Совместная работа воспитателя с учителем-логопедом
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)
Взаимодействие учителя-логопеда и педагогов ДОО
Проект "8 марта"
Педагогический проект "Игровой самомассаж"
Проект "Мой любимый Смоленск"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
documentsviewer.docx | 233.77 КБ |
proekt_8_m.docx | 186.51 КБ |
proekt_igrovoy_samomassazh.docx | 23.17 КБ |
proekt_moya_lyubimyy_smolensk.docx | 114.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №77 «МАШЕНЬКА» города Смоленска
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И
УЗКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2020-2021 учебный год
учит ель-логопед
Грекова А.А.
Схема взаимодейст вия участ ников коррекционного процесса
Взаимодейст вие учит еля-логопеда и музыкального руководит еля
в коррекционно-образоват ельной работ е
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Учит ель - логопед и музыкальный руководит ель должны учит ыват ь:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Основные задачи, стоящие перед учителем – логопедом и музыкальным руководителем
Оздоровительные | Образовательно- воспитательные | Коррекционные |
аппарат.
и моторные функции.
правильную осанку |
движениях ритмическую выразительность.
|
грамматический строй и связную речь. |
Направления деят ельност и учит еля - логопеда с музыкальным руководит елем ДОУ
1 | Оказывает помощь в рамках логопедического сопровождения деятельности музыкального руководителя. |
2 | . Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для детей с нарушением речи). |
3 | Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий). |
4 | Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей. |
5 | Участвует в выполнении годовых задач по музыкальному развитию. |
6 | Осуществляет сопровождение на занятиях по развитию памяти, внимания, координации движений, при подготовке к проведению праздников, досуга. |
7 | Участвует в организации и проведении театрализованных представлений |
План взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем
на 2020 – 2021 учебный год.
№ П/П | ФОРМА РАБОТЫ | СРОКИ (месяцы) |
1 | Рекомендации по работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ на текущий период | 09 |
2 | Планирование совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми с ТНР | 09 |
3 | Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | 09 |
4 | «День города» - музыкальное развлечение | 09 |
5 | «День знаний» подготовка и проведение музыкального праздника | 09 |
6 | «Значение распевок и логоритмических упражнений в коррекционной работе с детьми с ТНР» (консультация) | 11 |
7 | Подбор речевого материала к праздникам, развлечениям (стихи, игры со словом, пальчиковые игры, потешки, поговорки и т.д.) | УЧ.ГОД |
8 | Распределение песенного репертуара для сольных и ансамблевых выступлений с учётом индивидуальных речевых возможностей детей | УЧ.ГОД |
9 | Использование рифмовок, считалок, поговорок, скороговорок и т.д. на музыкальных занятиях для закрепления правильного звукопроизношения. | 03 |
10 | Контроль за распределением ролей в сказках и инсценировках с целью эффективного использования навыков и умений, которыми овладели дети за период коррекционного обучения. | 04-05 |
11 | Проведение совместных тематических развлечений и итоговых открытых занятий для родителей | УЧ.Г. |
12 | Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя. | УЧ.Г |
13 | Взаимообмен результатами диагностики речевого и музыкального развития детей логопедических групп. | 05 |
Взаимодейст вие учит еля-логопеда и воспит ат еля в коррекционно-образоват ельной работ е
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Учитель - логопед, и воспитатель ДОУдолжны учитывать:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Основные функции учит еля – логопеда и воспит ат еля ДОУ
Функции логопеда | Функции воспитателя |
индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работыс каждым из них.
выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
грамматическихкатегорий.
развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. |
детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). |
|
речевом материале. Воспитатель проводит занятия по развитию речи,ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними. |
Направления деятельности учителя - логопеда с воспитателями ДОУ
1 | Содействует формированию банка развивающих игр с учетом особенностей дошкольников. |
2 | Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий |
3 | Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности. |
4 | Составляет логопедическое заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников. |
5 | Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника |
6 | Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей |
7 | Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии) |
8 | Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.). |
9 | Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.) |
План взаимодействия
учителя-логопеда с воспитателем ДОУ на 2020 – 2021 учебный год
№ п/п | Форма работы | Сроки (месяцы) |
1 | -Рекомендации воспитателям средних и старших групп по проведению пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми. | 09 |
2 | Планирование совместной работы логопеда и воспитателя с детьми, зачисленными на логопункт. | 09 |
3 | Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса | 09 |
4 | -Рекомендации воспитателям по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений) | 10 |
5 | Ознакомление воспитателей с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков у детей. | 10 |
6 | Беседы с воспитателями старших групп о психолого- педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения. | 11 |
7 | Рекомендации воспитателям по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий у детей с ТНР. | 12 |
8 | Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя- логопеда, воспитателей и музыкального руководителя. | уч.г. |
9 | Консультация для воспитателей ДОУ по теме: «Использование символов звуков для преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей». | 01 |
10 | Участие в ППк по набору детей на логопункт на следующий уч. г. | 03 |
11 | Рекомендации воспитателям по проведению работы над развитием связной речи у детей старшего дошкольного возраста | 03 |
12 | Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за правильным звукопроизношением. | 04 |
13 | Практические и теоретические рекомендации воспитателям по осуществлению коррекционно- логопедических мероприятий во время летнего периода. | 05 |
Взаимодейст вие учит еля - логопеда и педагога - психолога
осущест вляет ся по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Функции взаимодействия учителя логопеда и педагога – психолога
Психопрофилактическая функция | Коррекционно – развивающая функция | Диагностическая функция |
Формирование у педагогов иродителей информационной готовности к коррекционной логопедическойработе с ребенком | Разработка и внедрение интегрированной коррекционно – развивающей программы | -Изучение психических и речевых особенностей развития ребенка - Выделение факторов риска на основе полученных результатов |
Задачи взаимодейст вия учит еля-логопеда и педагога–психолога
Задачи учителя – логопеда | Задачи педагога - психолога |
Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей подготовительныхгрупп, определение основных направлений и содержание работы с детьми-логопатами | Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки Совершенствование мелкой моторики Развитие зрительно – моторной координации |
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии сих индивидуальными программами | Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Активизация отработанной лексики |
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды | Повышение психологической культуры родителей и педагогов |
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на коррекционные логопедические занятия |
Направления деят ельност и учит еля - логопеда с педагогом–психологом
1 | Планирует совместно с другими специалистами и организует интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе. |
2 | Участвует в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой артикуляционной моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы. |
3 | Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами. |
4 | Участвует в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии. |
5 | Подбирает материал для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, упражнения с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, сооружение простых построек по образцу и др. |
6 | Консультирует и направляет родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом – психологом. |
7 | Участвует в ППк (организация работы, составление заключений). |
8 | Совместно с другими специалистами осуществляет психологическое сопровождение детей в период адаптации. |
9 | Участвует в интегративной образовательно-воспитательной деятельности |
Взаимодейст вие учит еля-логопеда и инст рукт ора по физической культ уре
в коррекционно-образоват ельной работ е
Взаимодейст вие логопеда и инст рукт ора по физической культ уре осущест вляет ся по двум направлениям:
- коррекционно-развивающее;
- информационно-консультативное.
