Конспект занятия «Роль животных в Великой Отечественной войне»
план-конспект занятия
Конспект занятия «Роль животных в Великой Отечественной войне»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_rol_zhivotnyh_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Роль животных в Великой Отечественной войне»
Цель занятия:
Формирование знаний о роли животных и значимости отношений животных и человека в военное время, воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.
Задачи: - Познакомить воспитанников с «профессиями» животных на войне; - Способствовать воспитанию чувства патриотизма, ответственности по отношению к «братьям нашим меньшим»
Ход мероприятия –
Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какую памятную годовщину отмечает вся наша страна в этом году? Д: … - Да, в этом году мы отмечаем 76-летие победы в Великой отечественной войне!
Играет тихо музыка
Педагог: На миг представь себя ты среди них, Средь тех, кто вырывал окопы. Кто слышал, что свист пуль ещё не стих, А руки в кровь… И шли солдатов роты. А в тех строях шли милые такие, Отцы, родные, братья, сыновья… И прикрывали грудью всю Россию. Отечество обороняя для тебя! Уж много лет минуло после той войны кровавой, Но, призываю, связь не утеряй! И положи на памятник цветок ты алый, И о цене Победы никогда не забывай! Педагог: действительно, цена Победы оказалась очень велика – 27 миллионов человек… Миллионы семей лишились близких, любимых людей. Но, как бы то ни было, это свершилось, наша страна смогла победить в этой войне. Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Сегодня мы будем говорить именно о них.
Тема нашего занятия «Роль животных в Великой Отечественной войне». А проведем мы его в форме устного журнала. На каждой странице мы будем узнавать новое для себя. Названия страниц вы видите на доске.
- Ребята! А каких животных, участвующих в войне вы знаете? Чтобы узнать, почему именно эти животные были помощниками человека мы должны определить главные качества, умения и особенности этих животных. Мы разделились на 3 команды.
- По одному человеку от группы подойдите ко мне и вытяните по 2 картинки того животного, чьи качества вы будете описывать. - На работу даю 3 минуты. После того как закончится время, 1 человек от группы выходит и представляет мнение своей группы. Задание понятно? Время пошло! (Представление результатов).
Педагог: А теперь в течение одной минуты придумайте «профессии» этим животным, которые могли быть полезными на войне. (Представление результатов).
- Отличная работа! Действительно, вы правы, но истории известны еще несколько профессий этих животных. Лошади с древних времен использовались как средство передвижения людей и тяжелых предметов, и ВОВ не исключение. Во время войны лошади были незаменимы. Голуби, благодаря высокой скорости полета и способности возвращаться домой служили почтальонами, тайно передававшими военные послания. Дельфины, обладая прекрасным ультразвуковым слухом, помогали находить мины под водой, обезвреживали вражеских шпионов – аквалангистов. Тонкое обоняние, быстрота передвижения, острое зрение, легкая проходимость и выносливость позволили проявить себя со всех сторон: как сторожевые собаки, ездовые собаки, собаки-связисты, собаки – санитары, собаки - миноискатели.
Педагог: Следующая наша страничка – тяговая сила армии
. Воспитанник 1. И стучат по планете копыта Там где войн полыхает гроза. Сколько бедных их было убито, Человечьи их плачут глаза… Лошади старались, как умели. Вынесли героев из атак – Чтоб герои в песнях прогремели, Только не споют о лошадях…….
Педагог: несмотря на то, что вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, там, где не пройдет ни одна техника. В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона, но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, и перевозки раненых. Тяжело раненым лошадям даже делали операции, а потом много месяцев лечили их и выхаживали до полного выздоровления. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
Педагог: Самыми верными и преданными помощниками воинов в годы Великой Отечественной войны были, конечно, собаки.
Воспитанник 2. У нас уважают собаку недаром: Собака на фронте была санитаром, Связистом, сапером. Порою собаки На танки бросались во время атаки. Да, на войне получалось и так, Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Санитарные собаки (слайд) находили тяжело раненных воинов в сложнейших условиях - в лесах, болотах, оврагах и приводили за ними санитаров, неся на своих спинах тюки с перевязочным материалом. Сторожевые собаки (слайд) использовались в боевом и сторожевом охранении, в засадах для своевременного обнаружении врага. Ужас на врагов наводили собаки-истребители танков (слайд). Собаки обезвреживали танки (к собаке привязывали мины, и она забегала под вражеский танк, взрывая его). За время войны, таким образом, были подорваны более 300 вражеских танков! Славно потрудились на дорогах войны и ездовые собаки (слайд). Зимой на нартах, а летом на специальных тележках с поля боя вывезено 700 тысяч тяжело раненных. Подвезено к боевым частям 6 тыс. тонн боеприпасов. Собаки-связисты (слайд) в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах для установления связи проложили 8 тыс. км телефонного провода. Более двухсот тысяч донесений и боевых документов доставили собаки в годы Великой Отечественной войны, когда не было иной связи. Нередки были случаи, когда даже тяжело раненная собака доползала до места назначения и выполняла поручение. Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. Давайте послушаем сообщения о собаках особо отличившихся во время ВОВ (Выходят 3 воспитанника).
