«КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ?»
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ?»
Выделяется несколько основных линий освоения ребенком нормативной стороны жизни социума:
1. В ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре – старшие дошкольники овладевают самыми общими смыслами различных форм человеческой деятельности, раскрывают для себя потребностно-мотивационную сферу человеческих поступков и отношений. Основной единицей сюжетно-ролевой игры, по мнению Д.Б. Эльконина, служат роль и связанные с ней игровые действия. В каждой роли (пожарника, учителя, врача, продавца и т.д.) имплицитно или эксплицитно (скрытно или явно) заключены те или иные нормы и правила. Принимая на себя какую-либо роль, стремясь ей соответствовать, ребенок начинает понимать нормы, связанные с ролью, правила, регламентирующие деятельность взрослых. Следование этим нормам и правилам как раз и составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры.
2. Другими «воротами», через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослыми, в процессе которого дети получают прямые инструкции, указания по организации собственного поведения. Стремясь структурировать поведение ребенка, направить его в нужное русло, подчинить спонтанность ребенка логике здравого смысла, мы, взрослые, через запреты «неблаговидных» и поощрение «правильных» поступков и намерений детей создаем в их сознании целые своды локальных или универсальных правил.
3. Очень часто для освоения какого-либо правила, стереотипа поведения ребенок не нуждается в прямых директивах взрослого. Всем известно, как быстро, буквально «на лету», старшие дошкольники «схватывают» все плохое. Достаточно один раз в присутствии ребенка допустить оплошность или произнести неосторожное слово – и, будьте уверены, ребенок это обязательно запомнит и повторит в самый неподходящий момент, заставив вас краснеть. Дети – прекрасные имитаторы, по способности к подражательству они вряд ли уступают попугаям.
Наблюдая за поведением окружающих, воспринимая взрослых и «авторитетных» сверстников как образец для подражания, копируя наши реакции на то или иное событие, ребенок абсолютизирует некоторые моменты нашего поведения, превращая их в правила для себя.
4. Всестороннее, ярко эмоционально окрашенное воздействие на ребенка оказывают книги, театр, кино и особенно телевидение. Главные герои любимых телепередач и книг, виртуальный мир с его спецэффектами – один из самых мощных источников нормативного поведения для современных детей.
5. На формирование представлений, связанных со словом «правило», большое влияние оказывает опыт совместной деятельности ребенка, особенно совместных игр по правилам, а также опыт стихийной самоорганизации детских сообществ (например, во дворе) и появления в них своих условностей и норм.
Уважаемые родители!
Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из этих правил вы знаете.
«Правила поведения в общественных местах»
Как мы ведем себя на улице.
Человек идет по правой стороне тротуара, дорожки, а встречные пешеходы идут слева от него. Для пешеходов - тротуар, а проезжая часть - для автомобилей, через нее нельзя перебегать где попало.
В соответствии с правилами этикета мужчина идет слева от женщины, чтобы поддерживать ее своей сильной рукой.
В автобусе.
Войдя, не останавливайтесь у двери, чтобы не мешать входить другим.
Обязательно уступим место тем, кому трудно стоять.
В транспорте, как и на улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи.
В магазине.
- хорошо выглядеть, быть вежливым и внимательным к окружающим;
- у двери магазина пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти;
- пропустить вперед пожилого человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком;
- не кричать, громко не разговаривать, не бегать по магазину;
- без очереди покупать только с разрешения других покупателей и в случае крайней необходимости, благодаря тех, кто вас пропустил вперед.
В кинотеатре.
Во время фильма нельзя разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое недовольство игрой актеров. Можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и плакать, если грустно. Можно высказать свое мнение о фильме после его просмотра, но негромко, не навязывая его другим зрителям.
И самое главное, не забывайте говорить вежливые слова на улице, в магазине, кинотеатре….
Помните об этих правилах и учите детей соблюдать их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Кто и зачем придумал правила?"
Консультация для родителей "Кто и зачем придумал правила?"...
Кто и зачем придумал правила поведения
Консультация для родителей "Кто и зачем придумал правила поведения"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО» «КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ?»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23064284","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Уважаемые родители! Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных...
"Кто и зачем придумал правила поведения?"
quot;Воротами" , через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослым, в процессе которого дети получают прямые инструкции по организации поведения....
"Кто и зачем придумал правила поведения?"
quot;Воротами" , через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослым, в процессе которого дети получают прямые инструкции по организации поведения....
"Кто и зачем придумал правила поведения"
quot;Воротами", через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослым, в процессе которого дети получают прямые инструкции по организации поведения....