Консультация для родителей по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста
консультация (младшая группа)

Макарова М А

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. «Малыш играет в кубики, куличики, мяч…» — говорим мы, видя ребёнка за занятием. Однако играть в полном значении этого слова дети начинают к трём годам. В раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Задача педагогов предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований.

Дети 1,5–3 лет обладают достаточным уровнем развития моторики и координации движений, чтобы совершать самостоятельные исследования. Часто родители принимают за шалости то, что для малыша было процессом получения новых знаний.

Поломал машинку — изучил, из каких частей она состоит.

Разлил воду на стол — наблюдал за текучестью жидкости.

Лизнул мыло — проверял вкус ароматного вещества.

Стучал молоточком по игрушке и разбил в итоге — извлекал звук или исследовал прочность предмета.

Развёл в песочнице грязь — экспериментировал с водой и песком.

Воспитатель первой младшей (ранее — ясельной) группы максимально использует исследовательские способности детей. Образовательный процесс выстраивается по принципу «Ребёнок добывает знания». Адаптируясь к условиям пребывания в детском саду, малыши первое время самостоятельно находят себе занятия. Они рассматривают групповое помещение. Изучают внешность друг друга и запоминают лица. Но эффект новизны окружающей обстановки угасает, и воспитатель становится постоянным генератором исследовательских ситуаций.

Виды познавательно-исследовательской деятельности

Действия младших дошкольников по поиску информации бывают стихийными или организованными. Стихийно, т. е. спонтанно, исследование начинается, когда ребёнка вдруг что-то заинтересовало. У него появилось желание изучить объект. Дети 1–3 лет стихийно исследуют предметы в игровом уголке, природные материалы и насекомых во время прогулки. Воспитателю необходимо подмечать моменты заинтересованности у подопечных: стимулировать дальнейшее исследование или провести полноценное занятие на эту тему в ближайшие дни. Занятия по познавательно-исследовательской деятельности, опыты на прогулке или досуге, экспериментирование в научном уголке — это совместная деятельность воспитателя и детей, заранее спрогнозированная и подготовленная.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста бывает двух видов :

1. Поисково-познавательная деятельность — это совместная работа руководителя и ребят по решению проблемных вопросов. Реализуется в беседах, природными явлениями, миром растений и животных). («Почему запрещено пить воду из лужи?», «Почему распускается бутон?», «Когда сосулька растает?», наблюдениях (за предметами

2. Познавательно-практическая деятельность — получение информации практическим путём через опыты и эксперименты. В условиях ДОУ дети экспериментируют под контролем педагога (в целях безопасности и для достижения полезного результата).

Таблица: примерных занятий

Тема занятия Вариант создания мотивации к дальнейшему исследованию

«Ледяная гирлянда» : исследование способности воды переходить из жидкой формы в твёрдую. Включение в игровую ситуацию.

В детский сад приходит Снегурочка (воспитатель или нянечка в костюме). Она поздравляет ребят с наступающим Новым годом. Снегурочка встревожена, беспокоится, что праздничный утренник сорвётся — ёлочка на территории садика не наряжена, Дед Мороз может не заметить её и пройти мимо. Сказочная гостья предлагает детям украсить ёлку ледяными бусами.

«Тонет — не тонет» : исследование способности воды выталкивать предметы меньшей плотности. Создание сюрпризного момента.

Начинается занятие, за дверью слышится плач, заходит девочка в слезах. Воспитатель спрашивает, что случилось. Девочка рассказывает, что гуляла на берегу реки, уронила в воду мяч и боится, что он утонет. Воспитатель предлагает детям провести опыт (при помощи тазиков с водой и резиновых мячей) и доказать Тане, что мяч в реке не утонет.

«Из чего состоит почва?» : исследование состава почвы. Сюрпризный момент — новый инструмент.

Дети садятся за столики, на которых расставлены тарелочки с грунтом. Сообщается тема занятия. Неожиданно почтальон доставляет посылку на адрес группы. Дети вскрывают коробку — в ней лежат увеличительные стёкла (по количеству детей). Воспитатель рассказывает о функциях лупы и подводит детей к мысли о том, что именно этот инструмент нужен сегодня для изучения состава почвы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно - исследовательского интереса у детей раннего возраста через развивающие игры

В методической разработке вы найдёте интересный материала по организации и проведении развивающих игр с детьми раннего возраста: Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый,...

Консультация для родителей "Пальчиковые игры и изобразительная деятельность детей раннего возраста"

Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. Развивая мелкую моторику,  мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письм...

Консультация для родителей на тему:«Организация игровой деятельности детей раннего возраста в быту»

Для детей игра – не просто веселье, это нечто более важное. Играя, дети учатся жить, осознавать самих себя и свое место в этой жизни....

Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»

Консультация для родителей «Использование дидактических игрушек в деятельности детей раннего возраста»...

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для детей раннего возраста"

Мелкая моторика — это способность человекавыполнять мелкие и точные движения кистямии пальцами рук в результате скоординированныхдействий трех систем: нервной, мышечной икостной. Развитие мелкой...

Консультация для родителей по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста

laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток пре...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...