Сообщение: "Блоки Дьенеша" - универсальное пособие для организации развивающих игр"
консультация
Логические блоки помогают ребенку овладеть такими мыслительными операциями и действиями как: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение: "Блоки Дьенеша" - универсальное пособие для организации развивающих игр" | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №14
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»
СООБЩЕНИЕ:
«Блоки Дьенеша» -
универсальное пособие
для организации развивающих игр»
Воспитатель: Орехова Екатерина Сергеевна
г.о. Электрогорск
24.11.2021 г.
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, и на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Как правило, эти задания представлены в виде дидактических игр.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Логические блоки помогают ребенку овладеть такими мыслительными операциями и действиями как: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. При этом в одном и том же упражнении мы всегда варьируем правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами, третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).
В зависимости от возраста детей, мы используем не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее сравнивать, классифицировать, обобщать.
С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.
Основная образовательная область, в которой могут применяться блоки Дьенеша – познавательное развитие. Но во время дидактических игр, как правило, происходит взаимодействие детей (образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Новизна моего опыта заключается в том, что он соединяет два, казалось бы, далёких друг от друга компонента: сюжетную игру и логические задачи. Игровые превращения, опирающиеся на образное мышление ребёнка, являются оболочкой для скрытой логической задачи, в основе решения которой лежит сложное мыслительное действие.
Не смотря на то, что логическое мышление у дошкольников только начинает развиваться, работать с блоками Дьенеша можно начать уже со второй младшей группы.
Опыт показывает, что основная цель этой работы – это освоение детьми свойств предметов по форме, цвету и величине.
Задачи определяются в соответствии с целью и возрастом детей:
- Познакомить с формой, цветом, размером объектов;
- Учить детей группировать блоки по свойствам (цвет, форма, величина);
- Учить детей выполнять последовательные действия с помощью алгоритма;
- Учить угадывать и называть блоки по свойствам с помощью тактильных ощущений;
- Развивать логическое мышление, память, внимание;
- Развивать пространственные представления.
Для развития логического мышления, представления о множестве, умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов.
Детям предлагаются следующие задания:
- Найти все фигуры такого же цвета, все фигуры круглой формы, все большие фигуры и т.д.
- Дать белочке все синие фигуры, котику – желтые, а лисичке – красные; или тем же зверушкам все круглые, все большие фигуры и т.д.
- Разложи фигуры по цвету (форме, размеру) и т.д.
В средней группе блоки Дьенеша используются уже как средство логического мышления детей.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать понятия не только математики, но и информатики: кодирование и декодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не». Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Основная цель работы с детьми средней группы научить решать логические задачи на разбиение по свойствам с использованием карточек символов.
Задачи:
- Познакомить детей с карточками – символами свойств предметов без отрицания и с отрицанием, с логическими кубиками и логическими фигурами;
- Учить детей кодировать и декодировать информацию;
- Учить классифицировать блоки с использованием карточек – символов;
- Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение;
- Выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, умение кодировать и декодировать информацию, умение классифицировать блоки по свойствам с использованием корточек символов, называть их, умение сравнивать предметы по 1-4 свойствам, выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
Детям предлагаются следующие задания:
- Найти две одинаковые карточки – символы (противоположности);
- Перевести в слова то, что обозначает карточка;
- С использованием карточек символов заселить блоки в домики; в роли мышек отобрать запасы на зиму; открыть замок; найти бабочку, найти клад и написать письмо, под каким блоком был спрятан клад; поделить подарки между персонажами мультфильма;
- Угостить медвежат печеньем, но печенье в левой и правой лапе должны отличаться 1свойством, далее можно усложнить;
- Написать картины по эскизу. Дети выбирают эскиз картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Далее они придумывают название к своим картинам, рассказывают, что изображено на картине;
- Купить в магазине только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры;
- С использованием логических кубиков украсить торт цукатами, собрать для мамы бусы, посадить на клумбы цветы, подарить подарки кукле Наташе.
