Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы «Родничок»
презентация к уроку (младшая группа)
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shaybulatova_doklad_slaydy.doc | 53 КБ |
prezentatsiya_shaybulatova1.ppt | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Шайбулатова С.П., воспитатель
МДОУ «Детский сад № 5 «Ромашка»»
п. Советский РМЭ
Нравственно-патриотическое воспитание детей второй младшей группы на примере кружковой работы «Родничок»
1 слайд: Мы живём в замечательной стране – России, которая является страной с величайшей духовной культурой, богатым историческим прошлым, приветливым, добрым и бескорыстным народом!
2 слайд: В последнее время произошли изменения в экономических и политических сферах жизни, которые привели к ослаблению духовных ценностей народов, населяющих Россию. Эти изменения снизили воспитательное воздействие на формирование чувства патриотизма. Наиболее явной отличительной чертой стала - постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого формируется индивидуально. Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является воспитание любви к самому близкому окружению ребёнка – семье, дому, детскому саду и своему посёлку. Знакомясь с родным посёлком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.
Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.
3 слайд: Занятия кружка направлены на познавательно-речевое развитие и социально - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Работа имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.
Цель кружковой работы состоит в том, чтобы формировать у детей нравственно-патриотических ценности и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду и приобщать детей к культуре русского народа.
В задачи кружковой работы входят: воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему родному городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; расширение знаний и представлений о красоте родного края, родной природы; формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится; воспитание уважения к труду взрослых; развивать творческие и познавательные способности детей.
4 слайд: Кружковая работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю. Продолжительность занятия с детьми второй младшей группы составляет 15 минут.
Кружок «Родничок» для детей второй младшей группы состоит из четырех блоков:
I блок: «Моя семья»;
II блок «Мой дом, моя улица»;
III блок «Мой детский сад»;
IV блок «Мой посёлок».
5 слайд: Каждый блок включает в себя разнообразные формы взаимодействия с детьми:
- беседы;
- инсценировки сказок;
- продуктивные техники изобразительной деятельности (лепка, аппликация, конструирование);
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые, дидактические игры;
- тематические праздники, развлечения;
- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и другое.
6 слайд: Огромную роль также имеет взаимодействие и сотрудничество с родителями, так как одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Поэтому для работы с родителями я использую такие формы взаимодействия, как:
- родительское собрание;
- консультация;
- стенгазета;
- мастер-класс;
- папки-передвижки;
- участие в конкурсах и выставках;
- лэпбук и другое.
7 слайд: I блок «Моя семья» выбран не случайно, так как именно семья является самой первой ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Большое внимание уделяется самому дорогому человеку – маме. Мы беседуем о своих мамах, описываем их, говорим о том, что маме нужно помогать, так как у неё очень много домашних обязанностей. Очень любим заучивать стихотворения о маме и мамам. А недавно мы учили стихотворение Т. Волгиной «Подарок маме», пользуясь техникой – мнемотаблица. Вели беседы и о других членах семьи – папе, братьях, сёстрах, бабушках и дедушках. Читали сказку «Гуси-лебеди», где проследили взаимоотношение сестры к маленькому братику, поиграли в сюжетно-ролевую игру «Бабушка и дедушка приехали» и испекли вместе с бабушкой – оладушки. Не забыли и своих домашних питомцах, где вместе с родителями подготовили мини-проекты на тему: «Мой домашний питомец». Данный блок позволил подвести детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
8 слайд: II блок «Мой дом, моя улица» позволяет воспитывать любовь к дому, в котором живёт ребёнок и его семья. В данном блоке мы старались поговорить о том, что такое дом, какие комнаты и мебель есть в доме, постепенно переходя к тому, что такое улица, адрес. В процессе изучения данного блока, мы делали аппликацию на тему: «Вырос дом, огромный дом», конструировали данную постройку из строительного материала, читали сказку «Теремок» и инсценировали её с детьми.
9 слайд: III блок «Мой детский сад» знакомил детей с помещениями группы и детского сада, их назначением, с предметами, находящимися в детском саду. О детях заботятся сотрудники детского сада — воспитатель, няня, повар, медсестра и др. Дети наблюдали за природой на территории детского сада, зелеными насаждениями, которые его украшают, кормили птиц, которые прилетали на участок. В процессе изучения данного блока, были проведены экскурсии, природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой», беседовали о птицах зимой и лепили им зёрнышки. Когда в детском саду проходила Неделя игр и игрушек, дети приносили свои любимые игрушки и рассказывали о них, играли с ними. Данный блок даёт детям понятие того, что такое детский сад, воспитывает дружелюбное отношение к сверстникам, ко взрослым и природе, которая окружает ребенка.
