«Развивающие игрушки для ребенка от 2-х до 3-х лет».
консультация (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igrushki_dlya_rebenka_ot_2.doc | 356 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающие игрушки для ребенка от 2-х до 3-х лет».
«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А. Сухомлинский.
– Игрушек у ребенка должно быть много! – решительно сообщила моя мама, когда приехав к нам гости, привезла очередной пакет с игрушками.
Замечательно, когда родители, бабушки и дедушки любят, радуют ребенка и сами получают удовольствие, выбирая и покупая подарки для малыша, но… Очевидно, что при современном изобилии развивающих игрушек можно попросту разориться, превратив детскую комнату в склад. А главное, покупая много игрушек бездумно, легко навредить крохе. И поэтому при выборе игрушек важно, прежде всего, учитывать навыки и интересы ребенка, думать о том, чему могут научить (с помощью взрослых) малыша те или иные развивающие пособия. Давайте обсудим, какие развивающие игрушки действительно должны быть дома для ребенка от 2 до 3 лет.
Основные сферы развития ребенка от 2 до 3 лет
Для каждого ребенка характерен свой индивидуальный ритм развития, и поэтому однозначно невозможно сказать, к каким навыкам и на каком уровне наиболее сенситивен (восприимчив) конкретный ребенок в возрасте от двух до трех лет, тем более что сенситивные периоды не имеют четких границ. Но психологи выделяют основные сферы развития и виды деятельности, которые наиболее характерны для этого возраста.
К таким сферам относятся:
- физическое развитие, совершенствование двигательных способностей;
- развитие речи и навыков общения, развитие эмоциональной сферы;
- развитие игры, как основного способа познания мира;
- развитие воображения, фантазии и творческих способностей;
- развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление) и сенсорное развитие.
Кроме того, важно знать, что в возрасте до трех лет мышление ребенка носит наглядно–действенный характер и направлено на выявление различных свойств реальных предметов, их формы, цвета, размеров.
Ниже приведен обзор развивающих игрушек для ребенка от 2 до 3 лет, которые помогут удовлетворять потребности ребенка в развитии и реализации познавательных интересов.
Игрушки для физического развития:
- Мячики разных размеров и цветов. Их можно бросать друг другу, катать по полу и с горки, бросать в цель (в коробку, например), или попадать в ворота, пинать ногой, догонять, приседать за мячом и передавать друг другу в рамках эстафеты, хлопать ладошкой и ударять об землю.
- Фитбол также может пригодиться для занятий гимнастикой.
- Шведская стенка полезна для перемещения вверх–вниз, также можно учиться висеть на турнике.
- Маленькие подушки. В подвижных играх можно перешагивать или перепрыгивать через них, устраивать полосу препятствий.
- Спортивный коврик или мягкий мат. Можно делать веселую зарядку и упражнения на совмещение движений и слов, устраивать игры на подражание (эти игры, кроме развития координации и крупной моторики, еще отлично работают на развитие речи, эмоциональной сферы).
- Ортопедические или сенсорные коврики незаменимы для массажа маленьких ножек.
- Велосипед, самокат, беговел, сани, лыжи.
О том, как организовать домашний спортзал, вы можете прочитать здесь.
Игрушки для развития воображения, пространственного и конструктивного мышления, координации движений, крупной моторики
- Конструкторы с деталями разного размера и формы, кубики, наборы Lego. Строить можно замки, башни, туннели, гаражи, ограждения для разных площадок и дорог, выкладывать фигурки животных и людей и так далее… Стройте вместе или просите ребенка построить фигуру по вашему образцу, постепенно усложняйте задачу, добавляйте к игре сюжет, заселяйте замки и домики человечками и так далее. О том, как строить из с конструктора Lego без инструкций, вы можете прочитать.
- Прищепки. С помощью прищепок можно создавать различные образы (лучики у солнышка, колючки у ёжика и лапки зверей), использовать их в творческих занятиях.
- Игрушка «Рыбалка» в различных ее воплощениях. Это многофункциональная игрушка. И если вам удастся заинтересовать малыша, то использовать ее можно будет для развития памяти, внимания, математических представлений, навыков игры по правилам или в команде (ловить рыбку по очереди).
- Трафареты (животные, транспорт, овощи, фрукты, геометрически фигуры, спирограф и так далее).
- Материалы для творчества (рисование, аппликация, лепка, конструирование и так далее).
Сенсорное развитие. Развитие математических представлений, логики, мышления, внимания, памяти
К сенсорному развитию относят восприятие и осознание ребенком цвета, формы, размера, пространственного расположения, целостности, запаха, вкуса.
По словам Л.С. Выготского, «восприятие всегда и одинаковым образом связано с вниманием, память всегда одинаковым образом связана с восприятием, мысль – с памятью и так далее».
В отдельности эти процессы развиваться не могут. И очень важно понимать, что в возрасте до 3-х лет все эти процессы только формируются, и основой их развития является сенсорное развитие. Поэтому не стоит форсировать события и нагружать ребенка сложными логическими занятиями.
К двум годам малыши уже, как правило, знакомы с основными цветами, формами, владеют понятиями «больше» и «меньше», некоторыми основными понятиями пространственного ориентирования (над, под, выше, ниже, за, перед и так далее). Учитывая принцип действия «зоны ближайшего развития», игры должны организовываться с учетом того, что малыш уже знает и умеет. В игре обращайте внимание ребенка на сравнение характеристик предметов (по размеру, форме, цвету, весу, температуре), группируйте предметы по различным признакам. Помогут вам в этом вот такие пособия:
- Мелкие предметы: шарики, кубики, крупы, мелкие фигурки животных, овощей, фруктов, желуди, шишки. Их можно сортировать, угадывать на ощупь, выкладывать последовательности, пересчитывать, использовать в сюжетных играх.