Учитель - логопед, и инструктор по физической культуре должны:
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Основные задачи стоящие перед учителем – логопедом и инструктором по физической культуре
Оздоровительные | Коррекционные |
Укреплять костно-мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку Оптимизация мышечного тонуса. Релаксация. | Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики. Закрепление произношения поставленных логопедом звуков. Формирование речевого и физического дыхания. Работа по развитию моторики: а) общей, б) мелкой, в) лицевой и артикуляционной. |
Направления деят ельност и учит еля - логопеда с инст рукт ором по физической культ уре
1 | Участвует в выполнении годовых задач детского сада по физическому развитию. |
2 | Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья детей |
3 | Способствует развитию мелкомоторных и основных движений. |
4 | Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях по физической культуре. |
5 | Участвует в обследовании детей с целью выявления уровня их физического развития, состояния общей, мелкой моторики |
План взаимодейст вия учит еля-логопеда с инст рукт ором по физической культ уре
2020 – 2021 учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки (месяц) |
1 | Планирование совместной работы учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в подготовительных группах ДОУ. | 09 |
2 | Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса. | 09 |
3 | Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о приемах включения в занятия по физо элементов логоритмической гимнастики и дыхательных упражнений | 09 |
4 | Помощь инструктору по физической культуре в подготовке спортивных праздников | уч.г |
5 | Ознакомление инструктора по физической культуре с некоторыми приёмами закрепления поставленных звуков у детей с ТНР (считалки, чистоговорки, скороговорки) Подобрать соответствующую литературу | 10 |
6 | Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения эффективного взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре | уч.г |
7 | Индивидуальная беседа с инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи. | 01 |
8 | Участие в составлении сценария веселые старты «Мама, папа, я – спортивная семья» | 02 |
9 | Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | 03 |
10 | Беседа с инструктором по физической культуре на тему: «Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями» | 04 |
11 | Практические и теоретические рекомендации инструктору по физической культуре по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода для детей с ОВЗ | 05 |
Взаимодейст вие учит еля-логопеда и родит елей воспит анников
Цель работы учителя – логопеда с семьей
Включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.
Задачи работы учителя – логопеда с семьей:
- сформировать у родителей желание помогать ребенку;
- формирование мотивации к участию в образовательном процессе;
- повышение уровня педагогической компетенции родителей;
- информационная и дидактическая поддержка семьи.
Направления деятельности учителя - логопеда с родителями воспитанников
1 | Обучает родителей:
|
2 | Проводит:
контакта; |
3 | Знакомит родителей:
ребенка на каждом возрастном этапе. |
4 | Объясняет родителям значимость:
|
План взаимодействия учителя-логопеда с семьей на 2020-2021 учебный год.
№ п/п | Форма работы | Сроки (месяц) |
1 | Анкетирование | 09,05 |
2 | Индивидуальные беседы, опросы, консультирование | уч.год |
3 | Участие в родительских собраниях (общесадовских, групповых: подготовительные группы «Ручеек», «Ромашки», средние группы «Звездочки», «Капельки») | 09,10 04 |
4 | Проведение заочных викторин, конкурсов для детей совместно с родителями на заданные лексические темы | по плану |
5 | Консультативная работа согласно годовому плану (индивидуальная по запросам, оформление папок-передвижек, ширм, логопедических уголков во всех возрастных группах ДОУ) | уч.год |
6 | Участие в подготовке детей к выступлениям на праздничных утренниках, городских и внутрисадовскихконкурсах чтецов | уч.год |
7 | Привлекать активно родителей в совместную с детьми работу по созданию поделок, рисунков, аппликаций к значимым событиям в жизни детского сада, родного города | уч.год |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77 «Машенька» города Смоленска
Педагогический проект
«ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК»
ПОДГОТОВИЛИ:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД А.А.Грекова
ВОСПИТАТЕЛИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ПЧЁЛКИ» Филатова Т.В., Юзвик Т.А.
Паспорт проекта:
Тип проекта: Информационный, творческий, групповой, среднесрочный (24.02-06.03.2020 г).
Участники проекта: дети старшей группы «Пчёлки», воспитатели Филатова Т.В., Юзвик Т.А., учитель-логопед Грекова А.А., родители воспитанников.
Цель проекта: Расширять представления детей о возникновении праздника 8 Марта.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с историей возникновения праздника 8 Марта.
2. Формировать умение у детей анализировать произведения о мамах.
3. Развивать грамотную речь, при составлении описательного характера о мамах.
4. Вызывать желание детей изображать в рисунке портрет своей мамы.
5. Принять участие в праздничном утреннике ко дню 8 Марта
6. Вызывать желание детей создавать подарки к празднику своими руками.