В старшем дошкольном возрасте образовательные задачи усложняются:
- Продолжать формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания)
- Продолжать развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать знания, умения навыки для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Продолжать развивать пространственные представления.
- Продолжать развивать познавательные процессы, мыслительные операции; творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.
Развитие конструктивных способностей; путём выбора необходимых блоков с помощью алгоритма и схемы строительства объектов у детей старшего дошкольного возраста.
Детям предлагаются следующие задания:
- расселить блоки по 2- 4 признакам, назвать номер квартиры и этаж.
- начиная с первого ряда, расшифровать код, взять соответствующий блок и глядя на силуэт с цифрами выложить в той же последовательности объект.
- разложить пирожки по тарелочкам, расшифровав код.
- с помощью алгоритма выложить тропинку (по одному, двум признакам)
- с помощью алгоритма выбрать строительный материал, далее приступить к строительству объектов детской площадки.
Использование логических блоков в играх с детьми подготовительной группы позволяет моделировать понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование и декодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не». Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Цель: закрепление детьми навыков кодирования и декодирования информации и вычислительной деятельности.
Задачи:
- Продолжать формировать умение кодировать и декодировать (расшифровывать) информацию, умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке, продолжать учить действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами. Развивать способности к логическим действиям и операциям;
- продолжать закреплять навыки вычислительной деятельности;
- продолжать развивать умение анализировать, «читать схему»; ориентироваться на плоскости; развивать навыки самоконтроля;
- продолжать развивать математические способности;
- способствовать развитию быстроты реакции, вырабатывать умение соблюдать правила, работать в коллективе, развивать логическое мышление, внимание, память.
Детям предлагались следующие задания:
- с помощью алгоритма, расшифровав код, выложить дорожку;
- вывезти груз по любому из предложенных маршрутов, при этом, с грузом будут происходить изменения;
- с помощью карточки с числовыми соотношениями узнать номер поезда, для перевозки груза;
- решив пример на карточке, и расшифровав код, взять блок соответствующий шифру, заполнить изображения предметов;
- найти камни с необычными свойствами.
Во всех возрастных категориях детям предоставлялась возможность использовать блоки во время самостоятельной игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры).
Литература:
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; - Москва.: «Издательство «МОЗАИКА –СИНТЕЗ» 2014.-368с.
- Е.Н. Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст). ТЦ «Учитель». Воронеж. 2006г. 77с.
- Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для малышей «Маленькие логики».Борисенкова Е. Ю. С – Пб.«Корвет» 2012г. 16с.
- Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Спасатели приходят на помощь». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г. 14с.
- Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Поиск затонувшего клада». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г. 12с.
- Игровой альбом «Блоки Дьенеша» для старших (5 – 8 лет) «Праздник в стране Блоков». Б.Б. Финкельштейн. С – Пб.«Корвет» 2014г. 14с.
- Методические советы по использованию игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами «Давайте вместе поиграем». Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. ООО «Корвет», Санкт – Петербург.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Блоки Дьенеша - универсальная развивающая игра"
Примеры игр с блокми Дьенеша для детей разных возрастных групп....
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра!
Что такое логические блоки? И зачем они нужны? (слайд 1) Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьен...
Лэпбук- как универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации.
Цель методической разработки: развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания «лэпбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный ...
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра!
Что такое логические блоки? И зачем они нужны?Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Д...
Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...
Логико-математическое развитие детей в детском саду: развивающие и дидактические игры, универсальные пособия, проблемные ситуации, экспериментирование, логические задачи
Понятие и подходы, задачи и содержание, средства и технологии, организация развивающего пространства, обеспечивающего логико-математическое развитие детей в детском саду: развивающие и дидактические и...
«Развивающие игры на липучках – универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка младшего дошкольного возраста».
Вашему вниманию хочу представить универсальные пособия для всестороннего развития ребёнка – это игры на липучках. Развивающие липучки помогут вам с пользой занять мал...