Особенности организации воспитательного процесса в ДОО
статья
для старших воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_vospitatelnogo_protsessa.docx | 18.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации воспитательного процесса
В Законе «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (ст.2). в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, одной из основных названа задача формирования духовно-нравственной личности. Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала;
∙ цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей;
∙ систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна
∙ духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-
∙ нравственного развития и воспитания воспитанников. Очевидно, что основным вектором, приоритетом развития образования становится изменение отношения к роли воспитания в образовательном учреждении. Это может означать практический поворот к новой образовательной парадигме, в которой именно воспитанию отводится доминирующая роль. В период становления новой образовательной парадигмы (совокупность общественно значимых основоположений, норм, установок, идеалов образовательной деятельности (процесса), принятых в определенном обществе), особую актуальность приобретает развитие культурного человека, выявление и раскрытие качественного своеобразия его творческой индивидуальности. В связи с этим основополагающей идеей модернизации образовательной системы является повышение статуса воспитания в процессе образования, восстановление единства систем обучения и воспитания. Одним из оптимальных механизмов решения поставленных перед современными образовательными системами задач нужно признать развивающееся воспитательное пространство, которое рассматривается как результат интеграции подпространств: образовательного, культурного, социального, природного, информационного. В концепциях воспитательного пространства образование не рассматривается с позиций закрытой, самодостаточной системы, напротив – предполагается развитие естественного процесса диверсифицированного образования (разнообразие уровней и форм получения образования). Чтобы добиться реальных результатов в школе, необходимо уделять внимание выстраиванию эффективной системы воспитания в дошкольных учреждениях. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Цель воспитательной системы – создание комфортных условий субъектам деятельности для реализации цели учреждения. Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника. Реализация этой цели осуществляется посредством решения следующих задач: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
∙ основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
∙ индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
∙ компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; В основе концепции воспитательной системы детского сада лежат три ключевые позиции: Самоценность дошкольного периода жизни человека (теория А. В.Запорожца).
∙ Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе. Педагогическая концепция целостного развития ребёнка – дошкольника как
∙ субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт). Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности. Системность знаний, возможность освоения детьми элементарных систем
∙ знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы. Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста. Концептуальные идеи воспитательной системы направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь, на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский). Концептуальные принципы: Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление гуманитарной
∙ направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания
∙ и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур,
∙ создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными
∙ этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Создание единой системы непрерывного и преемственного обучения и воспитания предоставляет, однако, право каждому звену самостоятельно решать свои задачи, применять для этого соответствующие методы и приёмы, иметь свои конкретные воспитательные, образовательные и развивающие цели. Концептуальные подходы воспитательной системы:
1. Комплексный подход. Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления комплексной программы развития детей дошкольного возраста «Детство». Девиз программы «Чувствовать – познавать – творить». Выделяется комплекс основных направлений: Ребёнок и природа (экологическое воспитание), Ребёнок в мире искусства (музыкальное, художественно-эстетическое воспитание), Первые шаги в математику (интеллектуальное воспитание), Ребёнок и социальный мир (нравственно-трудовое и патриотическое воспитание), физическое развитие ребёнка (культура физического здоровья), речевое развитие (культура общения).
2. Деятельностный подход. Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.
3. Средовой подход. Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка. Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно- образовательного процесса:
1. Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
2. Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
3. Обобщающая непосредственно-образовательная деятельность, общение со сверстниками, «дети – информаторы», «взрослый – слушатель».
4. Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а в непосредственно- образовательной деятельности – обобщил. Таким образом, воспитание в образовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, взаимопроникновения государственного, общественного и семейного воспитания во благо ребенка. Воспитательная система не статична, она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Выбирая систему методов воспитания педагогу необходимо учитывать, что воспитательный процесс должен быть выстроен как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется с целью развития личности ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия.
Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. Они более любознательны, у них лучше развиты внимание и память....
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе семейного детского сада.
Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастны...
Особенности организации воспитательно - образовательного процесса в условиях двухъязычия.
Научиться говорить на другом языке означает не только выучить слова и фразы, но и воспитывать в себе толерантное отношение к другой культуре....
Консультация для педагогов ДОУ "Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ".
В консультации рассмотрены недостатки и преемущества работы педагога в разновозрастной группе детского сада, а так же даны рекомендации по организации НОД и режимных моментов ....
Родительское собрание «Знакомство с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса в средней группе»
для информации для родителей детей 4-5 лет...
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе
Особенности организации воспитательно - образовательного процесса в разновозрастной группе Организация воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе ...
Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия
Часто двуязычие в семье становится злосчастным камнем преткновения. Вспомним времена Советского Союза. Тогда в стране были распространены смешанные браки. СССР славился, как многонациональная страна. ...