7. Привлечь детей к созданию коллективной поздравительной открытки «Нашим мамочкам».
8. Развитие мелкой моторики.
Актуальность проблемы:
В современном мире гендерное воспитание детей уходит на задний план. Это связано с часто сталкиваемой проблемой - воспитание детей в неполноценных семьях или в семье такая атмосфера, что ребенок не видит положительных взаимоотношений мужчины и женщин. Поэтому расширение гендерного представления у дошкольников становится одной из важных задач при посещении ребенком ДОУ. Из выше сказанного можно сделать вывод, что формирование у мальчиков представлений о том, что мужчина должен внимательно и уважительно, относится к женщинам, становится актуальным. Анализируя выше сказанное, подвело к создания проекта направленное на формирования бережного и чуткого отношения к самым близким людям, потребности радовать близких добрыми делами, а также в преддверии праздника 8 марта.
Мы привыкли принимать существующие праздники как само собой разумеющееся, если есть праздник, значит, нужно его отмечать, поздравлять, дарить подарки. При подготовке детей к празднику возник вопрос: «Откуда пришел праздник? Почему именно 8 Марта стал международным женским днем?». Возникла идея провести подготовку к празднику в ходе осуществления проекта «8 Марта – международный женский день», познакомить детей с историей возникновения праздника и подготовить с детьми для милых мамочек помимо индивидуальных открыток мамам и бабушкам ещё и коллективную поздравительную открытку «Нашим мамочкам».
Проект состоит из 3 этапов:
- Подготовительный этап.
- Разработка стратегии реализации проекта.
- Подбор литературных произведений о маме.
- Подбор материала по теме «История возникновения праздника».
- Организация выставки рисунков «Моя мамочка».
- Составление плана основного этапа.
- Определение цели и задач проектной деятельности.
- Основной этап.
- Рассматривание фотографий мам.
- Знакомство с историей возникновения праздника.
- Рассматривание иллюстраций книг о знаменитых женщинах нашей страны.
- Чтение произведений с дальнейшим анализом С. Тетерин «Будет мама очень рада», «Моя любимая мама» (стихи и рассказы), стихи о маме «Ты на свете лучше всех», «Моя мама лучше всех».
- Консультация для родителей «История возникновения праздника 8 Марта».
- Составление описательных рассказов «Моя мама».
- Изготовление поздравительных открыток.
- Заключительный этап.
- Оформление коллективной поздравительной открытки «Нашим мамочкам».
- Участие в Утреннике посвященному празднику 8 марта
Значимость проекта
Дети: получают новые знания о происхождении праздника, чтение произведений о самом близком для себя человеке МАМЕ, составляют рассказы описательного характера о своей маме.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, совместно с ребенком читают произведения о маме, получают подарки от своих детей, которые дети создают своими руками.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатели: занимаются подбором нужного материала, организуют образовательные ситуации, знакомят с произведениями о маме, эффективно развивают творческое и познавательное мышление дошкольников и мелкую моторику рук.
Учитель-логопед: проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию связной речи и активизации словаря по заданной теме;
подбирает дидактические игры и задания на развитие лексико-грамматического строя речи, автоматизации поставленных звуков.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, применяя полученные ранее знания, участвуют в разборе произведений, участвуют в продуктивной деятельности.
Родители: совместно с детьми читают произведения о маме, принимают активное участие в подготовке к утреннику.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
- Произведения о маме.
- Консультация «История возникновения праздника 8 Марта».
Материально - техническое:
- Цветная бумага, ватман, фломастеры, гуашь, клей, карандаши, компьютер.
Предполагаемый результат проекта
1. Для детей:
- развитие интереса детей к празднику 8 марта.
-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
- построение грамматически правильной речи при составлении описательных рассказов;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книгами по теме проекта.