1 : (слайд) Немецкая овчарка Джульбарс – участник Великой Отечественной войны, служил в 14-ой штурмовой инженерно-саперной бригаде. Единственная собака, награжденная медалью «За боевые заслуги». Благодаря его отличному чутью было разминировано 7468 мин и более 150 снарядов. Джульбарс принял участие в параде на Красной площади 1945 года. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.
2 : (слайд) Овчарка Дина – первая собака-диверсант. Участник «рельсовой войны» в Белоруссии. Она смогла успешно осуществить подрыв эшелона противника на перегоне Полоцк – Дрисса в 1943 году. В результате было уничтожено 10 вагонов, и большая часть железной дороги была выведена из строя. Также она отличилась при разминировании города Полоцка, где в одном из госпиталей обнаружила мину-сюрприз, оставленную немецкими солдатами для наших солдат.
3 : (слайд) Шотландский колли по кличке Дик. Миноискатель Дик «проходил службу» во 2-ом отдельном полку специальной службы. Благодаря его чутью были спасены жизни тысячи людей. Самой известной заслугой Дика является обнаружение 2тонного фугаса с часовым механизмом. Он был обнаружен собакой в фундаменте Павловского дворца (Ленинград) за час до момента взрыва. Если бы не эта собака, то взрыв унес бы тысячи человеческих жизней. За годы войны с его помощью были обнаружены и обезврежены около 12 тысяч мин. Мухтар – собака-санитар. За годы войны он спас около 400 раненых бойцов, в том числе и своего проводника, ефрейтора Зорина, контуженного взрывом бомбы. А теперь пришло время немного отдохнуть! ФизминуткаРуки ставим все вразлёт (руки развели в стороны) Появился самолёт (изображают летящий самолёт) Мах крылом туда-сюда, Делай «раз» и делай «два» (наклоны вправо и влево), Раз и два, раз и два! (ходьба на месте). Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите. Раз и два, раз и два! (ходьба на месте). Опустили руки вниз И на место все – садись!
Педагог: Не только на фронте помогали человеку «меньшие братья». И в тылу, животные и человек вместе переносили тяготы и лишения суровой поры… О преданности и верности одной из собак расскажет Андрей (слайд). …У капитана Сибирина был обычай: вручать жене подарок, возвращаясь из рейса. Однажды таким подарком стал щенок сенбернара Руслан. Вскоре капитан ушел в рейс и больше не вернулся. Из щенка вырос прекрасный умный пес. В войну, как и все, голодали вдова капитана и ее верный друг. В один из дней Руслан с утра исчез… У одного из причалов в порту моряки грузили баржу. Несколько человек сортировали тюки, а остальные таскали их в трюм. Руслан напряженно наблюдал за работой. Но вот один сортировщик отбросил связку дальше, чем следовало. Руслан схватил ее и понес. Сбросив ношу в трюм он отправился за следующей. Вечером на причал въехала кухня. Моряки выстроились в очередь. В конце ее стал Руслан. Повар налил суп в свой котелок и протянул собаке. Но вместо того, чтобы наброситься на еду, пес осторожно взял котелок за дужку и понес. За ним отправились два матроса. Вернувшись домой, Руслан поставил котелок к ногам хозяйки. Следом вошли моряки. Неизвестно, о чем говорила с ними вдова, о чем говорили они с командиром корабля. Но на следующий день Руслан раньше команды явился на причал, так же трудился, вызывая изумление и восхищение окружающих. А вечером, после рабочего дня, один из матросов нес за псом два котелка: один с большой костью, а другой - прикрытый бумагой. Так СЕНБЕРНАР Руслан Сибирин, как значилось в ведомости, был принят на довольствие одного из военных кораблей. Педагог: Немало пользы принесли во время войны и кошки. Фронтовики заводили в окопах и землянках самых обыкновенных, но вполне «годных к нестроевой службе» кошек. Кошки, во-первых, ловили мышей в окопах и землянках, во- вторых - поднимали дух солдат. В блокадном Ленинграде в то время необходимость в кошках была велика, т.к. крысы атаковали и без того скудные запасы продуктов. 4 вагона с кошками, привезенных в Ленинград, назвали «мяукающей дивизией». Кроме того, живые пушистые «радары» оповещали быстрее специальных систем о бомбовой угрозе и благодаря им, было спасено бесчисленное количество людей. Педагог: Во время войны не обошлось и без помощи диких животных. Нехватка лошадей и техники вынудила людей приручить 350 верблюдов и использовать в качестве тягловой силы. Верблюды показали себя СИЛЬНЫМИ, НЕПРИХОТЛИВЫМИ и совершенно БЕССТРАШНЫМИ животными. Даже слишкомбесстрашными: если лошади , услышав гул самолетов, пытались убежать или норовили забраться в укрытие, то верблюды стояли как вкопанные и хладнокровно жевали свою жвачку. В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. Причем ослики оказались очень сообразительными и приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль — за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно, вскоре они сами научились их прижимать. (слайд) На самом севере, на Карельском фронте, на выручку нашей 14-й армии пришел гордый северный олень. Сквозь пургу, через глубокие снежные завалы и каменные россыпи, олени вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых, перевезли сотни тонн военных грузов.
