Статья Роль дидактических игр в развитии ребенка 4-5 лет.
статья (средняя группа)

“Игра-это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности” (К. Д. Успенский) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используется на занятиях, в свободное время дети с упоением играют придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Л. А. Венгер и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых “жизненной лабороторией” (С. Т. Шапкин) наиболее проявляет личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. Игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей, взрослых. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_didakticheskih_igr_v_razvitii_rebenka_4.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Статья Роль дидактических игр в развитии ребенка 4-5 лет.

“Игра-это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности” (К. Д. Успенский)

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используется на занятиях, в свободное время дети с упоением играют придуманные ими игры. Исследователи (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Л. А. Венгер и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых “жизненной лабороторией” (С. Т. Шапкин) наиболее проявляет личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности.

Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. Игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей, взрослых. К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей.

По мнению Д. В. Менджерицкой, следующие положения: игра призвана решать общественные задачи, среди которых является развитие нравственных и общественные задачи, среди которых является развитие нравственных и общественных качеств: игра должна носить развивающий характер и проходить под вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности.

4-5 летние дети с удовольствием любят играть дидактические игры. Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспитания. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Дидактические игры имеют определенную структуру и включает в себя обучающую, игровую задачу, игровое действие, игровые правила и способствуют развитию психических процессов. Они тесно связаны. Дидактические игры (дидактические по содержанию; математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные-игры, игры- поручения, игры- беседы, игры- путешествия, игры- предположения, игры-загадки) используются в основном в целях умственного воспитания детей.

Я своевременно планирую игру, определяю её место в структуре занятия, готовлюсь к игре (подбираю материалы, обустраиваю место, продумываю методику проведения игры, определяю составы игроков). При проведении игр обращаю внимание на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темп игры). В процессе игры внимательно слежу за её ходом, поведением детей, выявляю индивидуальные особенности детей, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

Ученые-исследователи (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Ф. Н. Блехер и др.) разрабатывали теорию и методику дидактических игр. Многие игры сохранили свою привлекательность для современной практической педагогики. Д. Д. Менджерицкая считает цель дидактической игры не только в закреплении полученных знаний, но и овладений детьми навыками умственной работы, развитие самостоятельности мышления. Самостоятельные дидактические игры провожу в свободное время. Во время игры у детей 4-5 лет расширяется словарный запас, уточняется знание об окружающем мире, развивается воображение, восприятие, мышление. Дети учатся определять те или иные предметы, учатся сравнивать и группировать их, различают предметы по назначению. Детям очень нравятся игры с дидактическими игрушками. В этом возрасте ребенку все интересно, он многое хочет знать, и многому хочет научиться, понимает что правильно, а что нет, иногда оценивает речевые высказывания своих сверстников. Я использую моментом речевой продуктивности и в словесной игре побуждаю ребенка к рассуждениям, высказываниям. Также провожу игры, где дети играют в коллективные игры, в которых есть много выдумок, соревновательности, инициативы. Дети с удовольствием выполняют просьбу воспитателя, обучить в игре сверстника, который не знает, как в нее играть, либо не понимает правило игры. Поэтому, игра детей идет активно, дети подчиняются правилам и следят за выполнением правил другими ребятами.

Я все время стараюсь разнообразить содержание выбранной дидактической игры, постоянно обновляю игровые сюжеты. Каждый ребенок реализует в игре свои способности и склонности найти свой интерес, получает удовольствие от коллективного общения, осознает уверенность в своих силах. Дидактическая игра дает возможность решать педагогические задачи в игровой форме наиболее доступной для детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду-М., 1990

2. Выготский Л. С Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова, М., Педагогика - Пресс, 1999

3. Комарова Т. С., Болотина Л. Р., Баранова С. П. Дошкольная педагогика учебное пособие - М., Академия, 1998, 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема публикации: Статья «Роль дидактической игры в развитии умственных и психических процессов детей старшего дошкольного возраста»

В статье раскрывается роль дидакти­ческих игр на развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), а также на расширение его представлений об окружающем мире. Вместе с тем ди...

Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....

Статья "Роль дидактических игр в развитии детей"

роль дидактических игр с сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста...

Статья "Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вмещается живительный поток представлений, поня...

Статья " Роль дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Одной из ее видов является дидактическая игра. Слово «дидактика» переводится с греческого как «о...

Статья "Роль дидактической игры в развитии дошкольников".

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Дидактическая игра- это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную и интелектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, ...

Статья "Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольнииков"

Роль дидактической игры в развитии памяти у дошкольниковВпечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – в...