2. Для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы;
- активное участие родителей в жизни детского сада и группы;
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
консультация для родителей
«История возникновения праздника
8 Марта»
Возник этот праздник как день борьбы за права женщин. 8 марта1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 года образовался еще один - впервые его членами стали женщины. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права.
В 1910 году на Международной конференции женщин социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв, женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты, за право на труд, уважение своего достоинства, за мир. В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.
А потом его отметили 12 мая 1912 года. В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации «научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение, и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Повестка дня научных чтений включала вопросы: право голоса для женщин; государственное обеспечение материнства; о дороговизне жизни. В следующем году во многих государствах Европы 8 марта или приблизительно в этот день женщины организовали марши в знак протеста против войны.
В 1917 году женщины России вышли на улицы в последнее воскресенье февраля с лозунгами "Хлеба и мира". Через 4 дня император Николай II отрекся от престола, временное правительство гарантировало женщинам избирательное право. Этот исторический день выпал на 23 февраля по юлианскому календарю, который в то время использовался в России, и на 8 марта по григорианскому календарю.
Международный женский день 8 марта с первых лет Советской власти стал государственным праздником. С 1965 года этот день стал не рабочим. Существовал и его праздничный ритуал. В этот день на торжественных мероприятиях государство отчитывалось перед обществом о реализации государственной политики в отношении женщин. Постепенно Международный женский день в стране терял свою политическую окраску.
После распада Советского Союза день 8 марта остался в перечне государственных праздников Российской Федерации. Отмечается Международный женский день и в странах СНГ: в Азербайджане, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Таджикистане, Туркмении, Украине, Белоруссии как Международный женский день; в Узбекистане как День матери; в Армении его отмечают 7 апреля как День материнства и красоты.
Версия происхождения праздника 8 Марта
Всем известно, что 8 марта - это международный женский день. Правда, отмечают его только на территории бывшего СССР. Историю этого праздника все привыкли связывать с Кларой Цеткин, которая создала революционный отряд, состоящий из женщин, так сказать решила использовать неудержимую энергию женщин на борьбу с эксплуататорами. И хотя создание его было делом не одного дня, решено было выбрать день, который можно было бы считать Днем Рождения «женского пролетариата». Выбор числа принадлежал Кларе Цеткин, которая сумела связать рождения нового отряда, борющегося против несправедливости с историей ее народа (есть мнение, что Клара Цеткин была еврейкой, а именно с такой ее страницей, которая рассказывает об Эсфирь.
Много веков назад Эсфирь спасла свой народ от тирана. Ей и посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа - праздник Пурим. Празднуется он на переломе от зимы к весне. Возможно, в тот год, когда было принято решение начать праздновать "Международный женский день", праздник Пурима пришелся на 8 марта. И хотя у иудеев время празднования Пурима скользит почти также как время празднования православной Пасхи, но число прижилось. Возможно было неудобно каждый год изменять дату. Сам по себе праздник Пурима очень уникален. Он не относится к религиозным праздникам.
480 г. до Рождества Христова. После окончания вавилонского плена евреев, все желающие могли вернуться в Иерусалим. Но, прижившись за столетья в Вавилоне, евреи не захотели все вернуться и покинуть обжитые места. Тем более что дела шли неплохо. Тысячи евреев остались жить в городах персидской империи и, причем в положении отнюдь не рабском.
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Персидский министр обороны генерал Аман идет к царственному Ксерксу и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительной - истребить всех евреев.
О замысле Ксеркса узнает его жена царица Эсфирь, которая скрывала от царя свое происхождение (она была еврейкой). Она не стала прямо просить царя о милости, а решила использовать любовь царя к себе. В момент, когда царь был под действием ее неотразимых чар, она потребовала с него обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ. И Ксеркс, без особых раздумий отвечавший согласием на все эти вопросы, потом с удивлением обнаружил, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев.
В итоге в день 13 Адара (этот месяц еврейского календаря приходится на конец февраля - начало марта) во все города империи приходит царское повеление относительно погромов. Но готовилось-то все к избиению евреев. А гонцы привезли совершенно иной указ. Оказалось, что царь позволил Эсфири и ее двоюродному брату и воспитателю Мардохею составить указ о предстоящих погромах.