- Пазлы (в том числе объемные).
- Узоры из геометрических фигур. Подойдут пособия Никитина, блоки Дьенеша.
- Палочки Кюизенера, счетные палочки. Их можно – пересчитывать, складывать последовательности по образцу, выкладывать различные фигуры.
- Мозаики.
- Материалы с различной текстурой поверхности (можно обклеить разными тканями кубики). Пример игр с сенсорными карточками и мастер-класс по их изготовлению вы можете посмотреть.
- Матрешка. Разнообразие развивающих игр с матрешкой – это отдельная тема, и если коротко, то упомяну такие игры, как собирать последовательности по убыванию и возрастанию, расставлять по размеру с закрытыми глазами, сравнивать и искать сходства и различия, обрисовывать основания и расставлять по соответствующим местам, использовать в сюжетных играх.
- Карточки с изображениями цифр, рамки-вкладыши с цифрами.
- Наборы карточек «мемо», лото, домино, логические пазлы.
Развитие речи, слуха и музыкальное развитие
Игрушки для развития мелкой моторики рук ребенка
Важной составляющей развития речи ребенка являются упражнения на развитие мелкой моторики рук. В этом помогут такие «развивающие пособия», как различные крупы, камешки, бусинки, пуговки, шнуровки, пальчиковый театр, пластилин (или различные массы для лепки, соленое или крахмальное тесто и так далее), ленты (и даже бинт) и веревочки. Пластиковые бутылочки и флаконы с закручивающимися крышками.
Игрушки для развития слухового восприятия
Развитию слухового восприятия (физиологического и фонематического слуха) способствуют игры, в которых ребенку демонстрируют различные звуки музыкальных инструментов (или голоса животных) и просят по памяти (без участия зрения) воспроизвести звук, или угадать какой инструмент (или животное) этот звук издает. В качестве пособий можно использовать барабан, бубен, ксилофон, синтезатор, различные озвученные книги с голосами животных (хорошего качества).
Овладение навыками сюжетно–ролевых игр. Развитие воображения. Эмоциональное развитие
Для пополнения словарного запаса и эмоционального развития пригодятся всевозможные карточки с изображениями лиц людей, животных, растений, зданий, предметов обихода, книги. Деткам в возрасте до трех лет достаточно показывать и рассказывать только об основных эмоциях («страх», «удивление», «злость», «печаль», «удовольствие», «радость»), без оттенков. И постепенно расширять список.
Куклы, фигуры животных, перчаточные персонажи сказок, машинки (различные спецмашины), мягкие игрушки, тематические наборы инструментов, элементы одежды (колпак повара, каска строителя, халат доктора и так далее), детская посуда используются для сюжетно–ролевых игр и способствуют пополнению словарного запаса, развитию воображения и эмоциональной сферы ребенка.
О том какую игрушку выбрать малышу на подарок подскажет это видео.
Как сделать развивающие игрушки эффективными
Безусловно, ребенок в возрасте от 2 до 3 лет не способен к полноценной самостоятельной игре, нуждается в организации своего времени и участии в игре взрослого.
Для того чтобы ваши занятия с ребенком были наиболее эффективны, а потенциал развивающих игрушек для ребенка от 2 до 3 лет использовался максимально, существуют рекомендации о том, как играть с ребенком:
- важна искренняя заинтересованность взрослого игрой;
- задания должны быть ребенку под силу;
- упражнение нужно закончить до того, как малыш потеряет интерес и устанет;
- для усвоения информации старайтесь задействовать все органы чувств малыша;
- необходимо в играх чередовать различные виды деятельности.
Искренне желаю вам получать удовольствие от совместных занятий, наполняя каждый день интересными и полезными играми, приятным общением, радостью и улыбками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающая игрушка для ребенка своими руками «Необыкновенная муфта»
Развивающая игрушка для ребенка своими руками "необыкновенная муфта"....
Рекомендации для родителей "Выбираем развивающую игрушку для ребенка"
Даны рекомендации родителям по выбору развивающих игрушек для ребенка....
Консультация для родителей : " Матрешка - развивающая игрушка для ребенка".
В наше время существует множество разных игрушек для детей, есть игрушки для развития, есть для обучения или просто для души. К какому типу можно отнести матрёшку? Яркий, добрый образ, такти...
Памятки для родителей. Тема: "Развивающая игрушка в жизни ребенка или правила покупки для родителей"
Значение детской игрушки: Для общества игрушка - важнейший элемент культуры («зеркало культуры»).Для взрослого игрушка - важнейшая составная часть образовательной среды.Для ребенка иг...
Методическая разработка "Развивающие игрушки для ребенка от 2-х до 3-х лет"
Значение игрушки в раннем возрасте сложно переоценить. Правильно подобрать игрушки, значит правильно направить развитие ребёнка....
Как выбрать развивающую игрушку ребенку?
Как выбрать игрушку для ребенка? На самом деле, это очень увлекательное занятие....
Матрешка-первая развивающая игрушка для ребенка
Данная консультация для родителей дает понять им какую огромную роль играет в развитии ребенка матрешка....