Консультация для родителей на тему Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию
рабочая программа
Консультация для родителей на тему Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"
Ребенок растет и развивается в семье, получает «из рук и уст матери» определенную сумму знаний, которая является основой формирования в детском сознании понимания особенностей окружающего пространства, навыков самообслуживания, взаимоотношений с людьми. Воспитательная работа родителей в семье – это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться принимать свое дитя таким, какой он есть, учиться управлять взаимоотношениями с ребенком.
Самообслуживание-это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и овладение умениями и навыками необходимыми в самостоятельной жизни. Формирование навыков самообслуживания решает задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного восприятия, развитие речи, тонкой моторики и зрительно-смотровой координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец.
Навыки самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом к его социализации, как фактор успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Самое главное родители должны ориентироваться не на биологический возраст, а на реальный уровень развития ребенка.
Для того, чтобы сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки родители должны запастись колоссальным терпением. Итак, для того, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно одеваться, раздеваться, есть и правильно умываться необходимо следующее:
1. Учимся культурно есть.
Мы должны научить ребенка правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, тихо выходить по окончании еды из-за стола, благодарить, пользоваться только своим прибором.
2. Учимся правильно мыть руки
Взрослый демонстрирует ребенку, как правильно надо закатать рукава,
смочить руки водой, взять в руки мыло, намыливать до появления пены,
смыть мыло так, чтобы руки не были скользкими (чтобы скрипели во время трения ладони о ладонь, насухо вытереть руки полотенцем, повесить полотенце на место.
3. Учимся одеваться и раздеваться
Показываем ребенку, как правильно расстегнуть пуговицы, снять платье или рубашку, аккуратно повесить на спинку стула, затем снять обувь, поставить ее под стул, снять колготки и повесить их на платье или рубашку, надеть все в обратной последовательности.
Родителям необходимо применять как прямую последовательность, когда ребенок выполняет первое действие из цепочки, а все остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребенок завершает процесс. Количество самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий. Использование навыков, находящихся в зоне актуального развития, сопровождается обучением с учетом зоны ближайшего развития. Например, ребенку трудно застегивать рубашку на мелкие пуговицы, но это не значит, что еще рано формировать навык одевания. Можно использовать более крупные пуговицы, кнопки, липучки и другие виды застежек. Параллельно с этим проводятся игры, помогающие малышу усвоить новый навык. Только после этого его можно включить в цепочку бытовых действий.
Таким образом, все необходимые умения и навыки дети усваивают в процессе игровой деятельности. В режимные моменты необходимо включать игры и упражнения, направленные на формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта.
Игры по развитию навыков самообслуживания
1. Игра: «Убери со стола»
Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
2. Игра: «Обед у кукол»
Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.
Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.
Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.
3. Игра: «Оденем кукол»
Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.
Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.
Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.
Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.
4. Игра: «Мыльные перчатки»
Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Развитие вдоха и выдоха, целенаправленной воздушной струи.
Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце.
Ход игры: взрослый: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые «белые перчатки». Поэтапно объясняется процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Взрослый обращает внимание детей на то, что у них получились модные «белые перчатки».
Затем детям предлагается совместить ладошки, сделать маленькую щелочку (отверстие) и тихонько подуть в это отверстие, у нас с другой стороны ладоней выходит мыльный пузырь. Если у детей не получается надуть мыльный пузырь, взрослый проводит совместные действия с ребенком, помогая ему почувствовать радость от предвкушения появления этого пузыря. После этого мыло смывается под струей теплой воды и руки вытирают насухо полотенцем.
5. Игра: «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку — посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».
6. Игра: «Волшебный шнурок»
Цель: развитие движений мелкой моторики рук, учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке.
Оборудование: игра-книжка «Волшебный шнурок» и шнурки разного цвета (желтый, красный, зеленый).
Ход игры: взрослый вместе с ребенком рассматривает сюжетную картинку, просит назвать, кто изображен на рисунке и что он делает. Предлагает ребенку «дорисовать» шнурком (по выбору) недостающие штрихи (элементы) в картинке: лестница, качели и т.д. Если у ребенка не получается выполнить действие самостоятельно, взрослый совместно с ним воспроизводит эти действия.
Обязательным условием работы является положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность родителей терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Учитывая данную категорию детей невозможно получить быстрый результат, но детей необходимо стимулировать к собственной деятельности, эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Формирование навыков самообслуживания призвано содействовать достижению максимально возможной самостоятельности детей с ОВЗ в быту. Постепенно формируемая привычка к чистоте, опрятности и аккуратности обеспечивает основы приобщения к гигиенической культуре, здоровому образу жизни.
Задачи, которые стоят перед родителями, трудны, но видеть продвижение ребенка – это большая радость. Даже во время полосы неудач может неожиданно появиться что-то новое – и родители должны чувствовать, что их усилия не пропали даром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей - "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию?"
Режим дня– это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт ...
Консультация для родителей на тему: "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"
Режим дня – это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физич...
Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию
Рекомендации для родителей "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"...
Консультация для родителей "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: "Как приобщить ребенка к гигиене и самообслуживанию"
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Здоровье человека ...
Консультация для родителей на тему: "Как приобщить ребенка к гигиене и самообслуживанию"
Консультация для родителей на тему:«Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию»....
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста на тему: «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». ...