"И позваны были царские писцы и написано было все так, как приказал Мардохей к правителям ста двадцати семи областей от имени царя - о том, что царь позволяет иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, истребить, убить и погубить всех сильных в народе и в области, которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить". в течение двух дней "все князья в областях, и сатрапы, и исполнители дел царских поддерживали иудеев. И избивали иудеи всех врагов своих, и истребляли, и поступали с неприятелями по своей воле".Аман был повешен с десятью его детьми. Всего было уничтожено 75 000 персов. Элита страны. Все, кто мог быть конкурентами. Участь персидской империи была предрешена. А в честь своей победы иудеи стали чтить и праздновать этот день ежегодно, и этот праздник считается величайшим. Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать".
Возможно, и эта версия происхождения праздника 8 Марта имеет право на существование. Но главное, что сегодня этот День мы празднуем как начало весны, как день поклонения женщине, ее красоте, ее мудрости и всему, что отождествляется с женственностью.
С ПРАЗДНИКОМ, МИЛЫЕ ЖЕНЩИНЫ!
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Игровой самомассаж»
Актуальность
Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой и дыхательной гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т. д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных способностей рук детей, оздоровления детей, повышения иммунитета, профилактики речевых нарушений у младших дошкольников.
Мы рекомендуем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей и пальцев рук, являющийся эффективным и универсальным развивающе-оздоровительным средством, средством развития тонких движений пальцев рук, средством профилактики и коррекции нарушений звукопроизношения у детей.
Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но массирующей кисти.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от рецепторов мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга, развиваются межполушарное взаимодействие.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
Мы убедились, что самомассаж можно провести во время любой образовательной деятельности, в индивидуальной работе, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или свободной игровой деятельности, т.е. в каждую свободную минутку. Продолжительность их невелика (всего 2-3 мин), а оздоровительный эффект очень большой. Обязательно эти упражнения сопровождаются легко запоминающимися стихами, потешками, считалками, детскими песенками. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту.
Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что самомассаж проводился с учётом психоэмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.
В силу того, что возраст детей нашей группы 3-4 года, движения пальчиков у них менее точные, мелкая моторика еще не развита полностью, решили остановиться пока на самомассаже кистей и пальцев рук, чтобы потом осуществить следующий этап проекта – самомассаж других частей тела.
Участники: дети средней группы «Пчёлки», воспитатели, учитель-логопед, родители
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный
Срок реализации: сентябрь-май 2022-2-23 учебного года
Цель:
Сохранение и укрепление здоровья детей путем использования нетрадиционных педагогических здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;
- нормализация тонуса и эластичности мышц, повышение работоспособности;
- улучшение функционального состояния центральной нервной системы;
- мобилизация защитных и приспособительных сил организма;
- укрепление здоровья дошкольников;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- повысить грамотность родителей в вопросах укрепления здоровья дошкольников;
- развивать речевые и творческие способности детей.
Ожидаемый результат
- укрепление здоровья детей;
- овладение навыками оздоровления. Освоения детьми упражнений игрового самомассажа, запоминание небольших стихотворных текстов
- формирование эмоциональной сферы детей, подвижности нервных процессов;
- развитие коммуникативных и творческих способностей детей;
- повышение компетенции педагогов и родителей в вопросах использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с целью формирования здорового образа жизни детей;
- заинтересованность родителей не только в результатах, но и в самом процессе оздоровительной работы с детьми;
- дети становятся добрее, понимают шутку, юмор, радуются, общаясь и взаимодействуя друг с другом
При игровом самомассаже используем следующие приемы:
- Поглаживание;
- Растирание;
- Разминание;
- Поколачивание.
