Практикум для педагогов «Организация работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством коммуникативных игр».
консультация
Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_emotsii_i_kom.igry_.docx | 20.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для педагогов
«Организация работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников посредством коммуникативных игр».
1,2 слайд
Задачи:
1. Познакомить педагогов с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.
2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.
Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на практикуме.
Я надеюсь, что вы получите полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.
А начнем мы с короткой притчи:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
Вот так и в наших руках возможность создать в ДОО такую атмосферу, в которой воспитанники будут чувствовать себя спокойно, тепло, уютно и комфортно.
3 слайд
2. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?
Придумайте слова к каждой букве данного слова.
К - красота
О - органичность
М - мама
Ф - фантазия
О - отдых
Р - радость
Т - тепло
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться, весел и здоров.
Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами на тему: «Создание условий для эмоционального благополучия детей посредством коммуникативных игр».
4 слайд
Понятие «здоровый ребенок дошкольного возраста» включает набор характеристик - жизнерадостность, активность, любознательность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.
5 слайд
Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в развитии эмоциональной сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми. Они не всегда способны понять чужие эмоции и осознать свои, не могут выразить чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми.
6 слайд
Поэтому эмоциональную сферу детей нужно развивать с раннего возраста, а помогут нам в этом игры: «Крошка Енот», «Выражение эмоций», «Детский сад», «Художник» и др. Цель этих игр развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.
Игра «Выражение эмоций».
Цель: Развитие умений выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть. Вызвать у детей положительные эмоции.
Ведущий читает отрывок из русской сказки «Баба Яга».
«Баба Яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем он не выцарапал девочке глаза».
Уважаемые педагоги, какую эмоцию мы можем выразить, прослушав данный отрывок? (Жалость).
Отрывок из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»:
«Алёнушка обвязала его шелковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…» (печаль).
Отрывок из сказки «Гуси-лебеди»:
«И они прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли, гостинцев принесли» (радость).
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит - стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти» (удивление).
Отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку!» (восторг).
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу…» (испуг).
В дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми. Когда взрослые ласково относятся к ребенку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоциональное неблагополучие же может возникнуть в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха, в каком-либо виде деятельности, особенно в спортивных соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.
7 слайд
Одна из задач, которая стоит перед педагогом для создания эмоционального благополучия, это формирование у детей чувства уверенности в окружающем мире. Создание условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям и самоуважения. Обеспечение условий для преобладания позитивных эмоций в ежедневном распорядке дня детей; создание благоприятного психологического климата в ДОО и по возможности в семье.
8,9,10,11,12 слайд
Так, в нашей группе дети ежедневно вовлечены в различные групповые, самостоятельные, интересные виды деятельности, например:
1) игры и упражнения для детей с затруднениями в общении: «Рукавички», «Эхо», «Кто позвал?», «Мое настроение», «Веселое путешествие»;
2) игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: «Доброе животное», «По кочкам», «Уходи, злость, уходи», «Грустно – весело», «Поссорились»;
3) методы регуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей «Возьми себя в руки», «Стойкий солдатик», «Замри»;
4) проблемно – практические ситуации, направленные на закрепление правил поведения для поддержания здоровья, поиск детьми путей выхода из сложившейся ситуации: «Как бы ты поступил?», «Незнайка в гостях», «Полезно ли говорить очень громко?».
Педагогам необходимо иметь в своем активном словаре достаточное количество ласковых слов.
Предлагаю воспитателям поиграть в игру «Секрет».
Цель: формировать профессиональную компетентность.
Игра «Секрет»
Каждый ребёнок нуждается во внимании сверстников, и наша задача педагогов, обучать детей делать комплименты друг другу и говорить добрые пожелания. В ходе игры ведущий всем участникам раздаёт «по секрету» из красивого сундучка «пуговицу, брошку, бусинку и т. п.» кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Дети ходят по группе, ищут способы уговорить каждого показать свой секрет.
Кого уговорили отдаёт предмет. Ведущий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» затем он дарит комплимент ребёнку.
Обеспечение психологического комфорта детей в ДОО – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.
13 слайд
Сегодня мы проработаем несколько игр, упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой, помогут сплотить детей в группе.
Игра «Веселые ладошки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, внимания.
Цель для ребенка: произносить текст и действовать в соответствии со словами.
Дидактические действия: дети стоят лицом в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх, ведущий идет по кругу и шлепает своими ладошками по ладошкам детей.
Веселые ладошки
Побежали по дорожке
И к ребятам прибежали, да? (на слово «да» тот ребенок, у которого оказались ладошки ведущего, становится за ведущим, теперь двое детей идут в середине круга и шлепают ладошками детей… — так до последнего ребенка).
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, агрессивных действий, сплочение участников, создание атмосферы группового доверия и принятия.
Игра «Разноцветное настроение».
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
«Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!»
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение - хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение – хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение – хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение – не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение – мне грустно, я расстроен
Каждый из вас возьмет лепесток и скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А закончить хочу нашу встречу так (педагог одевает на шею бусы)
Игра «Бусы дружбы»
Цель: формирование позитивного отношения к сверстникам.
Цель для ребенка: взять за руку, образовать круг из друзей.
Дидактические действия: ребенок одевает на шею бусы, говорит текст:
Часто бусы я ношу
Из бусинок и из камней.
А сегодня соберу
Бусы из своих друзей (берет за руку, собирает своих друзей, они образуют круг)
Посмотрите, вот какие
Бусы дружбы получились (водят хоровод)
Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО"
Выступление на районном методическом объединении "Школа начинающего педагога".Тема:Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников в контексте требований ФГОС ДО....
Содержание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп
Описание работы педагога-психолога по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников, педагогов и родителей старших и подготовительных групп...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО».
Сеинар-практикум будет полезен в работе педагога-психолога, старшего воспитателя...
Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников
Общение ребёнка со взрослыми существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты, познавать себя и других....
взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников
Общение ребёнка со взрослым существенно изменяет и преобразует психику маленького человека, помогает устанавливать контакты , познавать себя и других....
Доклад на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников»
Материал интересен для воспитателей ДОУ....
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование игровой технологии «Парашют» для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников»
На мастер-классе педагогов знакомят с игровой технологией "Парашют". Раскрывают задачи, которые можно эффективно решать с его помощью. Здесь же представлены примеры игр для детей разных возр...