Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»
консультация
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр мультфильмов, телевизионных передач и компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».
Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачи приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Высказывания выдающихся людей о роли книг:
«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина)
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое» (В. А. Сухомлинский)
«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков)
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается участь человека» (В. Г. Белинский)
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.
Предлагаем примерный перечень народных сказок для каждой возрастной группы:
Первая младшая группа
«Курочка ряба» (обр. К. Ушинского,
«Репка» (обр. К. Ушинского,
«Теремок» (обр. М. Булатова,
«Колобок» (обр. К. Ушинского)
Вторая младшая группа
«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)
«Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова)
«Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской)
«Маша и медведь» (обр. М. Булатова)
«Заюшкина избушка» (обр. О. Капицы)
«Лисичка со скалочкой»
Средняя группа
«Смоляной бычок», «Зимовье» (обр. И. Соколова – Микитова)
«Гуси –лебеди» (обр. М. Булатова)
«Жихарка» (обр. И. Карнауховой)
«Бобовое зёрнышко» (обр. А. Н. Толстого)
«Девочка Снегурочка» (обр. В. Даля)
«Лиса и журавль» (обр. А. Н. Толстого)
«У страха глаза велики» (обр. М. Серовой)
«Привередница» (обр. В. Даля)
«По щучьему велению» (обр. А. Н. Толстого)
«Петушок-золотой гребешок и чудо - меленка» (обр. М. Булатова)
Старшая группа
«Заяц - хвастун» (обр. О. Капицы)
«Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой)
«Крылатый, мохнатый да маслянный» (обр. И. Карнауховой)
«Мороз, солнце да ветер», «Лисичка - сестричка да серый волк» (обр. М. Булатова)
«Сивка – бурка» (обр. М. Булатова)
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. М. Булатова)
«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)
«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)
«Мальчик – с – пальчик» (обр. А. Н. Толстого)
«Белая уточка» (обр. А. Афанасьева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка»
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр мультфильмов, телевизионных передач и компьютерные игры.
Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя».
Кто же вводит ребёнка в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачи приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребёнка. Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Поэтому овладение педагогом навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Ведь надо раскрыть замысел литературного произведения, вызвать у слушателя эмоциональное отношение к прочитанному.
Высказывания выдающихся людей о роли книг:
«Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности» (Е. А. Флёрина)
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь – в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся, плохое» (В. А. Сухомлинский)
«Детская книга при всей её внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребёнка, лишь мудрому терпению взрослых доступны её вершины. Удивительное искусство – детская книжка! (Лев Токмаков)
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело : им решается участь человека» (В. Г. Белинский)
Таким образом, чтение можно считать определяющим фактором в мировоззренческом и нравственном становлении человека.
Мы считаем необходимым включать в педагогический процесс русские народные сказки, символы, сюжеты и метафоры которых широко используются как в воспитательной, так и в психокоррекционной работе многими отечественными и зарубежными специалистами.
Предлагаем примерный перечень народных сказок для каждой возрастной группы:
Первая младшая группа
«Курочка ряба» (обр. К. Ушинского,
«Репка» (обр. К. Ушинского,
«Теремок» (обр. М. Булатова,
«Колобок» (обр. К. Ушинского)
Вторая младшая группа
«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)
«Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова)
«Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской)
«Маша и медведь» (обр. М. Булатова)
«Заюшкина избушка» (обр. О. Капицы)
«Лисичка со скалочкой»
Средняя группа
«Смоляной бычок», «Зимовье» (обр. И. Соколова – Микитова)
«Гуси –лебеди» (обр. М. Булатова)
«Жихарка» (обр. И. Карнауховой)
«Бобовое зёрнышко» (обр. А. Н. Толстого)
«Девочка Снегурочка» (обр. В. Даля)
«Лиса и журавль» (обр. А. Н. Толстого)
«У страха глаза велики» (обр. М. Серовой)
«Привередница» (обр. В. Даля)
«По щучьему велению» (обр. А. Н. Толстого)
«Петушок-золотой гребешок и чудо - меленка» (обр. М. Булатова)
Старшая группа
«Заяц - хвастун» (обр. О. Капицы)
«Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой)
«Крылатый, мохнатый да маслянный» (обр. И. Карнауховой)
«Мороз, солнце да ветер», «Лисичка - сестричка да серый волк» (обр. М. Булатова)
«Сивка – бурка» (обр. М. Булатова)
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. М. Булатова)
«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)
«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)
«Мальчик – с – пальчик» (обр. А. Н. Толстого)
«Белая уточка» (обр. А. Афанасьева)
«Волшебное кольцо» (обр. А. Афанасьева)
«Липунюшка» (обр. А. Н. Толстого)
«Иван Царевич и Серый волк» (пересказ И. Карнауховой)
«Кузьма Скоробогатый» (обр. А. Н. Толстого)
«Морозко» (обр. М. Булатова)
Подготовительная к школе группа
«Царевна – лягушка» (обр. М. Булатова)
«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)
«Снегурочка, пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович»
(обр. В. Одоевского)
«Петух да собака», «Мужик и медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (обр. И. Карнауховой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/19/picture-1039147-1526739962.jpg)
Консультация для воспитателей "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребёнка".
Художественная литература, как средство всестороннего развития ребёнка, определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего народа....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021587-1521133382.jpg)
Консультация для педагогов на тему «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка»
Консультация для воспитателей на тему: «Художественная литература, как средствовсестороннего развития ребенка»...
консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
консультация для воспитателей "Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/15/picture-1295873-1697367228.jpg)
Консультация «Художественная литература, как средство всестороннего развития ребёнка"»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/28/picture-1301655-1609177535.jpg)
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
Консультация для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственног...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-485235-1411565907.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста»(презентация)
Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое....
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-485235-1411565907.jpg)
Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста» - доклад
Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совер...