Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Да - нет Мяч Шахматные классики 8x2 Эстафеты. Лабиринты

Апрель

 Король 1. Балашова Е. Ю. Шахматная азбука, 1 ступень. Герои сказки играют в шахматы. – М. : Просвещение, 2009. – 72 с.

2. Балашова Е. Ю. Герои сказки играют в шахматы. – М. : Просвещение, 2009. – 96 с. Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. Учить рассуждать, искать путь решения, доказывать правильность или ошибочность решения. Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

Май

Турнир на чемпиона.

 Изучение интернет-ресурсов (из опыта работ педагогов, рабочих программ и статей) по данной теме. Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Закреплять полученные знания. Воспитывать умение вести игру по правилам. Учить распределять внимание на все фигуры, на все поля. Развивать самостоятельность мышления Развивать логическое мышление, умение решать задачи в уме, предвидеть, предполагать даль- нейшее развитие игры.

. Игры на мини- досках 3x3; 4x4 Практические навыки. Головоломки: Перехитри ча- сового Грозный ферзь Хитрый слон Ход коня Запри в клетке. Игры-поединки.

Список использованной литературы:.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию в подготовительной группе по краеведению.

В плане содержатся цели, темы на каждый месяц, практический выход и  сроки проведения....

план самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

План самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"...

Перспективный план по самообразованию в подготовительной группе.

Перспективный план поможет воспитателям организовать свою работу  по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе....

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Отчёт по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Роль загадки в воспитании дошкольника"...

План по самообразованию в подготовительной группе

"Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста"...

Обобщение опыта по теме самообразования в подготовительной группе "Речевое развитие детей подготовительной группы посредством дидактических игр"

Целью моего самообразования было повысить  профессиональную компетентность  по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создать условия для развит...