10 слайд: IV блок «Мой посёлок» позволяет закрепить название посёлка, формирует у детей чувство любви к своему посёлку. Воспитание любви к родному посёлку — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город, посёлок, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказывали детям о том, что здесь много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Беседовали о том, что по улицам ездит транспорт, рассматривали иллюстрации с достопримечательностями родного посёлка.
11 слайд: Каждый блок мы заканчиваем закреплением пройденного материала с помощью использования лэпбуков.
12 слайд: Помимо программы кружковой работы, мы беседуем о том, что такое дружба, что такое хорошо и что такое плохо, разделяем грани добра и зла, стараемся обязательно поговорить о предстоящих праздниках, о традициях и культуре народа. Не обходится наша деятельность и без использования детского фольклора, так как именно фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
13 слайд: В результате проведённой работы дети научились различать понятия «семья», «дом», «улица», «посёлок», стараются бережно относиться к окружающей природе и её обитателям, научились называть своё имя и фамилию, имена своих родственников, питомцев, имя и отчество воспитателей и их помощников, стали охотно посещать детский сад, ориентироваться в нём, с доверием относиться к воспитателю.
14 слайд: Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим народам. Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.
Продолжая работу в рамках патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста, ставлю себе задачи: пополнить методическую литературу, практический материал; разработать и провести детские проекты в совместной деятельности с родителями и детьми.
15 слайд: Видео стихотворения
Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,
Речка, небо голубое- это все мое, родное!
Это Родина моя! Всех люблю на свете я!»
(В. Орлов)
Список использованной литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ /Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников /Н. А, Алёшина. – М. : ЦГЛ, 2005.
3. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России. Средняя группа / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2015.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции. Занятия детей 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2014.
5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников / Под общ. Ред. Т. И. Оверчук – М. : Мозаика Синтез, 2004
6. Пантелеева, Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной / Н. Г. Пантелеева. – М. : ТЦ «Сфера», 2016.
7. Серия «Учим стихи наизусть. Привет тебе, мой край родной!» - М. : Хатбер-Пресс, 2016.
8. Фалькович, Т. А. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию / Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. – М. : ВАКО, 2008.
9. Журнал «Дошкольное воспитание»
10. Журнал «Воспитатель в ДОУ»
11. Журнал «Ребёнок в детском саду»
12. Интернет-ресурсы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ Мы ꢀ живём ꢀ в ꢀ замечательной ꢀ стране ꢀ–ꢀ России. ꢀ В ꢀ последнее ꢀ время ꢀ произошли ꢀ изменения ꢀ в ꢀ различных ꢀ сферах ꢀ жизни. ꢀ Эти ꢀ изменения ꢀ снизили ꢀ воспитательное ꢀ воздействие ꢀ на ꢀ формирование ꢀ чувства ꢀ патриотизма. ꢀ Наиболее ꢀ явной ꢀ отличительной ꢀ чертой ꢀ стала ꢀ - ꢀ постепенная ꢀ утрата ꢀ нашим ꢀ обществом ꢀ традиционного ꢀ российского ꢀ патриотического ꢀ сознания. ꢀ ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ Воспитывать ꢀ патриотизм ꢀ необходимо ꢀ с ꢀ раннего ꢀ детства. ꢀ Любой ꢀ край, ꢀ область, ꢀ даже ꢀ небольшая ꢀ деревня ꢀ - ꢀ неповторимы. ꢀ В ꢀ каждом ꢀ месте ꢀ своя ꢀ природа, ꢀ свои ꢀ традиции ꢀ и ꢀ свой ꢀ быт. ꢀ Дети ꢀ должны ꢀ знать ꢀ и ꢀ любить ꢀ свою ꢀ малую ꢀ Родину, ꢀ тот ꢀ уголок, ꢀ где ꢀ они ꢀ родились ꢀ и ꢀ живут. ꢀꢀꢀꢀꢀꢀ Таким ꢀ образом, ꢀ заложив ꢀ фундамент ꢀ с ꢀ детства, ꢀ мы ꢀ можем ꢀ надеяться, ꢀ что ꢀ воспитаем ꢀ настоящего ꢀ патриота, ꢀ любящего ꢀ свою ꢀ Родину.
