Пальчиковый театр как способ развития мышления.
статья

Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovyy_teatr_kak_sposob_razvitiya_myshleniya.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Еще в древности игрушки детям делали из доступных в скромном быту материалов. Поскольку больше времени с детьми проводили матери, которые занимались ткачеством, шитьем и прядением, они и кукол делали из ткани, ниток. Практически не используя иголку, лоскутки скручивали особым образом, а в нужных местах для прочности обматывали нитками.

Для маленьких детей делали простую игрушку - «зайчик на пальчик». Его основу изготавливали из квадратного лоскутка, сворачивая жгутом по диагонали. Заготовку сгибали пополам, а затем обматывали ниткой, формируя кольцо, в которое просовывали пальчик ребенка. Затем обозначали мордочку зайца, а концы лоскутка оставались торчать задорными ушками. Игра с таким зайчиком помогала укреплять пальцы и руки малыша.

Детям чуть постарше мастерили бойцов с мешочками и кукол-хороводниц в ярких платочках и широких юбках. Их крепили к круглым палочкам, создавая красочный хоровод. А чтобы кукла танцевала, палочку надо было вращать пальцами. Освоив такие движения, девочки легче обучались работе с прялкой и веретеном. В свою очередь, умение ловко играть с парными куклами-борцами помогало мальчикам плести лапти.

Доступная в быту – глина – также использовалась детьми в игре. Маленькому ребенку давали кусочек этого природного материала, чтобы он помял его в руках, придав форму путем тонкой, ловкой, слаженной работы пальцев. Более грубая по фактуре глина покорялась детям постарше, из нее делали посуду и игрушки.

Таким образом, еще с древних времен пальчиковые игрушки служили развитию детского творчества, были предметом детских забав и игр.

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится все актуальнее. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушениями речи. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудностей как в обучении, так и в общении с сверстниками.

Исследования М.М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет происходит в замедленном темпе.

Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

- Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;

- Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр;

- Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;

- В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

- Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Огромным стимулом для развития и совершенствования речи является пальчиковая театрализованная деятельность. Она выступает эффективным средством речевого развития детей. Главный принцип интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.

В педагогической практике современного детского сада применяется систематизированный план по внедрению разнообразных пальчиковых театров. В основу, которых положен принцип постоянного наращивания трудности в пальчиковых театральных играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же театральной игры, поэтапное внедрение игр. Четко обозначены направления работы в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей, что позволят развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать речевые способности детей, коммуникабельность, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей, делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Целью использования театрализованной деятельности на занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста"

Шаблонное, однообразное повторение одного и того же зачастую убивает у ребенка интерес к обучению. И дети лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность. Поэтому  ...

Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста.

Сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и м...

«Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковый театр как способ развития мышления, речи, воображения и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...