(слайд) Белорусские и русские партизаны приручили и использовали для рейдов по тылам врага лосей. Около двадцати лосей были направлены в развед. отделы армии. Лось был во многом выгодней лошади: его следы не привлекали внимания противника, а с кормом в лесу для лося проблем не было.
(Слайд) Во время Великой Отечественной войны применяли уникальные способности дельфинов для морской разведки. Дельфины помогали находить мины под водой, обезвреживали вражеских шпионов – аквалангистов. Такую же работу выполняли и морские котики и дельфины. Педагог: Наши пернатые друзья не остались в стороне во время войны. Первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Тогда и начали вновь использовать голубиную почту. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций. Воспитанник: Применялись голуби и для уничтожения объектов противника. 1941 года был выдан приказ об уничтожению голубей в районах города Ростова. Вопреки предписанию подросток Виктор Черевичкин в течение недели скрывал имевшихся у него птиц. 22 ноября 1941 года немцы застали Виктора Черевичкина выпускающим нескольких голубей у здания, в котором размещался штаб, и обнаружили в сарае во дворе его дома голубятню. После допросов и пыток схваченного подростка обвинили в пособничестве Красной Армии и расстреляли. Слайд -В центре Лондона стоит необычный памятник-монумент, посвященный животным, пострадавшим на войне. На памятнике короткая надпись: «У них не было выбора». Это право они заслужили своей кровью и спасенными жизнями людей. Педагог: -А как вы думаете, смогли бы люди победить в этой войне без помощи животных? Педагог: Ребята, прошло уже 76 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Нужно беречь и защищать животных, помня о том, что они нам помогут нам в трудную минуту.
Рефлексия
Вы заметили, что наше солнышко без лучей, если вам наше занятие понравилось, прикрепите к солнышку желтые лучики, а если вам на занятии не хватило чего-то или чтото было не понятно, то прикрепите красные лучики (выбирают и прикрепляют лучи).
-Я вижу, что занятие вам понравилось, меня это очень радует. -Молодцы ребята! Вы были внимательны и активны на занятии! Всем спасибо за участие! И вот он, наконец, пришел этот долгожданный День Победы! Почему День Победы называют праздником со слезами на глазах? (ответы детей). Люди радовались Великой Победе и печалились о погибших. Во время войны погибли миллионы наших солдат, мирных жителей и преданных животных. Вот поэтому животных тоже называют - Героями войны. «Никто не забыт, ничто не забыто…» Минута молчания.
-Дорогие ребята, мы родились в мирное время. Война – это наша история и о ней мы будем помнить всегда.
Использованная литература: 1. Стихи о Великой Отечественной войне для детей: С. Маршака «Пусть не будет войны никогда». 2. Аудиозаписи песен: www.voennye-pesni.ru. «Священная война» сл. Лебедева-Кумача, муз. А.В.Александрова «День Победы» муз. Д. Тухманов 3. Собаки на войне http://www.nexplorer.ru/news__12670.htm.5. Фото из сети Интернет. 4.Коваль Ю. Алый / Ю. Коваль. – М. : Детская литература, 1982. – 32 с. : ил. 5.Твой друг: сборник / Сост. Б. С. Рябинин. – М. : ДОСААФ, 1986. – 303 с. : ил. 6.www.viki.rdf.ru – Детские электронные книги и презентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна...
Конспект занятия по рисованию, посвященный Великой Отечественной войне
Конспект занятия по рисованию...
Образовательная деятельность детей по теме «День Победы». Методическая разработка (конспект) образовательной деятельности «Животные – герои Великой Отечественной войны» для детей старшего дошкольного возраста.
Данная образователная деятельность поможет педагогам ознакомить детей о подвигах в ВОВ наших братьев меньших - боевых собаках...
Конспект занятия «КРЫМСКИЕ ПАРТИЗАНЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшей группы
Это занятие помогает расширить знания детей о Великой Отечественной войне, а также познакомить с событиями в истории России и участием крымчан в Великой Отечественной войне, формирует интерес у детей ...
Конспект занятия «Роль животных в Великой Отечественной войне»
Цель занятия: Формирование знаний о роли животных и значимости отношений животных и человека в военное время, воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.Задачи:- Познакомить ...
Конспект занятия на тему: "О Великой Отечественной войне"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия "Ордена и медали Великой Отечественной войны"
Рассказ детям о медалях Великой Отечественной войны. Презентация к уроку....