Цель кружковой работы : Формирование ꢀ нравственно-патриотических ꢀ ценностей ꢀ и ꢀ чувств ꢀ сопричастности ꢀ к ꢀ родному ꢀ дому, ꢀ семье, ꢀ детскому ꢀ саду; ꢀ приобщение ꢀ детей ꢀ к ꢀ культуре ꢀ русского ꢀ народа. ꢀ Задачи: • Воспитание ꢀ у ꢀ ребенка ꢀ любви ꢀ и ꢀ привязанности ꢀ к ꢀ своей ꢀ семье, ꢀ дому, ꢀ детскому ꢀ саду, ꢀ к ꢀ своему ꢀ родному ꢀ городу; • Развивать ꢀ творческие ꢀ и ꢀ познавательные ꢀ способности ꢀ детей; • Формирование ꢀ бережного ꢀ отношения ꢀ к ꢀ природе ꢀ и ꢀ всему ꢀ живому; • Воспитание ꢀ уважения ꢀ к ꢀ труду ꢀ взрослых; • Расширение ꢀ знаний ꢀ и ꢀ представлений ꢀ о ꢀ красоте ꢀ родного ꢀ края, ꢀ родной ꢀ природы; • Формировать ꢀ у ꢀ детей ꢀ проявление ꢀ сострадания, ꢀ заботливости, ꢀ внимательности ꢀ к ꢀ родным ꢀ и ꢀ близким, ꢀ друзьям ꢀ и ꢀ сверстникам, ꢀ к ꢀ тем, ꢀ кто ꢀ о ꢀ них ꢀ заботится.
Кружок «Родничок» для детей второй младшей группы состоит из четырех блоков: I ꢀ блок: ꢀ «Моя ꢀ семья»; II ꢀ блок ꢀ «Мой ꢀ дом, ꢀ моя ꢀ улица»; III ꢀ блок ꢀ «Мой ꢀ детский ꢀ сад»; IV ꢀ блок ꢀ «Мой ꢀ посёлок».
Формы организации детской деятельности: беседы; инсценировки ꢀ сказок; продуктивные ꢀ техники ꢀ изобразительной ꢀ деятельности ꢀ (лепка, ꢀ аппликация, ꢀ конструирование); рассматривание ꢀ иллюстраций; чтение ꢀ художественной ꢀ литературы; сюжетно-ролевые, ꢀ дидактические ꢀ игры; тематические ꢀ праздники, ꢀ развлечения; наблюдения, ꢀ экскурсии, ꢀ целевые ꢀ прогулки ꢀ и ꢀ другое.
Формы взаимодействия с родителями: родительское ꢀ собрание; консультация; стенгазета; мастер-класс; информация ꢀ в ꢀ родительском ꢀ уголке; папки-передвижки; участие ꢀ в ꢀ конкурсах ꢀ и ꢀ выставках; лэпбук ꢀ и ꢀ другое.
