Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
консультация (младшая группа)
Важнейшим средством развития речи является общение. Дидактическая игра-побуждает детей к общению друг с другом, способствует закреплению навыков пользования инециативной речью, способствует совершенствованию разговорной речи, способствует обогащению словаря, оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 52.51 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем. 21 век-это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, но почему-то все чаще встречаются дети с речевыми нарушениями. Причин можно назвать массу, однако, как показывает опыт работы, детям не хватает живого общения. Сегодня сложное социально - экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность приводит к тому, что родители постоянно заняты, большую часть времени уделяют работе, пытаясь зарабатывать на хлеб насущный, домой приходят поздно, им просто не хватает времени, для полноценного общения со своими детьми, а если и случается уделить минутку, то задается минимум вопросов: Как ел? Спал? А ведь одним из условий формирования речи ребенка является постоянное общение со взрослыми. Именно ранний возраст благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, и красивой речи, а эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо учить.
Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время их проведения у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь воспитывается способность сосредоточится на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова.
Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую задачу. Применяя приобретенные ранее знания и словарь, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями.
Хотелось бы предложить вашему вниманию некоторые дидактические игры, используемые в своей работе с детьми раннего возраста.
Игры с предметами:
«Что это такое?»
Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.
Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.
Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?
«Найди, что покажу».
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Чудесный мешочек».
Цель: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
А так же игры: «Волшебный сундучок» Учит детей узнавать предметы по характерным признакам, называть его, формирует тактильные чувства, развивает мелкую моторику пальцев рук.
Настольно-печатные игры:
«Найти предмет указанной формы»
Цель: Учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры.
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Какая фигура лишняя?»
Цель: Развивать умение сравнивать геометрические фигуры, между собой выявлять фигуру отличную от других.
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Какого цвета предмет?»
Цель: Закрепление названий основных цветов. Учить детей выделять цвета.
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
«Отгадай, кто это?»
Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.
Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.
При проведении дидактических игр воспитателю надо помнить, что нельзя переутомлять детей, всегда необходимо следить за правильной позой ребенка, нельзя водить детей для наблюдений в такие места, где им может грозить какая-либо опасность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Сущ...
Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."
Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр. (группа раннего возраста )...
Статья на тему:"Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр...
речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.
речевое развитие...
Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
Ковресьева С.П., Корягина И.В., Никитенко Е.А.Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сборник научных статей....
Самообразование "Речевое развитие детей раннего возраста посредством обогащения сенсорного развития"
Огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С.Выгодский....