Методы обучения дошкольников игровому самомассажу:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Игровой
Содержание работы:
Работа с детьми:
• Игровые упражнения для самомассажа пальчиков и кистей рук с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий;
• Приемы игрового самомассажа в дополнительной образовательной деятельности «Речецветик», в физминутках, в утренней гимнастике
• Придумывание и изготовление пособий для самомассажа
Работа с семьей
• Консультации для родителей: «Самомассаж - еще один шаг для укрепления здоровья детей»
• Памятка для родителей «Игровой самомассаж»
• Совместное с детьми придумывание и изготовление пособий для занятий самомассажем.
Работа с педагогами
• Консультация учителя-логопеда для воспитателей «Здоровьсберегающая технология «Игровой самомассаж», как средство укрепления здоровья дошкольников»;
- Презентация для воспитателей «Самомассаж, как средство оздоровления дошкольников»
Практический результат проекта
• Оформление выставки пособий «Сам себе массажист»
• Практическое применение продуктов проекта в утренней гимнастке, гимнастики после дневного сна, в образовательной деятельности, на физминутках, в игровой деятельности детей
- Сухой бассейн (фасоль + горох с мелкими игрушками)
- Картотека упражнений для проведения игрового самомассажа с детьми дошкольного возраста
- Буклет-памятка для родителей «Игровой самомассаж»
Выполнили:
учитель-логопед А.А.Грекова, воспитатели Филатова Т.В., Юзвик Т.А.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77 «Машенька» города Смоленска
Проект
«Мой любимый Смоленск»
ПОДГОТОВИЛИ:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД А.А.ГРЕКОВА
ВОСПИТАТЕЛИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ПЧЁЛКИ
Актуальность проекта
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д. С. Лихачев
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
- Сформировать у детей представления о городе, в котором они живут
- Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как субъекта разнообразных видов деятельности
- Воспитание нравственно-эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
- Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
- Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания о своем родном городе
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5.Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Вид, тип проекта: Информационно-ориентированный, творческий, долгосрочный.
Срок реализации: 4 недели (01.09-01.10.2020 г.)
Участники проекта: дети подготовительной группы «Пчёлки», учитель-логопед, воспитатель, родители, музыкальный руководитель
Возраст детей: 5 6-7 лет
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Содержание работы:
Работа с детьми
Беседа о родном городе. Презентация «Прогулка по Смоленску»
Оформить фотоальбом «Мой любимый Смоленск»
Слушание и разучивание стихов о Смоленске
Работа с семьей
Консультация для родителей «Воспитываем маленького патриота»
Памятка для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Заочная викторина с детьми дома «Расскажи о своем родном городе»
Рекомендации для домашнего чтения
Работа с педагогами
Консультация «Обогащение активного словаря старших дошкольников по теме патриотического воспитания»
Практический результат проекта
Подведение итогов заочной викторины
Музыкальный праздник, посвященный Дню города
Выставка рисунков «Герб города Смоленска»
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что – да, дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона, в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса.
Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время
которых они смогут узнать что-то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Рекомендации для родителей
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах
Консультация для родителей
Воспитание патриотических чувств
у дошкольников
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о
родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР «Поможем Человеку Рассеянному» (по произведениям С.Я.Маршака)
Конспект содержит материал, помогающий педагогам в работе с детьми с ОНР по развитию речи....
СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Представлен материал еженедельного планирования взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР 3 уровня речевого развития....
Совместное занятие воспитателя и учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Давайте жить дружно и говорить друг другу комплименты»
Задачи занятия:• Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;• Продолжать учить детей понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои су...
"Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда по формированию грамматического строя речи"
В последнее время актуальным является вопрос комплексной коррекционной работы по преодолению различных речевых нарушений у детей с привлечением различных специалистов: логопедов, психологов, воспитате...
Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет".
Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет"....
Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда
Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и узкими специалистами ДОУ на 2021-2022 учебный годПедагогические проекты "Женкий праздник", "Игровой самомассаж", "Мой любимый...
Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Проекты:- 8 марта- Духовно-нравственное воспитание дошкольников- Игровой самомассаж- Мой любимый Смоленск- Птицы...