I Блок – «Моя семья»: Стенгазета ꢀ «Наши ꢀ классные ꢀ папы» Развлечение ꢀ «В ꢀ гости ꢀ к ꢀ бабушке ꢀ Арине» Рассказы ꢀ на ꢀ тему ꢀ «Мой ꢀ любимый ꢀ питомец»
II Блок – «Мой дом, моя улица» : «Строим ꢀ дом, ꢀ дом ꢀ большой» Сказка ꢀ «Теремок»
III Блок – «Мой детский сад»: «Покормите ꢀ птиц ꢀ зимой» Развлечение ꢀ «Прилёт ꢀ птиц» «Моя ꢀ любимая ꢀ игрушка»
IV Блок – «Мой посёлок»: Рисование ꢀ «Вспыхнул ꢀ праздничный ꢀ салют» Рассматривание ꢀ иллюстраций Праздник ꢀ–ꢀ День ꢀ Победы
Лэпбук, как форма закрепления материала
Дружба крепкая, не сломается…
Мониторинг
ꢀꢀꢀꢀꢀꢀꢀ Таким ꢀ образом, ꢀ можно ꢀ сделать ꢀ вывод, ꢀ что ꢀ только ꢀ систематическая, ꢀ планомерная ꢀ работа ꢀ и ꢀ совместное ꢀ воздействие ꢀ таких ꢀ факторов, ꢀ как ꢀ семья, ꢀ ближайшее ꢀ окружение, ꢀ детский ꢀ сад, ꢀ объединенных ꢀ в ꢀ одну ꢀ образовательную ꢀ систему, ꢀ позволяет ꢀ воспитать ꢀ у ꢀ ребенка ꢀ чувства ꢀ патриотизма, ꢀ гражданственности, ꢀ толерантного ꢀ отношения ꢀ к ꢀ другим ꢀ народам. ꢀ Ведь ꢀ воспитание ꢀ чувства ꢀ патриотизма ꢀ у ꢀ дошкольников ꢀ–ꢀ процесс ꢀ сложный ꢀ и ꢀ длительный, ꢀ требующий ꢀ от ꢀ нас ꢀ большой ꢀ личной ꢀ убежденности ꢀ и ꢀ вдохновения. ꢀ
Литература 1. ꢀ Александрова, ꢀ Е. ꢀ Ю. ꢀ Система ꢀ патриотического ꢀ воспитания ꢀ в ꢀ ДОУ ꢀ /Е. ꢀ Ю. ꢀ Александрова, ꢀ Е. ꢀ П. ꢀ Гордеева, ꢀ М. ꢀ П. ꢀ Постникова, ꢀ Г. ꢀ П. ꢀ Попова. ꢀ –ꢀ Волгоград: ꢀ Учитель, ꢀ 2007. 2. ꢀ Алёшина, ꢀ Н. ꢀ В. ꢀ Патриотическое ꢀ воспитание ꢀ дошкольников ꢀ /Н. ꢀ А, ꢀ Алёшина. ꢀ–ꢀ М. ꢀ : ꢀ ЦГЛ, ꢀ 2005. 3. ꢀ Косарева, ꢀ В. ꢀ Н. ꢀ Народная ꢀ культура ꢀ и ꢀ традиции. ꢀ Занятия ꢀ детей ꢀ 3-7 ꢀ лет ꢀ / ꢀ В. ꢀ Н. ꢀ Косарева. ꢀ –ꢀ Волгоград: ꢀ Учитель, ꢀ 2014. 4. ꢀ Мой ꢀ родной ꢀ дом. ꢀ Программа ꢀ нравственно- патриотического ꢀ воспитания ꢀ дошкольников ꢀ / ꢀ Под ꢀ общ. ꢀ Ред. ꢀ Т. ꢀ И. ꢀ Оверчук ꢀ–ꢀ М. ꢀ : ꢀ Мозаика ꢀ Синтез, ꢀ 2004. 5. ꢀ Пантелеева, ꢀ Н. ꢀ Г. ꢀ Знакомим ꢀ детей ꢀ с ꢀ малой ꢀ Родиной ꢀ / ꢀ Н. ꢀ Г. ꢀ Пантелеева. ꢀ–ꢀ М. ꢀ : ꢀ ТЦ ꢀ «Сфера», ꢀ 2016. 6. ꢀ Журнал ꢀ «Дошкольное ꢀ воспитание» 7. ꢀ Журнал ꢀ «Воспитатель ꢀ в ꢀ ДОУ» 8. ꢀ Журнал ꢀ «Ребёнок ꢀ в ꢀ детском ꢀ саду» 9. ꢀ Интернет-ресурсы
ПРИГЛАШАЮ К СОТРУДНИЧЕСТВУ Адрес детского сада: ꢀ 425400, ꢀ Республика ꢀ Марий ꢀ Эл ꢀ п. ꢀ Советский ꢀ Советский ꢀ район ꢀ ул.Заводская,19 Контактный телефон: 8(83638)9-42-59 E-mail:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы.
в помощь воспитателю...
Проект по нравственно- патриотическому воспитанию детей второй младшей группы.
Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детсва, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально.Мы горим желанием воспитывать любовь к Родине, а оказываемся не в состо...
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
Тематическое планирование...
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
Тематическое планирование...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
формирование у детей нравственно – патриотических чувств; формирование духовно – нравственного отношения к родному дому, семье, детскому саду.МЕСЯЦРАЗДЕЛСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫЦЕЛИСентябрь«...
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей второй младшей группы МесяцИнтегрирующая тема периодаВарианты мероприятийПедагогические цели, задачиСентябрь«Зд...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПОНРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ...